{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как набрать и адаптировать больше сотни разработчиков за месяц. Опыт OZON.ru

Массовый рекрутмент – это всегда не просто, а массовый рекрутмент толковых IT-шников, которые будут готовы к большим объемам работы и созданию процессов с нуля – задача не из простых. Технический директор OZON.ru Анатолий Орлов и его коллега Руководитель направления пользовательского опыта Евгений Ширинкин написали для Vc.ru колонку о том, как им удалось набрать и адаптировать в компании больше сотни разработчиков за месяц.

Новый офис OZON.ru

Как набирали?

За месяц мы набрали порядка 232 разработчиков. До этого в компании было 150 разработчиков, то есть мы удвоили штат чуть больше, чем за месяц. В нормальной ситуации это просто невозможно. Если применить нехитрые математические расчеты, то при наборе людей на условиях общего конкурса (грубо говоря, “по объявлению”) и выставленному офферу одному человеку из десяти (а это очень оптимистично в таких условиях), пришлось бы провести 2320 собеседований. При адекватной оценке ресурсов это кажется фантастикой, ведь еще и работать кому-то нужно. И тут нам очень помогла компания Alibaba, купившая Lazada. После этой сделки было принято решение закрыть московский офис разработки, и мы им за это очень благодарны. Людей не оставили без работы, а предложили переехать в Китай, но не все оказались к этому готовы. И тут подсуетились мы. В результате из Lazada к нам перешли примерно 120-150 разработчиков, плюс подавляющее количество остальных “новичков” тоже пришло по рекомендации людей, с которыми мы работали раньше.

К этому времени мы уже четко понимали, что OZON.ru ждут большие перемены. Мы успели наметить стратегию развития и осознать масштаб амбициозности планов. Очевидно, что high tech компании планомерно вытесняют конкурентов без high tech базы. Первыми, кто это сделал, были порталы и поисковики, откусив значительный кусок у рекламного рынка. В победе Яндекс.Такси и Uber над местными таксопарками уже тоже никто не сомневается. Сейчас наступает пора телевидения, где Netflix и Youtube создают контент, в разы превышающий по качеству массовый телевизионный. Ритейл в этом направлении сейчас тоже в центре внимания: Amazon и Alibaba диверсифицируют свой бизнес в крупных масштабах. А с учетом того, что ритейл – это гигантский пласт мировой экономики, неудивительно, что интерес к этому направлению сейчас высок.

В OZON.ru вышло несколько вице-президентов из Lazada, они уже знали, кому стоит доверять, поэтому любому человеку из компании, на которого показывал VP, присылали оффер. Мы не стали тратить время на формальные собеседования, а доверились опыту совместной работы. Часто предложения подкреплялись чуть большим вознаграждением, это естественно. С рынком мы тоже работали: мотивировали, заражали планами тех ребят, кто умеет делать хорошие продукты. По началу это было нелегко, сейчас становится попроще.

Как объединяли между собой и адаптировали?

Когда к команде присоединяется такое количество людей, нужно хорошенько подумать об их адаптации. При слиянии двух технических команд не обходилось и без конфликтов – спорили кто и за что отвечает и какие технологии использует. Например, в OZON.ru раньше все было на .Net, а новые сотрудники из Lazada пишут на Go. Для того, чтобы сплотить людей, мы использовали несколько «инструментов»:

  • донесли мысль о том, что топ-менеджмент компании серьезно настроен сделать из интернет-ритейлера технологическую компанию, показали серьезность планов, объяснили, что работы всем хватит, а распри нужно направить в сторону конкурентов, с которыми у нас все более, чем в порядке;
  • предложили по-настоящему интересные задачи, некоторые из которых сотрудникам пришлось бы выполнять впервые, а это отличный потенциал для роста;
  • в качестве подтверждения наших обещаний об улучшении условий работы и развитии каждого члена команды, переехали в новый классный офис в Москву-Сити, обеспечили комфортные рабочие места, удобный график и новое оборудование. Плюс массово и заметно повысили зарплату членам прежней IT-команды до уровня который, как мы считаем, соответствует технологическим компаниям (в интернет-магазинах платят меньше);
  • вдохнули жизнь в офисные будни – теперь у нас проходят технологические meet ups, образовательные встречи, и тематические Crazy Fridays по вечерам в конце недели. Да, у нас бывает алкоголь на таких вечеринках.

Что они будут делать?

Мы понимаем, что «плюшками» в компанию уже не заманишь. Люди, которые нам нужны, могут «клюнуть» только на по-настоящему амбициозные задачи. Поэтому и рекрутмент мы начали только после того, как определились с ключевыми проектами внутри. Будем откровенны, мы понимали, что с точки зрения построения процессов и бизнеса компания OZON.ru эффективна не во всем. Так, мы и определили для себя три ключевых направления, с которыми будем работать в текущем году: логистика, IT и продукт. После этого, мы и пошли на охоту за талантами. Мы приглашали людей, которые готовы запустить маркетплейс, работать над оптимизацией складов и логистики, создавать новое мобильное приложение с удобной авторизацией, поиском, оформлением, оплатой и трекингом заказа, оптимизацией работы продукта – внедрением независимых релизов и автономных команд. Плюс ко всему, мы заявили и о том, что технологии в OZON.ru теперь больше, чем были раньше. Помимо всего прочего здесь можно развиваться в разработке программного обеспечения, роботизации и автоматизации складов.

Этот «полумарафон» с массовым набором IT-специалистов мы преодолели. Кажется, довольно успешно. Правда, нам предстоит набрать еще больше сотни IT-специалистов, но в этот раз процесс должен пройти максимально гладко, но и не так быстро. К тому же, места в офисе все равно почти закончились, а два новых этажа будут только в сентябре.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Вася Пражкин

"мотивировали, заражали планами тех ребят, кто умеет делать хорошие продукты"
И много у вас качественного плана?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пихаров
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Matveev
Ответить
Развернуть ветку
Avottak

Сотни интровертов в одном офисе - это рекорд Гиннеса.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoliy Orlov

Почему интровертов? (в смысле не факт что вы не правы, как вы догадались)

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

"технологические meet ups"

Кам он!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Gorin

тема не раскрыта )) Ожидал, что подробно распишут о менеджерском составе, как росли процессно, в каких пропорциях.
А так только о не материальной мотивации и цифра «мы выросли вдвое» ))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда