{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Почему Tesla может стать самой дорогой компанией в мире

На сегодняшний день компанией с самой большой капитализацией является Apple, за ней следом на втором месте идет компания Amazon во главе с самым богатым человеком планеты. Тем временем Tesla до сих пор не является прибыльной компанией и стоит даже дешевле, чем Uber.

В январе этого года совет директоров Tesla решил не платить Илону зарплату, заменив её опционами, разделенными на 12 траншей на срок до 10 лет. Маск будет получать транш каждый раз, когда стоимость Tesla будет увеличиваться на $50 млрд. На данный момент капитализация компании держится в районе $55 млрд. То есть, если через 10 лет стоимость Tesla не будет превышать $100 млрд, то Илон ничего за эти годы не получит. А чтобы получить все транши, стоимость Tesla должна составить более $650 млрд.

На фоне этой картины я предлагаю вам крайне нераспространенную, да чего уж там – про неё вообще никто не говорит, точку зрения о том, что эта компания имеет все шансы стать самой дорогой компанией в мире, а Маск получить все опционы. Конечно же, это всего лишь наблюдения и предположения, но думаю на размышления данная информация точно может подтолкнуть. И так, начнем.

Миссия, бренд и Тони Старк

Как-то я наткнулся на одно выступление TED, о том почему одни компании успешные, а другие нет.

Саймон Синек — Как Выдающиеся Лидеры Вдохновляют Действовать

Если вкратце суть любой компании сводится к 3 основным вопросам – Почему? Как? и Что? Все компании знают, ЧТО они делают. Чуть меньше компаний знают, КАК они это делают. И только единицы компаний знают, ПОЧЕМУ они это делают. Получение прибыли - не ответ на последний вопрос, потому что это лишь результат действий. Успешные компании отвечают на эти вопросы в обратном порядке. Саймон Синек (автор выступления) приводит в пример Apple, ответом которой на вопрос «Почему мы это делаем?» является «Мы разрушаем привычные шаблоны и задаем эталоны эстетики и технологий». Именно по этой причине товары Apple будь то компьютеры, телефоны, телевизоры или часы пользуются спросом. Если бы другие компании производящие компьютеры попытались сделать тоже самое, а они пытались, у них бы ничего не вышло. Следствием этого подхода является огромная фанбаза Apple и узнаваемость бренда.

К чему все это? Попытайтесь сами вспомнить, какие еще вы знаете компании, у которых есть четкий ответ на вопрос почему они это делают. Tesla однозначно входит в их число. В некоторых презентациях Илон начинает свои выступления с ответа на данный вопрос. Миссия Tesla - сокращение выбросов углекислого газа и переход человечества на чистую энергию. По-моему, добавить нечего. Само собой простое наличие миссии недостаточно, чтобы вызывать симпатию, но без неё как без фундамента. В результате совокупности четкой миссии компании, её качественных продуктов, все это под руководством Железного Человека, в простонародье Илона Маска, заслуги которого перечислять просто нет смысла, мы имеем просто невероятную армию фанатов.

Тони Старк говорит с Илоном Маском (кадр из фильма "Железный Человек 2")

В день открытия предзаказов на Tesla Model 3 люди часами стояли в очередях перед шоу-румами, чтобы внести залог. Стоять часами в очередях, чтобы купить машину, которую ты получишь в лучшем случае через полтора года. И это не рассказ дедушки о советских жигулях, это реальная картина 21 века, которую вы вряд ли где-либо видели. Все это уже сделало бренд Tesla неповторимым.

Очередь на предзаказы Tesla Model 3

Ладно, все это были метафизические факторы. Я их специально вставил в самое начало, потому что для некоторых все эти вещи это пустой звук. Давайте перейдем к реальному бизнесу.

Смартфоны на колесах

Не зря Apple пыталась стать частью автомобильного рынка со своим проектом Титан, который затем успешно свернула. Она знала какой нераскрытый потенциал хранят в себе эти устройства, на которых люди ездят на работу каждый день. Информация не точная, но тем не менее наверное я буду прав, если скажу что по частоте и длительности использования автомобили идут сразу после телефонов и компьютеров. Однако, современные машины это кнопочные Nokia начала 2000-ых, а что – звонки принимает, сообщения отправляет, плюс змейка есть – техника работает на полную. Итог вы сами знаете.

А что же Tesla? Tesla вставляет в свои электромобили первый нормальный дисплей с интерфейсом и панелью управления. Сейчас там только сервисы и приложения самой компании, но думаю, появление какого-нибудь Tesla Store это просто вопрос времени. Многие будут не против, чтобы их приложения были доступны у владельцев Tesla: музыкальные сервисы, картографические, YouTube, Netflix, Telegram (обязательно), запись видео с камер машины, игры. Например, какой-нибудь Need For Speed с прямым управлением от руля и педалей Tesla, чтобы играть пока машина заряжается. А там глядишь и Tesla Pay появится, чтобы например платить за парковку или платные автострады.

Дисплей в Tesla Model 3

А не так давно с компанией случилась одна история. В мае этого года Consumer Reports опубликовал свои результаты тестов, в которых утверждалась, что Tesla Model 3 не соответствует нормативам для тормозного пути. Сильное заявление, грозящее большими убытками, как думали многие. Но компания сказала, что полностью исправит проблемы с тормозами всем клиентам и не возьмет за это ни копейки. Что же было дальше? Tesla просто обновила ПО на всех Model 3. Просто обновила ПО! Автокомпаниям это в и страшном сне не могло привидеться.

График продаж премиум седанов

Tesla Model 3 уже является самым продаваемым автомобилем в своем сегменте, при том что у нее проблемы не с заказами, а с производством. Tesla уже монополист на рынке электромобилей. Некоторые любят говорить, что крупные автопроизводители легко раздавят её своими мощностями – это просто смешно. Я скорее поверю, что Xiaomi уничтожит Apple.

Перспективы и коллаборация миров Илона

В июне Маск сообщил, что им удалось наладить производство 5000 экземпляров Model 3 в неделю, что, по его словам, сделает Tesla прибыльной уже во втором полугодии. Но пока это официально не объявлено, поговорим о бизнес-модели компании и её перспективах.

Tesla получает 20-25% с каждой проданной машины, в отличие от 10-15% у обычных автопроизводителей. К тому же компания продает свои электромобили напрямую через шоу-румы и свой сайт, не отдавая тем самым лишние проценты автодилерам. Плюс затраты на маркетинг составляют ноль долларов. Еще Илон заявил, что компания будет проводить туры по своим фабрикам – еще один оригинальный источник прибыли.

А что дальше? Наверное, все знают про автопилот Tesla. И хотя из-за последних событий пресса так и норовит как можно сильнее очернить данную технологию компании, если все правильно проанализировать, то вы обнаружите, что автопилот Tesla уже безопаснее среднестатистического водителя. Однако это не прямые данные: как можно узнать сколько человек должно было умереть, но не умерло благодаря автопилоту? Все это признаки того, что у компании все хорошо с разработкой данной системы. Никакие ИТ компании и близко не подобрались к тому уровню автопилота, который есть у Tesla. А учитывая, что она обладает самым большим объемом данных для совершенствования технологии автономного вождения, шансы конкурентов угасают на глазах.

Илон, создавая Model 3, полностью подготовил её для новых правил рынка и экономики совместного потребления. С выходом автопилота 5 уровня будет запушен каршеринговый сервис TeslaNet. Это будет тот же Uber, только полностью в автономном режиме. Неизвестно, сможет ли TeslaNet подвинуть с рынка Uber, но то, что у Tesla будут преимущества в виде отсутствия постоянно недовольных водителей, сомнений не вызывает. В любом случае это будет еще один неплохой источник дохода.

Принцип работы транспортной системы The Boring Company

А заглядывая наперед, можно затронуть планируемый проект спутникового интернета Starlink от SpaceX и конечно же туннели The Boring Company. Может быть все это не будет давать непосредственную прибыль для Tesla, но всем этим преимуществам от владения автомобилем Tesla конкуренты Маска ничего противопоставить не смогут.

Круговорот энергии Маска

Многие (если не все) говорят, что Tesla это автомобильная компания. Но, увы, они ошибаются. Tesla это не автомобильная компания, это энергетическая компания. В корне всей сути Tesla стоит именно энергия. Не зря Маск переименовал Tesla Motors в Tesla Inc.

Раньше как было: автопроизводители делали машины, нефтяные магнаты торговали бензином и заодно поставляли углеводороды ТЭС, а те продавали энергию - полностью независимые сферы деятельности. Но с приходом экологически чистой энергии меняется все. Теперь транспорт это неотъемлемая часть электросети. Электромобили Tesla это лишь способ тратить электроэнергию, а кроме этого её нужно вырабатывать и хранить, и Tesla всем этим занимается.

Tesla Powerwall

Вроде на дворе двадцать первый век, а мы все еще поставляем электричество прямым потоком. Электроэнергия нигде не хранится. Это как, если бы вода непрерывно текла, без каких-либо резервуаров. То, как мир будет переходить на возобновляемую энергию, это тема для отдельной статьи. В двух словах – странам придется строить много солнечных и ветряных электростанций и так как они не смогут непрерывно подавать напряжение в сеть, для всех них придется строить станции для хранения энергии. Ветряными станциями Tesla не занимается, но вот всем остальным да.

Tesla Solar Roof

Уже сейчас вы можете заказать на сайте компании установку солнечной крыши и PowerWall. А возвращаясь к теме автомобилей нельзя не упомянуть сеть зарядных станций Supercharger, которых сейчас более 1300, а самим суперчарджеров более 10000. Это самая крупная сеть электрозаправок в мире и, по сути, единственная. То есть мало того, что Tesla продает свои электромобили и получает честно заработанный процент, так еще с каждой проданной машины она получает дополнительный приток кэша.

Карта сети Supercharger в Северной Америке

А говоря об электростанциях, то стоит упомянуть о построенном хранилище PowerPack в Австралии и полная электрификация острова Тау в Американском Самоа. Пока что это мелочи, но в будущем с более усиленным переходом стран на возобновляемую энергию, на Tesla может посыпаться град госзаказов на строительство солнечных электростанций и систем хранения. А может, кто знает, Илон решит самостоятельно строить для городов свои электростанции, чтобы потеснить старых игроков рынка со своими монопольными ценами.

Tesla Powerpack

Гигарынок

В июле Маск объявил о строительстве Gigafactory 3 в Шанхае. Раньше 50 процентов каждой иностранной компании в Китае должны были принадлежать китайским партнерам, однако правительство Поднебесной начало процесс отмены этого правила. На электромобили этот закон уже не действует, поэтому теперь вся фабрика будет принадлежать Tesla, а сама она в будущем будет выпускать 500 000 электромобилей в год.

Однако сейчас речь пойдет не о рынке Китая. Строительство завода на этом рынке – закономерное расширение производства. Я хочу поговорить о другом.

Электромобили существуют давно: с 1841 года, благодаря своей простоте. Многие пытались запустить их массовое производство, но все как один терпели крах. Проблема одна, но она серьезная – батареи. Как я писал выше, вроде бы мы живем в эпоху, когда электричество окружает нас со всех сторон, но при этом мы все еще не может хранить энергию в большом объеме.

Gigafactory 1

Понятное дело, Tesla сразу же столкнулась с этой проблемой. Чтобы производить электрокары, ей пришлось организовать собственное производство батарей. Как у них обстоят дела? В 2014 году было начато строительство Гигафабрики 1. Сейчас построено лишь 30 процентов от конечной фабрики, тем не менее она уже стала самым крупным производителем аккумуляторных батарей. Когда строительство будет закончено, Гигафабрика 1 станет самым большим зданием по площади и будет производить батарей в год на 50 Гигаватт-часов, то есть больше, чем весь мир. И как вы догадываетесь, батареи могут применяться не только для электромобилей.

Аккумуляторная ячейка Tesla

Я не удивлюсь, если Tesla начнет продажи своих батарей и будет на них зарабатывать больше, чем от продажи машин. Уже сейчас есть бесчисленное множество вещей, для работы которых нужны аккумуляторы:

  • Фонарики

  • Фотоаппараты

  • Камеры

  • Электроинструменты

  • Дроны

  • Электросамокаты

А в перспективе всем видам транспорта придется пересесть на аккумуляторы начиная от электромотоциклов и заканчивая электросамолетами и электрокораблями. Вряд ли Tesla собирается производить другие виды транспорта (хотя кто знает Илона), а производители этого электротранспорта открывать собственный выпуск аккумуляторов. Все это признаки того, что перед Tesla открывается невиданных масштабов рынок, оценивать размеры которого я не решусь.

Подведем итоги

Я не случайно затронул в самом начале компании Apple и Amazon.

Во-первых, сейчас они жестко соревнуются за право стать первой компанией стоимостью в триллион долларов. И если Amazon обгонит Apple и станет самой дорогой компанией, то Tesla уже будет нацелена на место Amazon, а не Apple.

Во-вторых, обе эти компании в некотором виде уже конкурируют с Tesla. Apple, как я говорил выше, пыталась стать частью рынка умных автомобилей. Проект они свернули, но не думаю, что они так легко отступят. Amazon напрямую не конкурирует с Tesla, однако Джефф Безоз и Илон Маск столкнулись в борьбе за рынок космических запусков, что вряд ли не будет отражаться на их компаниях.

В-третьих, безусловно, причин успеха этих двух компаний гораздо больше, чем одна. Однако у обоих из них есть один козырь, отличающий их от конкурентов. У Apple это эстетика и технологии, а у Amazon это низкие цены. И Tesla обладает обеими качествами.

Илон Маск на презентации Tesla Semi и Tesla Roadster 2

То, что Tesla по многим характеристикам похожа на Apple, надеюсь доказывать не надо. Презентации новых продуктов Tesla это нечто. Но вот с ценами у вас могут возникнуть вопросы. Электромобили Tesla дорогие не потому, что компания на них ставит 400-от процентную маржу, как Apple, а потому что себестоимость у них крайне высокая. Но за эти деньги вы получаете неповторимый продукт. Tesla Model 3 создавалась для массового рынка и сейчас самая бюджетная версия стоит $35 000. Но будьте уверены, что если бы Маска интересовали только деньги, он бы спокойно назначил цену в $50 000 – $60 000 и спрос нисколько бы не упал. Добавьте к этому билеты за проезд в будущем тоннеле под Лос-Анджелесом ценой в один доллар, дешевые кирпичи для строительства домов и пожизненную бесплатную зарядку на суперчарджерах для первых владельцев Model S. Илон, явно, не тот человек, который хочет с вас сдирать последнюю копейку. И на примере Amazon мы можем убедиться, что снижение цен, это не конец бизнеса.

Подведем итоги и перечислим все козыри на руках Tesla

  • Автомобили, не имеющие аналогов
  • Услуги и сервисы
  • ПО на электрокарах
  • Технология автопилота и массив данных
  • Коллаборация со SpaceX и The Boring Company
  • Электрооборудование для домов
  • Сеть зарядных станций Supercharger
  • Аккумуляторные батареи
  • Гигафабрики

Вся эта картина напоминает мне игру в монополию, где один игрок скупает нужные поля за бешенные деньги, влезает в долги и всю прибыль вкладывает в отели. По деньгам он нищеброд, но именно у него хорошие шансы на финальную монополию.

0
3 комментария
Никита Хэзэковъ
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Takhir Munarbekov

👍👍👍

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда