{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Мозговой штурм: 5 успешных методов для разных задач

Многие из нас сталкивались с кризисом, когда творческий порох расстрелян и новые идеи не рождаются, как раньше. Сидишь перед задачей, и не знаешь с какой стороны к ней подойти. Тяжело дышишь, долго думаешь-думаешь, и тут БИНГО! – надо позвать на помощь коллег! Хорошо, но теперь появилась новая проблема: а как грамотно организовать процесс генерации идей?

Сходу сложно определить какой вид мозгового штурма подойдет именно под ваш коллектив и задачу, ведь разновидностей МШ тысячи. Дело в том, что для создания контент-плана, подбора гипотез для решения бизнес-задач или выбора прототипа дизайна нового офиса не подойдет один единственный идеальный вид штурма.

В этом материале команда компании Спутник-1 расскажет о нескольких опробованных видах МШ и покажет, где искать ваш идеальный штурмовой метод.

Классический метод – выбор новичка

Описание:

Впервые процесс мозгового штурма описал американский теоретик творчества и рекламный директор агентства BBDO Алекс Осборн в 1953 году. С того времени было разработано немало новых методов. Но его - классика. А классику надо знать и уважать. К тому же она вполне годна.

Итак. Классический МШ проводится в две сессии - генерация идей и их оценка. Все вместе займет час-полтора. В штурмовую группу должно входить от 3 до 12 человек. Контролировать процесс и не доводить его до галдежа должен опытный модератор.

Пример:

В академическом варианте проведения, перед генерирующей сессией необходимо провести разминку, чтобы установить разряженную атмосферу в коллективе – поговорите немного о всяком, пошутите.

На старте модератор оглашает цель штурма, пишет ее на доске и предлагает участникам сессии создать как можно больше идей о том, как ее достичь. Затем лидер сессии выслушивает присутствующих и формирует идеи в список. Далее все участники «оплодотворяют» эти идеи, дорабатывая их до идеального состояния.

На второй, оценочной сессии коллектив выбирает самую развернутую и проработанную идею, как решение заявленной проблемы.

За более подробным описанием процесса идем сюда.

Где применить:

Учитывая то, что в классический метод входит несистемное общение, он очень хорошо подходит для новичков. Когда вы поймете основные принципы проведения мозговых штурмов, можете двигаться к более навороченным.

«Оригами» – выбор пиарщика

Описание:

«Оригами» позволяет генерировать объемный перечень идей. Процесс штурма проходит под интервальный таймер, который дисциплинирует участников и подталкивает их к креативу. Временные рамки выполняют роль модератора – нет времени на бесплодные размышления, нет времени на шутки. Все проходит в тишине, быстро и четко.

Пример:

Допустим вас четверо: вы, SEOшник, маркетолог и специалист по контекстной рекламе. Каждый берет пачку липких стикеров и за те самые отведенные 8 отрезков по 40 секунд пишет 8 идей – по одной идее за отрезок. На выходе вы получите 32 темы, предложенные профессионалами своего дела! Бери и пиши.

Где применить:

Метод идеально подходит для создания контент-планов. Зачастую журналист, переходя в статус пиарщика, к примеру, в IT-компании, не совсем понимает тонкости работы коллег, а писать об их деятельности как-то нужно. «Оригами» позволяет напитать контент-план темами, которые тыжепрограммисты выделили, как крутые и интересные.

МФО – выбор разработчика

Описание:

Метод фокальных (связанных) объектов – на первый взгляд самый сложный вид мозгового штурма. МФО фокусирует внимание команды не на абстрактной проблеме, а на доработках конкретного прототипа, устройства или продукта.

Суть МШ кроется в проецировании свойств случайно выбранных предметов на свой продукт – адаптации их сильных сторон.

Пример:

Вам нужно улучшить телефон. Открываете любую книгу и тыкаете пальцем в первое попавшееся слово. Оп, попали в «теплоход». Ага, он большой, железный и плавает. Однако это не значит, что телефон должен быть размером с теплоход, выполнен из тяжелого металла и иметь возможность сплавить по реке 100 человек. Это значит, что он должен быть достаточно большим, чтобы удобно лежать в руке, выполнен из прочного материала и защищать от влаги свои жизненно важные элементы.

Где применить:

Очень подходит для старта доработок уже готового продукта. Разработчику софта, дизайнеру автомобиля или матерому продуктологу на заметку.

Групповой брейнрайтинг – выбор большого коллектива

Описание:

Участники штурма выписывают свои идеи и передают их другим коллегам, каждый последующий развивает эту идею, накидывая свои. Фишка еще и в том, что исписанные листы или вордовские файлы могут быть использованы для поиска вдохновения в дальнейшем.

Пример:

Допустим вы работаете в компании с большим количество филиалов в разных точках галактики. И вам нужно учесть мнение всех подразделений. Создаете файл экселя, где каждый пишет в колонку свою идею по решению заявленной проблемы. Ниже каждый развивает идею коллег. И так несколько кругов.

Где применить:

Данный метод может быть использован в больших коллективах. Это и есть его главное преимущество.

Шесть шляп – выбор коммуникабельных

Описание:

Метод шести шляп разработан британским психологом и экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Суть системы заключается в том, что участники собрания делятся на роли, соотнесенные с цветами шести шляп, каждая из которых символизирует тот или иной способ размышления о предмете мозгового штурма: кто-то генерирует идеи, кто-то их критикует, кто-то хвалит и т.д.

Пример:

В целом метод де Боно подразумевает множество вариантов программ проведения мозгового штурма, однако мы обратим ваше внимание на один определенный:

  • Синюю шляпу «надевает» модератор, который обозначает цель МШ и следит за отыгрышем ролей.
  • Белая шляпа генерирует идеи для решения заявленной проблемы.
  • Красная шляпа делится эмоциями по отношению к обсуждаемому предмету или задаче.
  • Черная шляпа критикует и оценивает негативный эффект от идей.
  • Желтая шляпа хвалит и оценивает позитивный эффект от идей.
  • Зеленая шляпа при помощи участников МШ генерирует новые идеи, рассматривая вариант белой шляпы.

Где применить:

Элемент игры будет полезен в коллективе, который еще не успел сработаться, притереться. Роли участников МШ надо подбирать от противного – тому, кто в основном умеет только критиковать, выделяют роль хвалителя. И наоборот. Это позволит равномерно раскрыть потенциал всех членов команды.

Также будет полезно тем, у кого нет времени на анализ полученных на штурме идей – плохо подходящие и откровенно нелепые сами отсеиваются шляпниками.

Как и было сказано выше, мозговых штурмов очень много – тысячи их. Расскажите в комментариях о самых крутых, в которых вам доводилось принимать участие.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Ксения Лысенко

Мне очень нравиться способ Оригами☺️
Мне кажется для команд, где не все участники готовы вести дебаты и открыто высказывать свое мнение - это отличный способ собрать большое количество идей👍🏻👍🏻👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kotelnikov

Ксюш, надо штурм со шляпами апробировать - его Сашенька предлагала недавно)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Максимов

Это все безумно захватывающе, увлекательно и интересно, но не могли бы вы накидать кейсов реальных мш, со списком должностей участников и решаемыми проблемами?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kotelnikov

Как показывает практика, люди на этой платформе не очень любят примеры из нашей практики. Но ваш комментарий в очередной раз иллюстрирует, что "сколько людей, столько и мнений"...)

Если действительно интересно, могу рассказать, как мы провели наш последний МШ: какая стояла задача, кто участвовал и к чему пришли.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Максимов

Правда интересно.
Я не стебусь и не язвлю.
Мне действительно хочется понять

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kotelnikov

Итак, для начала вкратце о нас. Компания Спутник-1 – удаленный отдел маркетинга для решения бизнес-задач и достижения целей, выраженных в финансовых показателях, а не кликах или лайках. Проще говоря, мы анализируем существующие бизнес-процессы клиента, указываем на недочеты и совместно находит пути их решения – снимаем реальную боль, а не показываем статистику с кучей красивых, но мало что значащих цифр.

С недавних пор мы стали разрастаться: команда – больше, офис – больше, амбиции – попрежнему большие) И решили мы, что нам нужно продвигать не только наших клиентов, но и свой личный бренд!

Стали писать тексты и публиковаться в СМИ. Но этого нам мало. Присмотрелись к Youtube. Наши креативные коллеги (назовем их команда разработки) составили контент-план и стратегия канала, а затем вынесли на суд всех участников команды.

Выбрали название и основные фишки канала из перечня представленного командой разработки. Однако одного мы сходу не продумали: а как органично подтолкнуть зрителей к написанию большого-большого количества комментариев? Тут мы и прибегли к МШ по технике «Оригами» (как ее проводить – в тексте:3).

Результаты «Оригами» – чистая демократия. Идеи, записанные большим начальником и мелким клерком (хоть у нас нет ни тех, не других), на равных правах отправляются на доску! Полученные мнения аккумулируются в единый документ, который станет дорожной картой решения проблемы.

Если остались вопросы - отвечу на все)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kotelnikov

Сейчас опишу процесс мозгового штурма по созданию корпоративного канала на Youtube, где, помимо продвижения HR бренда, будут полезные лайфхаки и бизнес-интервью.

Нужно время, чтобы описать - заходите чуть позже)

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Grad

Давай! Было б круто

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Grad

Мне бы тоже это интересно было бы почитать

Ответить
Развернуть ветку
Sveta Venkat

Классные идеи! Спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kotelnikov

Очень рады, что вам понравилось!
Подписывайтесь - еще будет, чего интересного почитать)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда