Оффтоп Вячеслав Шегай
5 384

«Лучшие проекты — те, где лидеры умеют уговаривать»: шесть правил для определения перспективности стартапа

Управляющий партнёр фонда Impulse VC Кирилл Белов — о том, на что обращает внимание инвестор, когда к нему приходит стартап.

В закладки

Издание «Идеономика» поговорило с Кириллом Беловым и опубликовало его правила общения со стартаперами.

Ежедневно Кирилл Белов, управляющий партнер венчурного фонда Impulse VC миллиардера Романа Абрамовича, общается с большим количеством предпринимателей со всего мира, ищущие инвестиции. Фонд вкладывает деньги в различные стартапы, от электронного маркетинга до HR и ИТ: NtechLab, eLama, Between Digital, JungleJobs, Trubunа Digital, Shortlist и другие.

Правило 1: хобби говорит о многом

Я часто бываю в офисах стартапов. Мне интересно не просто посмотреть на команду, а расспросить стартаперов об их увлечениях, хобби. Стараюсь хотя бы один раз побывать там, где находится команда. Без этого мы не делаем крупных инвестиций.

Если у человека нет хобби, то я этому не буду рад. Скорее всего, он находится в пограничном состоянии. А потом будет ходить к психотерапевту. Основатель проекта — это человек, который должен всё время эволюционировать.

Вначале он один, вокруг него нет сотрудников, потом появляется ещё один. Вместе они начинают проект. Постепенно присоединяются ещё люди. В итоге команда расширяется условно до 20 человек. И у них меняются роли, а значит, надо адаптироваться и всё время учиться. Поэтому очень важно смотреть на гибкость человека. Гибкость и хобби — это одно и то же.

В компаниях США и Европы есть определённые стадии, процессы, когда люди понимают, что надо найти нового генерального директора, а своего отпустить восвояси. В России такого опыта нет. У нас даже профессиональных генеральных директоров, которые готовы подхватить команду, единицы. И стоят они космических денег.

Но есть множество шарлатанов, которые говорят: «Давай я за $10-20 тысяч и машину буду сидеть и управлять твоей компанией». Ты смотришь его послужной список, а там ничего. А вот хобби и без послужного списка сразу говорят о гибкости человека: готов ли он адаптироваться, меняться и эволюционировать.

Правило 2: как работает команда в офисе

Я смотрю не только на команду, но и на место, в котором она сидит. Это очень важно. Даже если это два стартапера, и сидят они в коворкинге, какой-то рабочий процесс всё равно есть. Отлажен ли он?

Я хочу посмотреть, реально ли стартап существует, какие у него процессы, потому что мы инвестируем на стадии, когда не два человека, а пять. Прихожу, спрашиваю, можно ли поговорить с сотрудниками. Общаясь с людьми, понимаешь, кто чем и насколько увлечён.

Часто стартапы нанимают не самых лучших людей — даже не средних, а просто тех, которые были на рынке. Это плохой сигнал. Лучшие проекты — те, где лидеры умеют уговаривать, добавлять сильных людей в команду. Я оцениваю, кого они уже успели убедить принять участие в своём проекте.

Бывает, приходишь и понимаешь, что тут какой-то фуфел, ничего не происходит. Как-то раз приехал в одну компанию, в которую мы действительно хотели инвестировать. Идём по коридору, видим много рабочих мест. А стартаперы нас посадили в переговорку и говорят: «Давайте не будем отвлекать команду». Мы зашли в сам офис, а половина рабочих мест просто пустая. Такое очень напрягает. Инвестировать в тот проект мы не стали.

Бывает и по-другому: приходишь, вроде всё плохо, люди сидят в разбитом НИИ, их там трое человек. Или вообще в подвале каком-то. Но при этом видно, что люди реально из своих микрозарплат выделяют деньги, чтобы был этот офис, что-то делалось, работало. Никакие офисные пуфики не важны. Мы смотрим только на людей. Это самое важное. А атмосфера потом проявится, когда они о сотрудниках будут беспокоиться.

Случается, что встречаешь детали, которые говорят о многом. Однажды я был в одном офисе, там двум ключевым разработчикам, которые целый день сидят и программируют, не нравились их стулья.

Так для них выдрали кресла то ли от Mercedes, то ли от Audi, сохранили вентиляцию, розетку к креслами провели, а потом собрали для них стол, за которым сидеть удобно. Вот такое сразу говорит о том, что руководитель мотивирован и хочет собрать лучших людей.

Правило 3: личная антипатия может помешать

Бывает, что впервые общаешься со стартапером и интуитивно чувствуешь антипатию к нему. Такое встречается довольно часто. Но принимать решения по принципу «мне его рожа сразу не понравилась» будет ошибкой. Как шутят мои партнёры, именно мерзавцы зарабатывают лучше всех.

Правило 4: люди должны учиться

Стартапер присылает презентацию, а ты говоришь: «Добавьте, пожалуйста, описание ваших конкурентов, экономику и ещё что-то». Например, ты знаешь, что человек к тебе первому пришёл, а потом пойдёт в другие фонды. По идее, ему нужны советы. Но он все равно не присылает дополненную презентацию, а вместо этого идёт параллельно по пяти фондам, ничего не добавляя.

Но там ведь спросят то же самое. И я наблюдаю, придёт ли он спустя время и начнёт общаться по-другому или не придёт. Должно присутствовать лёгкое ощущение, что он обучается, понимает, что от него просят, знает, как с тобой работать. Если он с тобой научился взаимодействовать, значит, и с клиентом точно научится.

Правило 5: пафос и дорогой костюм — сразу «нет»

Приходит богатый стартапер в дорогом костюме и говорит: «Дай мне денег, я не хочу вкладывать свои 20 млн рублей». Вопрос: «Но почему ты не хочешь вложить свои деньги?». Он отвечает: «А мне семью кормить надо».

Такое часто встречается. Некоторые любят просить высокую зарплату. То есть смотришь, у них в финансовой модели всё хорошо, а когда доходишь до вопроса «Что это за такие цифры мелким шрифтом?», тебе отвечают: «Это наша зарплата. Мне надо семью кормить». Уточняешь: «Ну это прям как будто семья из "Глобус Гурмэ" не выходит». А он: «Мы привыкли к определённому уровню жизни».

В фильме «Кремниевые ковбои» основатель Compaq рассказывал на вечеринке, когда они уходили из Texas Instruments, что у них был маленький ребёнок, а жена ждала второго.

Они втроём решили покинуть компанию. И вот он стоит с кем-то болтает, его спрашивают: «Как дела?» Он отвечает: «Нормально, вот с ребятами уходим из Texas Instruments, а куда — ещё пока не решили, сделали свою компанию». Спрашивают: «А чем будете заниматься?». Он отвечает: «Да пока думаем, то ли отелями, то ли чипами, то ли компьютерами». А ему говорят: «Как это не решили? А как семья? Жена?»

Наверное, таким людям в дорогих костюмах не хватает чуть-чуть этой жилки, потому что 30-35 лет назад, когда создавали Compaq, не было никаких венчурных денег. Люди шли с бизнес-планом, брали кредит в банке и гарантировали, что в первый год они добьются выручки в $30 млн.

Безусловно, есть множество проектов: сложных, куда нужно много денег инвестировать, чтобы что-то получить. Но есть и другие проекты, которые тупо сжигают деньги.

В России такое тоже есть. Но тут ещё один важный момент — у нас всё-таки присутствует недостаток бизнес-знаний, бизнес-образования. То есть люди не со зла такие, а от нехватки знаний. Такова реальность.

Правило 6: настойчивость и ещё раз настойчивость

Настойчивость — признак того, что человек чего-то добьется. Алим Удербеков, основатель «ГдеМатериал», был гипернастойчив. Он начинал с проекта «Базара.нет»: сделал маркетплейс для простых прорабов и за полтора года обошел весь рынок, но добился своего. В итоге оказался у нас в фонде, несколько месяцев нам показывал, рассказывал, что делает, как создает свой маркетплейс, добивался встречи.

Он всё рассказывал, а ему говорили: «Круто. Но пока слабо, пока непонятно, этого нет, того нет». И человек приходил и снова показывал, что результаты есть, и он продал не одну доску, а грузовик досок уже.

Вот такие люди симпатичны, потому что они добиваются своего. Алим понимал, что нужно инвестору, и за год этого добился. И если он год работал без зарплаты, оставив семью где-то далеко, а здесь вкалывал по полной программе, то и следующие пять лет он будет так же вкалывать.

Статьи по теме

  • Как ИТ-стартапу заинтересовать крупного инвестора.
  • Без ям и ухабов: надежный путь создания стартапа от YCombinator.
  • Мифы о стартапах: должна ли работа занимать 100% вашего времени?
  • «Это любовь!» Как стартапу привлечь внимание инвестора.
  • Пол Грэм: Что такое жизнь настоящего стартапера.
  • «Дружите с теми, кто лучше вас!»: совет Ричарда Брэнсона.
{ "author_name": "Вячеслав Шегай", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 18, "likes": 29, "favorites": 53, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 42154, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15395' + '50799') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 42154, "author_id": 171398, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/42154\/get","add":"\/comments\/42154\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/42154"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

18 комментариев 18 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

Правило №1 -Хобби
Странно как то. Причем тут хобби?? Ну скажет или соврет человек, что любит вязать крестиком и что?? Т.е. если у человека нет хобби или их несколько (рыбалка, марки, девки) то это говорит о его полноценности или успешности или способности организовать бизнес?? Кто то спрашивал С.Брина, М.Цукерберга, А.Маска об их хобби??

Правило №2 - Люди.
"Часто стартапы нанимают не самых лучших людей — даже не средних, а просто тех, которые были на рынке. Это плохой сигнал."

Почему плохой?? Лучшие люди стоят дорого!! И как Вы можете определить (из разных сфер) профессиональные навыки человека? Вы лично проводите персональную экспертизу специалистов? Т.е. как находясь в офисе, определить лучший или не лучший специалист?

Правило №3 - личная антипатия может помешать.
Ну извините, что рожей не вышли...))

Правило 4 - люди должны учиться.
Да а Волга впадает в Каспий.
И вообще мы похожи на дрессированных собачек, которые выполняют (или нет) Ваши команды. Вы ведь любите наблюдать за этим.))

Правило 5 - пафос и дорогой костюм — сразу «нет»
Про пафос соглашусь. А причем тут дорогой костюм?? Разве плохо когда человек носит дорогой костюм? Он ведь его?? Надо в мешковину обернуться и с голодными глазами говорить, что не ел уже четыре дня??..))

Правило 6: настойчивость и ещё раз настойчивость.
Конечно! Вы же любите когда Вас просят!..)) И сам процесс,как говорится!!..))

Мне кажется, что Вы пытаетесь купить за очень дешево талантливых и в чем то уважающих себя людей. Эти 6 правил похожи на Ваши комплексы. Так выбирают не людей а рабов.
Но это мое субъективное мнение, так что не судите строго..)

Ответить

Комментарий удален

–1

Вот только люди это не товар, а нанимая специалиста вы платите ему компенсацию за его личное время и навыки которое он тратит на работу. Логично, что хорошие спецы не пойдут работать туда где мало платят.

Ответить

Комментарий удален

0

По 2 пункту согласен, лучше взять мотивированных новичков и слепить прототип из говна и палок, получить первые продажи и потом думать о лучших специалистов.

Ответить
0

Согласен)))

Ответить

Комментарий удален

0

Неужели такая проблема купить ведущему спецу хороший стул и в целом немного повысить его комфорт во время работы? Это ведь все вернется потом. А как именно вернется это уже вопрос)

Ответить
3

Гибкость и хобби — это одно и то же.

розетку к креслам провели

Добавьте, пожалуйста, [в презентацию] экономику ещё что-то

Ответить
2

Сейчас иксперты vc быстро объяснят этому лошку, кто тут рубит за инвестиции

Ответить
1

Господи Иисусе, и это сам Кирилл Белов - надежда инновационного мира. Грех то какой))
Хочу выразить свою гражданскую позицию по пунктам на ответы Кирилла.
1. Хобби...Странно, всегда думал, что у стартаперов их дело и есть в значительной части основное хобби. По нему, по логике вещей и судить надо. "Гибкость и хобби - одно и тоже" - прикол, который я не понял)))
2. Внимание на офис, в котором сидит. А, если нет офиса? А, например, как в истории с Джобсом, пацаны начинают делать уникальную вещь в гараже? Поедет ли туда наш деловитый инвестор? Что его интересуют больше - мозги и продукт или антураж работы кипения?))) "Так для них выдрали кресла то ли от Mercedes, то ли от Audi, сохранили вентиляцию, розетку к креслами провели, а потом собрали для них стол, за которым сидеть удобно. Вот такое сразу говорит о том, что руководитель мотивирован и хочет собрать лучших людей." Ха-ха-ха))))))))
3. Вы инвестор или на свидание ходите? Приходится выбирать. А так детский сад, какой то. Уоррен Баффет позавидовал бы такой избирательности))) Видимо от того, он и первый среди первых инвесторов мира.
4. "По идеи ему нужны советы". Так дайте ему их, а не понтуйтесь.
5. А Вы думали, что стартапер за сухари работать будут? Конечно, всему своя мера. Но, что такого, что человек своим трудом хочет прокормить семью? Вы ведь ее кормите? Так чем хуже стартапер, на котором Вы планируете заработать в сотни раз больше? Интересно было бы узнать,какая ЗП стартапера Вас так возмущает?))) Про дорогой костюм - это вообще отжиг. Да какая разница в чем одет человек, хоть в трусах, хоть костюме. Главное, что у человека в голове. А вот понять это, похоже Вам трудно, ибо обращаете внимание на такие мелочи. Иначе где Ваши прорывные инвестиционные проекты, которые известны на весь мир? Людей нет? Есть! Просто Вы не умеете к ним верно относиться. Опять же понтуетесь, а толку то особого нет.
_______________________________
"Но тут ещё один важный момент — у нас всё-таки присутствует недостаток бизнес-знаний, бизнес-образования. То есть люди не со зла такие, а от нехватки знаний. Такова реальность". ЭТО и ВАС касается)))
6. Настойчивость большой плюс - это да. Только по Вашим ответам можно сказать, что в Вашем понимании это Вы, как царь и Бог, а стартаппер, как челобитный. Поэтому настойчивость бывает разной. Уважающий себя стартаппер с хорошим продуктом, пошлет нах выплясывания перед Вами и лучше обратится туда, где к нему проявляют интерес, а не ставят эксперименты и смотрят, как он там, еще барахтается? Тогда придумаем ему новые испытания.

ИМХО, Кого то еще удивляют, что российский рынок инвестиций далек от реального инвестиционного института? Кого то еще удивляет, что последнее, что было сделано в России действительно крутого, так это Вконтакте? НИ ОДНОГО миллиардного проекта более в стране нет.
И пока господа рус инвесторы будут кататься по офисам и смотреть на одежду изобретателей, то в нашей стране не появятся ни проекты, ни команды. Они попросту уезжают туда, где нет этих наиглупейших заданий на выживаемость, но есть условия, где достойные проекты бережно селекционируют в крупные компании.

Ответить
1

Посмотрел портфель, особенно выходы. Ну что сказать, чем хуже фонд (ровно как и любая компания), тем более "wannabe" люди сидят в нем.

Все выебистые bullet points сводятся к одному - кадры решают все. Можно было бы сказать более содержательно и менее претенциозно эту же мысль гораздо лаконичнее и красивее. Боюсь представить как у них с таким подходом инвест. комитет проходит.

Ответить

Комментарий удален

0

Охуенный ответ. Я бы в накуренном и набуханном состоянии написал бы более связно, чем этот бред.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Да чего все набросились-то. Ну рассказал человек о важных для него моментах в общении со стартапами - так ведь он не выдает их за набор аксиом. Инвесторы - они разные бывают. И такие в том числе :)

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления