Путь из корпорации в стартап 🚀

Сегодня у стартапов сложилась вполне конкретная репутация. В массовом сознании — это некое увлекательное предприятие с бизнес-уклоном, предназначенное для вчерашних студентов, желающих связать жизнь с прорывными идеями и высокими технологиями. Занятие, полное приятных хлопот, романтики и всегда с хэппи-энд. Даже если надежды не оправдаются, ты все равно учишься реализациям идеи на практике и не теряешь время зря. Что касается потерянных вложений: то разумнее вложить их в приобретение бесценного опыта, нежели спустить на пляжное путешествие. А если дело выгорит, прекрасно — развивай компанию до тех пор, пока не упрешься в потолок своей бизнес-компетенции, а там придет какой-нибудь IT-гигант и выкупит перспективный стартап за кругленькую сумму.

В общем, современный образ стартапа больше напоминает сказку с заранее известным счастливым финалом. Ты молодой и образованный, занимаешься любимым делом, двигаешь вперед супер-идею и не сильно переживаешь за результат. Но у сказок есть одна особенность — рано или поздно из них вырастают. Для некоторых стартап — промежуточное звено в карьерной цепочке, а не конечная цель. То есть, приходит время и, если у тебя есть способности, тебя «схантят» крупные корпорации или купят проект. И можно больше не задумываться над самостоятельным развитием своего маленького бизнеса.

В сегодняшней истории все будет наоборот. Я расскажу о двух ключевых вехах своей жизни: работе в крупной корпорации и последующем переходе в собственный стартап. Ну что ж, погнали!

Корпоративная реальность

Думаю, для полноценной автобиографии время пока не пришло, поэтому опустим период учебы и другие подробности. Начнем сразу с работы в крупной корпорации. После академии я устроился на работу в одно из предприятий космической сферы. Да, как и вся кондовая российская технологическая отрасль, государственные компании не могут похвастаться раскрученной “медийкой”, гремящей на весь мир. Однако, по факту — это до сих пор лидирующая в мировой космической сфере компания, успешно эксплуатирующая советское наследие и ведущая множество новых разработок. Если и не предел мечтаний, то по крайней мере, очень неплохой вариант.

Но именно работа в крупной компании оставила самые неоднозначные впечатления о корпорациях в целом. И, чтобы не быть голословным, расскажу об основных, с моей точки зрения, претензиях к крупным организациям и корпорациям.

Первая — это отсутствие видимого прогресса. Можно долго и усердно работать, быть нацеленным на результат и, при этом, так и не увидеть результатов своих трудов. А отсутствие отдачи от работы, как известно, сильно демотивирует.

Вторая претензия — чрезмерная бюрократизация. Ни для кого не секрет — чем больше компания, тем сильнее в ней позиции “кабинетной психологии”. А если компания государственная, умножаем все это в несколько раз. Работая в крупной госкорпорации я вкусил минусов бюрократии, да так — что терпеть это было невозможно. Доходило до того, что простое оформление заявления на отпуск превращалось в увлекательный многоэтапный квест с посещением десятка кабинетов и ожидания в коридорах по несколько часов их обитателей.

Разумеется, положительные моменты тоже были. Стабильная зарплата и причастность к развивающейся отрасли — это, на самом деле, очень неплохо. Но только не в таких условиях. По крайней мере, для меня. Сочетание корпоративной неповоротливости и “фирменной” государственной бюрократии откровенно надоело и заставило задуматься о переменах.

Распрощавшись с корпорацией, я ушел в частную компанию, работающую приблизительно в той же сфере. Это уже был не такой гигант, как предыдущее место работы, что тоже принесло свои плюсы.

Первое, что порадовало — расширенное пространство ответственности. В компаниях поменьше ты не являешься маленьким винтиком в системе, выполняющим работу на строго ограниченном участке. По сравнению с большой корпорацией я чувствовал гораздо больше возможностей. Я мог рассчитывать на допуск к любой работе в компании, разумеется, с полной ответственностью за результат. Даже на самом высоком уровне приветствовалась инициатива и она действительно приносила свои плоды. Ты мог увидеть результат своей работы, и получать вознаграждение за это.

А еще: отсутствие строгого дресс-кода, жесткого тайминга рабочего времени и другие приятные мелочи. Контраст был поразительный, но и тут есть минусы, которые были плюсами в корпорации - нет четкой системы мотивации, субординации, и карьерный рост все равно ограничен.

Взлетит или не взлетит?

В итоге я пришел к выводу, что наиболее идеальный вариант, лишенный описанных выше минусов — это собственный бизнес. Учитывая богатый опыт в технологической отрасли, решение с выбором ниши для своего дела было предопределено — это будет технологический стартап с уклоном в уже знакомую мне сферу деятельности. Так появилась компания Shield, которая разрабатывает и производит изделия, блокирующие радиосигналы. Мы с партнерами взяли одно из наших направлений деятельности — экранирование радиосигналов — и “ужали” его до уровня чехлов и кейсов. В итоге получился инновационный продукт, не имеющий аналогов на российском рынке.

Возвращаясь к анализу, как и все на свете, работа над стартапом имеет свои плюсы и минусы. Из минусов можно выделить только банальное отсутствие денег на начальных этапах и запредельную ответственность. И если с финансированием все понятно, то вопрос с ответственностью не так однозначен. Я бы не стал записывать его в отрицательные черты, потому что это типичный пример с двумя сторонами одной медали. Да, в стартапе все целиком и полностью зависит от твоих действий, но в этом и заключается прелесть бизнеса. Только твои решения двигают компанию вперед или откатывают назад. Для тех, кто ищет свободы — это, несомненно, плюс. А если ты уже однажды столкнулся с грузом ответственности и больше не хочешь повторения данного опыта, вряд ли стоит вообще запускать собственный стартап. Также, крайне важно выбрать правильных партнеров, которые в полной мере участвуют в проекте или весомо помогают тебе.

Как бы там ни было — плюсов гораздо больше чем минусов. Управляя своей, пусть и маленькой, компанией ты можешь непрерывно заниматься поиском новых возможностей. Смело выходить с предложениями на крупные корпорации и заводить партнерские отношения с другими стартапами. Для действующих сотрудников крупных компаний это делается гораздо сложнее.

Но, на мой взгляд, важная положительная черта стартапов — право на ошибку. Ты можешь пробовать и экспериментировать, не боясь подвести кого-то (кроме своей семьи). Маленькая компания практически ничем не рискует и неудачный опыт не влечет катастрофических последствий. А поскольку стартап, как правило, всегда о каком-то новом решении, ты всегда можешь рассчитывать на информационную поддержку. Стартапы по-прежнему остаются самым, в хорошем смысле слова, модным направлением развития технологий и к ним всегда приковано внимание СМИ. Начиная от гиковских дайджестов и заканчивая крупными изданиями, ориентированными на инвесторов и бизнес-ангелов. Если ты запустил интересный продукт и пришел на рынок технологий со здоровыми амбициями, тебя обязательно заметят.

Подводя итог, я сделаю простой вывод — стартапы обладают невероятным потенциалом возможностей, особенно по сравнению с корпорациями. Это не говорит о корпоративной карьере, как о чем-то плохом. Напротив — в ней есть огромное количество преимуществ, но и конкуренция там огромная. Для меня стартап — это как снять неудобный костюм и переодеться в свою любимую одежду. Да, для кого-то такое решение будет неприемлемым, но для тех, кто устал от условностей — это разумный выход из корпоративной истории. И даже с учетом всех рисков (стартап может попросту “не взлететь”), жажда реализации свежих идей по собственным правилам поистине бесценна.

0
34 комментария
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mike Espoo

Интересное у Вас представление о стартапах.
Коротко: "Студенты, только закончившие вуз, которые развивают инновационный проект и обязательно с хеппи-ендом".
1 - Заканчивая вуз, человек по сути ничего не знает и не с состояние сделать хоть какой-то стоящий проект. За очень редким исключением.
2 - Для разработки минимального прототипа по хорошему нужно от 4.5 до 11 млн в наших реалях. Это скажем так входной билет.
Можно умудриться получить результат и с 1.5 млн, если жить на гречке и воде.
И откуда спрашивается у студента деньги?
Никто ничего не даст, даже под работающий MVP с платящими клиентами со всего мира, а уж под идеи и тем более.
3 - Стартап и хеппи-енд - это редко встречающиеся вещи.
4 - Основатели стартапов, по крайней мере в России - это люди от 28+ лет, у которых появился первый опыт работы в фирмах в 5-8 лет, которые начинают немного понимать бизнес процессы и заработали немного денег.
При этом должны сложиться определенные условия - чаще всего ОЧЕНЬ надоело работать на дядю.
Т.е. Вы и являетесь типичным представителем стартапера.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Не у меня, в массовом сознании, как написал. На прототип мы потратили гораздо меньше денег. В остальном согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

А ещё есть ... папы. Тогда вся эта история с опытом в корпорации, стартапом в Сколького и мутным продуктом наполняется смыслом.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Если есть папа с деньгами, тогда получается у многих :)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kharitonov

Ваше ЦА это как я понимаю - владельцы/сотрудники крупного бизнеса, сотрудники на гос службе, пароноики :)

Но они все люди и привыкли покупать в онлайн-магазинах, у вас на сайте нет: описания товара рядом с фото, размеров, способов оплаты, доставки и т.д

P.s. вам нужны сертификаты соответствия и тестирования - без них не солидно и многие не возьмут.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Константин, спасибо, что дали развёрнутую обратную связь вплоть до сайта и сертификатов. Действительно сайт требует серьезной доработки, и это в планах. Изначально бизнес модель строил так: я производитель, а продавать, принимать заказ, доставлять будет ритейл. Но сейчас уже задумываюсь над построением собственной системы продаж. Насчёт сертификата - мы тоже об этом думали, и решили так - будет крупный заказчик (государственный) - тогда мы сделаем для него сертификат, а для частных клиентов лучше будет протокол с указанием коэффициента экранирования.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kharitonov

У вас специфичная ЦА я вот даже незнаю где кроме магазинов с псевдо шпионскими штукам такое продаж.
Люксовым магазинам нужен узнаваемый бренд, хотя в теории у богатых выше "ИТ пароноя" нужно побегать по магазинам с образцами и показать )

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Псевдо шмионские штуки - это не про нас:) Тем более они запрещены. ЦА наша - бизнесмены, как вы правильно сказали выше. И вполне себе адекватные:)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Полухтин

а если я не бизнесмен, но хочу (И МОГУ) купить ваш продукт, мне не продадут?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

http://shield-project.ru
Сайт недоработан.
Минусы:
1 - Не продуманный, деревенский дизайн сайта.
2 - Нет английской версии, т.е. Вы расчивывается продавать исключительно локально - это на уровне провала.
3 - У сайт нет https и тут же Вы говорите про защиту. Хотя я понимаю о чем Ваш продукт, но продукт про безопасность с сайтом без https не стекуется.
4 - Должно быть какое-то демо-видео в чем угроза и как Ваш продукт защищает.
Это хорошо что я знаком с темой - видел несколько роликов, от иностранных производителей с подобными продуктами.
5 - Где цены?
Где возможность заказать на сайте?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

https в ближайшее время,
плюс доделаем мелочи, серьезная переработка после привлечения $. Видео начали снимать, 150т.р. :)

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Успехов Вам.
Я не знаю в России фирм, которые этим занимаются.
Только не нужно зацикливаться исключительно на Российском сегменте рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Спасибо, в России есть только дистрибьюторы китайцев. Конечно, смотрим на мировой рынок. Поэтапно защищаем интеллектуальную собственность, сейчас Россия+СНГ, затем идем дальше. Более того, надо делать новые решения, R&D - нам это интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kharitonov

И кстати многие закажут намного больше в штуках, если вы сможете предлогать легкое брендирование, логотип нанести и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Да, брендирование уже делаем.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kharitonov

Стоп, нормальный вариант сделать такиое брендирования по 3-5 вымышленных или известных лого компаний.
Послать много хороших фото (Фото пригодиться и на сайте) и описаний в онлайн каталоги сувенирки!! У них некий проценты с продаж. Думаю они возьмут любой товар в каталог, там есть и дорогие штуки, для менеджеров вашего ЦА.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Был и такой заказ:)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kharitonov

на сайте не увидел примеров брендирования с фото и слов без этого странно ))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Путаете понятия, я уже вам ответил. Экранировать 13МГц, и экранировать с коэффициентом ослабления не менее 60дБ в диапазоне 300МГц-5ГГц - разные вещи. А если сомневаетесь - могу пригласить в нашу лабораторию, покажу, расскажу, тогда сделаете выводы, сейчас с вашей стороны это некорректно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Сергей, это уже больше по-делу. Нам нужен новый сайт, это стоит в планах. В данной публикации хотел, конечно, о другом рассказать. То, что потрудились добраться до сайта, это ценно :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Инженеры в литературном кружке:)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Filin

Сейчас лендинг отличный. Сами делали или заказали? Если не секрет, то у кого? Самому в ближайшее время предстоит, как и получение резидентства.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Сами, все весьма просто, чуть позже будем заказывать!

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Filin

Tilda? Я вот на нее смотрю... Мне кажется этого в целом достаточно для лендинга?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Да, сейчас многие на ней делают

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Filin

Я Вам еще в FB черкнул. Очень понравились Ваши статьи, хотел бы быть на связи.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

В бумажнике не принцип клетки Фарадея - а простой экран из токопроводящего материала. Да, это самая продаваемая штука на Amazon. На него вообще не ставлю (лишь для ассортимента). А вот для кейс для телефона (по принципу клетки Фарадея) - это интереснее, мы брали на тест все китайские аналоги (в России производителей нет), 90% не работают, или не блокируется весь частотный спектр. Но и на этом R&D мы не остановили....

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Вот эту инфу нужно тоже в понятной форме излагать.
Не знаю как это завернуть.
Но инфа что до 90% аналогичных продуктов на деле не защищают, а у Вас есть сертификаты подтверждающие что Ваш продукт работает.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Сделаем протокол испытаний, где указан коэффициент ослабления на диапазоне частот.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда