Зачем приложению звук Статьи редакции
Разработчики и саунд-дизайнеры — об озвучке сервисов и влиянии уведомлений на пользовательский опыт.
По мнению разработчика и шеф-редактора UX Planet Николай Бабича, хорошая реализация звука важна как для пользователя, так и для разработчика.
Иногда это игнорируется при разработке цифровых продуктов, что неправильно: если из приложений и сервисов убрать все звуки, то ощущаться они будут так же плохо и пусто, как если бы выключили звук в игре или фильме.
Есть несколько примеров, когда звук превращается в инструмент.
Обратная связь.
Звук — это механизм обратной связи для приложений и устройств. К примеру, кнопки при нажатии издают сигнал. Это используется везде: в машинах, игрушках, автомобилях и смартфонах.
Уведомления.
Трудно пропустить событие, если о нем постоянно напоминают. Звуковой сигнал требует немедленного внимания, и это используется при проектировании интерфейсов. Система голосовых уведомлений в навигаторе помогает сосредоточиться на дороге и вождении, а не следить за тем, когда появится нужный поворот.
«Умные» часы и фитнес-браслеты не только дают обратную связь, но и служат источником уведомлений: напоминают о выполнении ежедневных заданий и не дают забыть о тренировках.
Брендирование.
Стандартные уведомления смартфона достаточно неуклюжи: смартфон пытается что-то сказать, а что — непонятно. Лучше создавать собственные звуки для приложения: можно отличить, откуда пришло уведомление по тому, какой сигнал прозвучал. Это используют далеко не все разработчики.
Крупные компании используют собственные наборы брендированных звуков. Это позволяет не глядя идентифицировать устройства и сервисы компаний. Вспомните, сколько людей хватается за iPhone в транспорте, когда кому-то приходит SMS или звонят.
Уникальные уведомления могут быть полезны во многих ситуациях. К примеру, во время путешествий, когда дом арендуется в Airbnb, звук сервиса значительно важнее остальных. Аналогично с приложениями авиакомпаний: push-сообщение о задержке рейса должно быть с фирменным звуком, чтобы на него точно обратили внимание.
Как сделать звук приятным и полезным
По мнению Бабича, основная задача звукового дизайна в мобильных приложениях — сделать полезные уведомления, которые ненавязчиво расскажут пользователю о событии. Звук не должен отрываться от содержимого приложения и жить своей жизнью — нужно определять, какие уведомления пользователь хочет получать и должны ли они быть со звуком.
Если приложение должно отправлять уведомления каждый час, лучше по умолчанию отключить звук. Если раз в день — уведомление должно быть полезным, а звуковое сопровождение поможет улучшить пользовательский опыт. А если в приложении есть алгоритм, определяющий тип и важность информации, которую нужно сообщить пользователю, — в таких случаях на каждый вид уведомления нужно поставить особенный сигнал.
Звук уведомления может служить информацией на абстрактном уровне. К примеру, если пользователь заказывает товар с доставкой на дом. Процесс можно разбить на три этапа, на каждом пользователь получает уведомление, которое будет похоже на предыдущее, но с небольшими изменениями.
- Подтверждение заказа — одна нота.
- Заказ комплектуется или готовится — к первой ноте добавляется вторая, образуя аккорд.
- Заказ в пути — полный звук уведомления.
Пользователь следит за ходом заказа по звуку, не отвлекаясь от других дел.
Работа над саунд-дизайном
Директор по звуковому дизайну Facebook Уилл Литтлджон рассказывает о принципах работы.
Делайте звуки простыми.
Звук должен быть частью дизайна продукта, и его нужно делать простым. Слишком сложные или продолжительные мелодии со временем испортят пользовательский опыт. Думайте о том, как пользователи взаимодействуют с приложением, как часто нажимают на кнопки или получают уведомления. К примеру, для мобильных устройств людям больше нравятся короткие звуки с теплым звучанием.
Звуки должны объединяться в «семью».
Они должны быть похожими по характеристикам, но отчётливо различаться, как и в случае с визуальными компонентами дизайна.
Меньше — лучше.
Задавайте вопрос: «А так ли необходим этот звук?». Вновь обращаемся к визуальному дизайну: не всегда обилие эффектов приведёт к хорошим отзывам пользователей. Слишком много звуков могут утомить, снизить их эффективность и со временем начнут раздражать. Вспомните уведомления ICQ.
Пишите уникальные звуки, но не всегда.
У каждого звука должен быть контекст. В некоторых случаях они должны соотноситься с конкретным действием, а в других представлять собой что-то обширное, к примеру, изменение статуса пользователя.
Думайте об использовании звука при его создании. Задавайте вопросы: «Где и как он будет использоваться?», «Будет ли действие позитивным или нейтральным?», «Люди должны думать о чём-то конкретном, когда слышат уведомление?».
Если необходимо привязать новый звук к какому-то определённому действию или событию, создайте что-то непохожее (но помните про «семью») и привяжите необычный сигнал к нужному действию. Люди быстро начнут ассоциировать его с выбранным событием.
Создавайте звуки, которые впишутся в общий фон приложения, но не акцентируйте на них внимание больше, чем нужно. Не делайте уникальные сигналы ради уникальности. Если цель звукового сопровождения — обеспечить обратную связь для различных действий, проверьте, что оно решает эту задачу.
Повторяйте.
Первые несколько раз необычный звук уведомления может удивлять и радовать. А что будет, если он прозвучит в тысячный раз? Когда интегрируете звук в продукт, нужно учитывать, как часто люди будут его слышать и насколько он раздражает.
Сосредоточьтесь на пользе.
Хорошее звучание в приложениях — возможность увеличить пользу и удобство продукта. Например, звук отправки сообщения в Facebook воспроизводится не после нажатия кнопки, а во время фактической публикации. Простое решение позволило людям не смотреть на процесс загрузки, а заниматься другими делами. Это такой же когнитивный сдвиг, который делают люди, когда ставят таймер во время приготовления еды: звук объявляет о завершении процесса, а не начале.
Самое важное — реализация.
Даже правильно подобранные звуки могут привести к негативному отклику пользователей, если не уделять тестированию пристальное внимание и оставлять мелкие недочёты.
К примеру, нужно проверять длительность звучания относительно визуальных элементов и добиваться синхронности, проверять работу звука в стрессовых ситуациях или необычных сценариях.
Один из самых важных пунктов — относительная громкость отдельного звука по отношению ко всем другим в продукте, а также общая громкость. Они должны восприниматься так, как это задумано: даже приятный и мелодичный сигнал будет восприниматься агрессивно, если громкость выше необходимой.
Нужно учитывать, какими устройствами пользуются люди: например, в мобильных устройствах динамики небольшие, и звуковой дизайн испортить очень легко. Будьте осторожны при настройке уровня громкости — следите за искажениями на максимальной громкости. Если обнаружили искажения — отрегулируйте уровни отдельных сигналов.
Проверяйте.
После внедрения всех звуков в приложение нужно протестировать его полностью, использовать так, как будет использовать обычный человек. Следите за частотами: если мелодия кажется тяжёлой — снизьте низкие частоты, если слишком пронзительной или «хрупкой» — поработайте с верхними.
На мобильных устройствах лучше воспроизводятся высокие частоты, а низкие «захлебываются». В некоторых случаях от нижних частот можно полностью избавиться.
Важно понимать, что синтетические звуки громче, чем естественные. Хороший подход — начать с приятного музыкального сигнала и резко перейти на что-то мощное, как в примере:
Пользователь может пропустить или не услышать первую часть уведомления, но резкий звук привлечёт внимание, даже если смартфон лежит в сумке или кармане.
При разработке или обновлении приложения стоит задать вопросы:
- Роль уведомления: насколько оно важно, чтобы создавать кастомный звук?
- Каким должен быть звук: резким или музыкальным?
- Как звук будет подходить под бренд?
- Можно ли позволить отключить звук уведомления?
Звуки можно писать самому, а можно использовать звуковые библиотеки. Например, хорошее место для поиска вдохновения или самих звуков — Freesound.org, база свободно распространяемых звуков по лицензии Creative Commons.
Иногда крупные компании публикуют бесплатные звуковые библиотеки. К примеру, Facebook опубликовала набор звуков для прототипирования приложений.
Из опыта работы со звуком в России
Особенности разработки детских приложений
Команда Whisper Arts занимается разработкой мобильных детских приложений и приложений для повышения продуктивности, сотрудничает с зарубежными и российскими брендами. Руководитель компании Олег Демьянов поделился опытом озвучивания и создания звуков.
По его словам, самое большая работа со звуком происходит в детских приложениях: нужно рассказывать голосом о том, что происходит на экране и что требуется сделать. Особенно это актуально, если приложение разрабатывается для детей в возрасте 3-6 лет, которые ещё не умеют читать.
Голосовые комментарии нужно сопровождать визуальными и звуковыми эффектами. Маленькие дети должны понимать, что нажали на кнопку: она выделяется, анимируется и сопровождается звуком. В случае успешного прохождения заданий их обязательно нужно похвалить и подобрать торжественную мелодию.
Подготовка звука и работа с материалом
При покупке звуков нужно внимательно читать лицензии звуков. Для мобильных приложений стоит узнать, можно ли эти звуки использовать в коммерческих целях и на какое количество скачиваний распространяется лицензия.
Если нет нужного звука, его всегда можно придумать и записать. К примеру, для игры «Приключения Горыныча» команда записывала звуки, используя подручные средства. Для столкновений Горыныча со скалой записали звук хлопанья дверью в офисе, а для взмаха крыльев — вдохи и выдохи.
А вот как это делает Google.
Работа над приложениями
Олег считает, что все зависит от типа приложения: К примеру, в фитнес-приложениях важны озвучка процесса тренировки, чёткий отсчёт подходов и энергичная музыка на фоне. Для релакс-приложений важны спокойная мелодия и медитативные звуки при нажатии.
Для productivity-приложений звук не так важен: пользователи возвращаются по нескольку раз в день, чтобы быстро и удобно выполнить свои действия. Тут на первый план выходят отклик интерфейса при нажатии на тот или иной элемент, его подсветка, анимации интерфейса и переходов между экранами.
Самое главное — приложение должно быть полезным. Если оно не будет полезно для пользователя и не будет решать его задачи, то звук не сможет оказать значительную роль в его популярности.
Странно, я как слышу, что приложение мурчит где-то акромя уведомлений - сразу лезу в его настройки и ищу галку, которая эти звуки отключает...
В Мамбе очень узнаваемо и поэтому палевно пикает звук входящих сообщений ))
Заголовок статьи должен быть такой:
Зачем, блять, приложению звук?
«Вспомните уведомления ICQ».
Вспомнил. И это ох..енный саунд-дизайн.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
классая статья. Просто и все по-делу. Но вот на аську я бы не гнал )) просто из уважения к первопроходцам
Вы звуки там-тама слышали?) ICQ головного мозга.
Чтобы их слышать, надо или самому установить заведомый шлак ))), или иметь таких прибитых знакомых )))
Так что нет, не слышали.
Комментарий удален модератором