{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Дубай: жаркое место для digital-агентств

Гендиректор digital-агентства 24ttl Юрий Шишкин рассказывает о рекламном рынке Дубая и о том, что он может предложить российским компаниям.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Дубай — это город всего «самого»: самого большого, самого высокого, самого технологичного. Этот перфекционизм заложен в стратегии правительства, и у Дубая есть все, чтобы следовать этому курсу: этот город — не только пляжи, небоскребы и шопинг, но и выгодное расположение, политическая стабильность и льготная налоговая система.

Я смотрю на дубайский рынок глазами диджитальщика: полтора года назад мы создали здесь представительство нашего агентства, а теперь открываем полноценный офис. Перед этим событием я решил обобщить свой опыт работы на рекламном рынке Дубая и рассказать, какие возможности он предоставляет российским компаниям.

Рейтинг рекламных агентств: миссия невыполнима

Первое и естественное желание человека, который хочет изучить рекламный рынок Дубая — познакомиться с рейтингом местных агентств. Так вот, можете даже не пытаться это сделать.Такого рейтинга не существует. Причина кроется, как мне показалось, в культурных особенностях страны: ОАЭ — исламское государство, где не принято давать кому-либо субъективную оценку. Этот запрет работает и на официальном уровне: несколько лет назад блог Adbasha составил свой собственный рейтинг, и какое-то время он даже пользовался популярностью — но затем по инициативе административных властей этот проект был закрыт. Конечно, вы можете пользоваться списками, составленными зарубежными порталами, но внутреннего рейтинга рекламных агентств в Дубае нет.

Возникает вопрос: чем в таком случае руководствуются заказчики при выборе подрядчика? Все просто: дубайские агентства активно участвуют в фестивалях, поэтому основным критерием оценки становится количество и характер взятых наград. Помимо международных фестивалей, в Дубае особой популярность пользуются два локальных — The Mena Effie Awards и Dubai Lynx. Об их уровне можно судить по меньшей мере по организаторам: так, Lynx создавала команда, которая стояла у истоков всемирно известного Cannes Lions.

Digital & Event: формула успеха

Любовь к фестивалям буквально заложена у жителей Дубая в крови. Поэтому digital-рынок здесь — это в первую очередь индустрия активаций и ивентов. На торговых и развлекательных площадках города постоянно происходят открытия, презентации, выставки и другие мероприятия. Поэтому digital-рынок Дубая тесно связан с event-индустрией. На стыке этих двух направлений рождаются по-настоящему интересные масштабные проекты.

Местных агентств в Дубае не слишком много: им сложно выдерживать конкуренцию с сетевыми гигантами вроде BBDO или Leo Burnett, у которых, как правило, есть свои постоянные клиенты. Однако среди молодых бутиковых встречаются те, которые действительно стоят упоминания, удивляя яркими и запоминающимися кампаниями. Например, мне удалось познакомиться с ребятами из Moloobhoy & Brown. Это небольшая студия, специализирующаяся на брендинге и дизайне, где работают всего шесть специалистов — но тем не менее, она сумела не только завоевать ряд наград, но и привлечь таких клиентов, как Nike, PUMA, One&Only и другие известные бренды.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Другая черта рынка рекламных агентств в Дубае — дефицит квалифицированной рабочей силы, поэтому российские разработчики могут составить серьезную конкуренцию местным специалистам по качеству и цене. А это значит, что в Дубае приветствуется свежая кровь из развитых стран, в том числе из России. Применив свои навыки на местном рынке и запустив проект на стыке digital и event, вы легко сможете добиться успеха. Тем более, что этому способствует и политика правительства, и высокий ценник, и сама атмосфера.

Кофе с шейхом: возможности для бизнеса

Area 2071 — утвержденная шейхом программа развития ОАЭ, которая должна сделать Эмираты к столетию со дня их основания одним из ведущих государств мира. Не в последнюю очередь это должно произойти за счет переориентации экономики с экспорта сырья на технологии. Стратегия реализации этой программы открывает огромные возможности для быстрого запуска и развития стартапов. Правительство готово отдавать деньги в обмен на экспертизу и знания, которые помогут привести страну к успеху. Поэтому авторы интересных проектов, потенциально полезных для страны, вправе рассчитывать на всестороннюю поддержку государства.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Недавно в резиденции шейха, в 35-этажных башнях Emirates Towers, открылся коворкинг-акселератор @area2071. Первые этажи были превращены в пространство для питчинга своих технологических проектов правительству и лично шейху. Здесь вы можете презентовать свою идею за чашечкой кофе лично одному из лидеров государства и тут же получить инвестиции на ее реализацию. Так, например, так произошло со стартап-проектом производства пожарных касок с технологией дополненной реальности C-THRU, которые помогают видеть в задымленном пространстве — сейчас они есть в каждой пожарной бригаде.

Впрочем, и без поддержки государства условия для бизнеса в Дубае намного комфортнее, чем в большинстве других точек земного шара: на его территории находятся более 20 свободных экономических зон, где с недавнего времени разрешено стопроцентное иностранное владение компаниями. Говоря простым языком, для открытия своего дела в Дубае вам не нужен местный партнер или агент — основная головная боль при запуске бизнеса в другой стране. В Дубае вам открыт полный простор для собственной инициативы.

Кроме того, здесь вы будете избавлены от высоких налоговых пошлин, как, впрочем, на всей территории ОАЭ: кроме 5% НДС, налогов здесь нет. Недаром Индекс экономической свободы ежегодно награждает Эмираты 99.9 баллами по степени отсутствия налогового бремени. Прозрачное законодательство, договор об отсутствии двойного налогообложения, упрощенная процедура регистрации компании — далеко не весь список того, что Дубай может предложить иностранным предпринимателям для развития своего бизнеса.

Умножаем ценники

Одна из наиболее привлекательных черт Дубая — высокий ценник на услуги рекламных агентств — по сравнению с российским. Поэтому здесь вы сможете получать в минимум 2 раза больше, чем за ту же работу у себя дома. Опросив ряд местных компаний, я подготовил сравнительную таблицу примерных расценок на услуги digital-специалистов в Дубае и в России.

*средние ставки в час агентств в Москве и Дубае

Дубай заряжает

Что больше всего привлекает в Дубае — это его особая атмосфера. Город заряжает тебя энергией и вселяет ощущение, что ты можешь все. Кажется, что сам воздух здесь пропитан духом бизнеса, драйва и новых начинаний. В Дубае ты понимаешь: можно приехать сюда и запускать свой проект хоть прямо сейчас — и у тебя все получится.

Во многом этому способствует грамотное деление города на бизнес-зоны, ориентированные по своим направлениям: Internet City для технологических и интернет-компаний, Media City для издательств и рекламных агентств — все это формирует среду единомышленников с доступным нетворкингом и широкими возможностями для партнерских отношений. Беспокоиться о языковым барьере не придется: Дубай — суперинтернациональный город, около 75% жителей которого являются экспатами, поэтому здесь вы можете свободно общаться по-английски.

Дубай невероятно комфортен не только для бизнеса, но и для жизни. Недавно город взял курс на экологическое развитие, поэтому с каждый годом здесь появляются все новые бульвары, парки и пешеходные зоны. К 2020 правительство планирует производить 7% электроэнергии города из экологически чистых источников, а к 2050 году эта цифра должна достичь 75%.

Забота об экологии сочетается с повсеместным развитием технологий, с которыми вы сталкиваетесь буквально на каждом шагу. На улицах стоят «смарт-пальмы» на солнечных батареях, которые раздают WI-Fi и служат для зарядки телефонов, поезда метро работают без машинистов, а в составе полиции есть робот-полицейский. Здесь даже есть роботизированный офис, где можно сыграть свадьбу, официально зарегистрировав брак в электронном формате. Кроме того, экспаты могут пользоваться всеми преимущества развитого здравоохранения, образования, банковской и социальной систем.

Конечно, в Дубае есть и свои особенности и недостатки, к которым придется привыкать: например, на территории всего города на уровне операторов и интернет-провайдеров блокируются звонки через мессенджеры. Поэтому для деловых переговоров приходится пользоваться мобильным телефоном с весьма небюджетными ценам.

Разумеется, придется привыкнуть и к непростому климату: полгода здесь царствует жара, когда столбик термометра колеблется от 40 до 50 градусов. Это не самая комфортная температура даже для местных — что уж говорить про экспатов — поэтому для бизнеса дубайское лето считается слабым сезоном, поскольку многие предпочитают взять в это время отпуск в более прохладные края. В некоторой степени жаркой погодой обусловлена и любовь жителей Дубая к долгим встречам и переговорам. Разумеется, традиция растягивать деловые встречи частично объясняется местной культурой, но не менее важным фактором является стремление укрыться от зноя в уютных кондиционируемых ресторанах и кафе. Кстати, цены в заведениях в 2-3 раза выше российских.

Город возможностей

Дубай можно с полным правом назвать городом возможностей. У меня был опыт ведения проектов и в США, и в Нидерландах — но Дубай с полным правом занимает первое место по условиям для бизнеса, низкому порогу входа и возможностям для digital-агентств. Заходя на местный рынок со своей экспертизой, опытом и специалистами, вы получаете отличный шанс добиться успеха — намного более высокий, чем в любой другой точке мира. И это не только мое личное мнение: если вы работаете в digital уже не первый год, у вас наверняка есть как минимум один знакомый, у которого есть опыт знакомства с дубайским рынком.

Как я уже говорил, в этом году мы открываем в Дубае полноценный офис. По предварительным расчетам, это обойдется в $ 40-50 тысяч в год на аренду помещения, получение лицензии и операционные процессы. Подробнее о том, как открыть компанию в Дубае, какие шаги вам предстоит предпринять и какие подводные камни нужно иметь в виду, я расскажу в следующих статьях.

0
3 комментария
Elena Kamynina

Практически новая "silicon valley", получается. Очень интересен обзор расценок на digital работы, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Пастушин

Полезная статья. Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Wiktor Michalski

Очень интересный материал, спасибо.
Надеюсь на продолжение и другие материалы про рынок digital в Дубаи.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда