Офтоп РокетБиз
1 497

Мозговой штурм: 5 успешных методов для разных задач

Многие из нас сталкивались с кризисом, когда творческий порох расстрелян и новые идеи не рождаются, как раньше. Сидишь перед задачей, и не знаешь с какой стороны к ней подойти. Тяжело дышишь, долго думаешь-думаешь, и тут БИНГО! – надо позвать на помощь коллег! Хорошо, но теперь появилась новая проблема: а как грамотно организовать процесс генерации идей?

В закладки

Сходу сложно определить какой вид мозгового штурма подойдет именно под ваш коллектив и задачу, ведь разновидностей МШ тысячи. Дело в том, что для создания контент-плана, подбора гипотез для решения бизнес-задач или выбора прототипа дизайна нового офиса не подойдет один единственный идеальный вид штурма.

В этом материале команда компании Спутник-1 расскажет о нескольких опробованных видах МШ и покажет, где искать ваш идеальный штурмовой метод.

Классический метод – выбор новичка

Описание:

Впервые процесс мозгового штурма описал американский теоретик творчества и рекламный директор агентства BBDO Алекс Осборн в 1953 году. С того времени было разработано немало новых методов. Но его - классика. А классику надо знать и уважать. К тому же она вполне годна.

Итак. Классический МШ проводится в две сессии - генерация идей и их оценка. Все вместе займет час-полтора. В штурмовую группу должно входить от 3 до 12 человек. Контролировать процесс и не доводить его до галдежа должен опытный модератор.

Пример:

В академическом варианте проведения, перед генерирующей сессией необходимо провести разминку, чтобы установить разряженную атмосферу в коллективе – поговорите немного о всяком, пошутите.

На старте модератор оглашает цель штурма, пишет ее на доске и предлагает участникам сессии создать как можно больше идей о том, как ее достичь. Затем лидер сессии выслушивает присутствующих и формирует идеи в список. Далее все участники «оплодотворяют» эти идеи, дорабатывая их до идеального состояния.

На второй, оценочной сессии коллектив выбирает самую развернутую и проработанную идею, как решение заявленной проблемы.

За более подробным описанием процесса идем сюда.

Где применить:

Учитывая то, что в классический метод входит несистемное общение, он очень хорошо подходит для новичков. Когда вы поймете основные принципы проведения мозговых штурмов, можете двигаться к более навороченным.

«Оригами» – выбор пиарщика

Описание:

«Оригами» позволяет генерировать объемный перечень идей. Процесс штурма проходит под интервальный таймер, который дисциплинирует участников и подталкивает их к креативу. Временные рамки выполняют роль модератора – нет времени на бесплодные размышления, нет времени на шутки. Все проходит в тишине, быстро и четко.

Пример:

Допустим вас четверо: вы, SEOшник, маркетолог и специалист по контекстной рекламе. Каждый берет пачку липких стикеров и за те самые отведенные 8 отрезков по 40 секунд пишет 8 идей – по одной идее за отрезок. На выходе вы получите 32 темы, предложенные профессионалами своего дела! Бери и пиши.

Где применить:

Метод идеально подходит для создания контент-планов. Зачастую журналист, переходя в статус пиарщика, к примеру, в IT-компании, не совсем понимает тонкости работы коллег, а писать об их деятельности как-то нужно. «Оригами» позволяет напитать контент-план темами, которые тыжепрограммисты выделили, как крутые и интересные.

МФО – выбор разработчика

Описание:

Метод фокальных (связанных) объектов – на первый взгляд самый сложный вид мозгового штурма. МФО фокусирует внимание команды не на абстрактной проблеме, а на доработках конкретного прототипа, устройства или продукта.

Суть МШ кроется в проецировании свойств случайно выбранных предметов на свой продукт – адаптации их сильных сторон.

Пример:

Вам нужно улучшить телефон. Открываете любую книгу и тыкаете пальцем в первое попавшееся слово. Оп, попали в «теплоход». Ага, он большой, железный и плавает. Однако это не значит, что телефон должен быть размером с теплоход, выполнен из тяжелого металла и иметь возможность сплавить по реке 100 человек. Это значит, что он должен быть достаточно большим, чтобы удобно лежать в руке, выполнен из прочного материала и защищать от влаги свои жизненно важные элементы.

Где применить:

Очень подходит для старта доработок уже готового продукта. Разработчику софта, дизайнеру автомобиля или матерому продуктологу на заметку.

Групповой брейнрайтинг – выбор большого коллектива

Описание:

Участники штурма выписывают свои идеи и передают их другим коллегам, каждый последующий развивает эту идею, накидывая свои. Фишка еще и в том, что исписанные листы или вордовские файлы могут быть использованы для поиска вдохновения в дальнейшем.

Пример:

Допустим вы работаете в компании с большим количество филиалов в разных точках галактики. И вам нужно учесть мнение всех подразделений. Создаете файл экселя, где каждый пишет в колонку свою идею по решению заявленной проблемы. Ниже каждый развивает идею коллег. И так несколько кругов.

Где применить:

Данный метод может быть использован в больших коллективах. Это и есть его главное преимущество.

Шесть шляп – выбор коммуникабельных

Описание:

Метод шести шляп разработан британским психологом и экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Суть системы заключается в том, что участники собрания делятся на роли, соотнесенные с цветами шести шляп, каждая из которых символизирует тот или иной способ размышления о предмете мозгового штурма: кто-то генерирует идеи, кто-то их критикует, кто-то хвалит и т.д.

Пример:

В целом метод де Боно подразумевает множество вариантов программ проведения мозгового штурма, однако мы обратим ваше внимание на один определенный:

  • Синюю шляпу «надевает» модератор, который обозначает цель МШ и следит за отыгрышем ролей.
  • Белая шляпа генерирует идеи для решения заявленной проблемы.
  • Красная шляпа делится эмоциями по отношению к обсуждаемому предмету или задаче.
  • Черная шляпа критикует и оценивает негативный эффект от идей.
  • Желтая шляпа хвалит и оценивает позитивный эффект от идей.
  • Зеленая шляпа при помощи участников МШ генерирует новые идеи, рассматривая вариант белой шляпы.

Где применить:

Элемент игры будет полезен в коллективе, который еще не успел сработаться, притереться. Роли участников МШ надо подбирать от противного – тому, кто в основном умеет только критиковать, выделяют роль хвалителя. И наоборот. Это позволит равномерно раскрыть потенциал всех членов команды.

Также будет полезно тем, у кого нет времени на анализ полученных на штурме идей – плохо подходящие и откровенно нелепые сами отсеиваются шляпниками.

Как и было сказано выше, мозговых штурмов очень много – тысячи их. Расскажите в комментариях о самых крутых, в которых вам доводилось принимать участие.

#мозговойштурм #лайфхак #мотивация

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "РокетБиз", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u0430\u0446\u0438\u044f","\u043c\u043e\u0437\u0433\u043e\u0432\u043e\u0439\u0448\u0442\u0443\u0440\u043c","\u043b\u0430\u0439\u0444\u0445\u0430\u043a"], "comments": 11, "likes": 25, "favorites": 45, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 42146, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 19 Jul 2018 09:31:24 +0300" }
{ "id": 42146, "author_id": 178430, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/42146\/get","add":"\/comments\/42146\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/42146"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

11 комментариев 11 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
6

Мне очень нравиться способ Оригами☺️
Мне кажется для команд, где не все участники готовы вести дебаты и открыто высказывать свое мнение - это отличный способ собрать большое количество идей👍🏻👍🏻👍🏻

Ответить
0

Ксюш, надо штурм со шляпами апробировать - его Сашенька предлагала недавно)

Ответить
1

Это все безумно захватывающе, увлекательно и интересно, но не могли бы вы накидать кейсов реальных мш, со списком должностей участников и решаемыми проблемами?

Ответить
1

Как показывает практика, люди на этой платформе не очень любят примеры из нашей практики. Но ваш комментарий в очередной раз иллюстрирует, что "сколько людей, столько и мнений"...)

Если действительно интересно, могу рассказать, как мы провели наш последний МШ: какая стояла задача, кто участвовал и к чему пришли.

Ответить
2

Правда интересно.
Я не стебусь и не язвлю.
Мне действительно хочется понять

Ответить
2

Итак, для начала вкратце о нас. Компания Спутник-1 – удаленный отдел маркетинга для решения бизнес-задач и достижения целей, выраженных в финансовых показателях, а не кликах или лайках. Проще говоря, мы анализируем существующие бизнес-процессы клиента, указываем на недочеты и совместно находит пути их решения – снимаем реальную боль, а не показываем статистику с кучей красивых, но мало что значащих цифр.

С недавних пор мы стали разрастаться: команда – больше, офис – больше, амбиции – попрежнему большие) И решили мы, что нам нужно продвигать не только наших клиентов, но и свой личный бренд!

Стали писать тексты и публиковаться в СМИ. Но этого нам мало. Присмотрелись к Youtube. Наши креативные коллеги (назовем их команда разработки) составили контент-план и стратегия канала, а затем вынесли на суд всех участников команды.

Выбрали название и основные фишки канала из перечня представленного командой разработки. Однако одного мы сходу не продумали: а как органично подтолкнуть зрителей к написанию большого-большого количества комментариев? Тут мы и прибегли к МШ по технике «Оригами» (как ее проводить – в тексте:3).

Результаты «Оригами» – чистая демократия. Идеи, записанные большим начальником и мелким клерком (хоть у нас нет ни тех, не других), на равных правах отправляются на доску! Полученные мнения аккумулируются в единый документ, который станет дорожной картой решения проблемы.

Если остались вопросы - отвечу на все)

Ответить
1

Сейчас опишу процесс мозгового штурма по созданию корпоративного канала на Youtube, где, помимо продвижения HR бренда, будут полезные лайфхаки и бизнес-интервью.

Нужно время, чтобы описать - заходите чуть позже)

Ответить
1

Давай! Было б круто

Ответить
2

Мне бы тоже это интересно было бы почитать

Ответить
1

Классные идеи! Спасибо за статью

Ответить
0

Очень рады, что вам понравилось!
Подписывайтесь - еще будет, чего интересного почитать)

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }