«Терпеть нельзя торопиться» или 10 грехов одного стартапера

Обращение из настоящего к самому себе в прошлом

Ты дурак, если оставишь хороший найм ради стартапа, а потом вернешься. Правда в том, что это происходит сплошь и рядом. Как правда и в том, что нет ничего страшного оказаться дураком. Если не слишком часто.

«Последние 12 лет я работал в крупной компании, последняя должность Зам.Рук.Департамент. Годовой доход 6 млн. рублей. Идет 9-ый месяц, как я оставил работу, офис, переехал в коворкинг, работаю 7 дней в неделю, и мне постоянно нужны деньги. Пока я не готов вернуться в понятный мне бизнес в качестве наемника. Хотя понимаю, что у всего есть своя цена и срок».

Если бы глупость была грехом, твой список состоял бы из этих пунктов:

1. Глупость (деньги). Всё рассчитай, добавь к этому 50% и после этого увеличь срок в 2 раза. Ты не опытный серийный стартапер, поэтому забудь про 10% резерва. И еще - экономь бл%#&!!!

2. Алчность (инвестиции). Просто поверь, что искать инвестора придется. Никто не хочет делиться, но денег стоит только то, что готовы купить. А вливать собственное бабло тебе придется каждый день. Еще плюсы: дополнительная мотивация, необходимость презентаций, дополнительные ресурсные возможности, обратная связь, лучшее понимание рынка, лучшее понимание своего продукта, и т.д. Если инвестор имеет компетенции смежные продукту, идеально. Найдешь такого - тогда и примешь решение. Лучше когда есть выбор - брать деньги или нет, чем когда нет ни денег, ни выбора.

3. Страх (мифы). Например, потерять конкурентное преимущество - «засветишь идею и её украдут». Те кто могут что-то сделать, уже делают, остальным глубоко .... При этом все друг у друга что-то тащат, это нормальный круговорот информации в природе. Если через год кто-то сделает похожий продукт, это не потому что ты засветил свой, а потому что большинство идей лежат на поверхности и рано или поздно их реализуют. В целом всё это ты понимал с самого начала, в частности, поступал не совсем также.

4. Самоуверенность (конкуренты и знания). Если отлично знаешь рынок и предмет - вперед, если плохо - изучай. Умные люди пилят продукт в той области, в которой они разбираются. Ты, видимо, со странностями, поэтому имея опыт юриста, страховщика и управленца делаешь продукт в UGC (user-generated content), медиа и блокчейне. Пройди приличные курсы по соответствующим тематикам и читай/смотри как можно больше информации от топовых представителей отрасли. У тебя нет глубоких знаний в области маркетинга и финансов, это тоже лучше восполнить. Профи не станешь, но что-то по мелочи сможешь сам, а главное сможешь адекватно ставить задачи и получать качественный результат, который сможешь проверить. Ты не считаешь, что нужно учиться всю жизнь, но изменишь мнение. Это до тебя дойдет быстро.

Когда хочешь стать единорогом, но пока...

5. Нетерпеливость (MVP). Без MVP вообще не стоит куда-то бежать. Сделаешь, потом можно решать, посвящать все время продукту или совмещать с основной работой. Из 9-ти месяцев 6-ть ты потратишь на доведение приложения до MVP. Хотя думаешь, что закончишь за два месяца. Это было глупо. Запятую нужно ставить после слова «терпеть».

6. Лень (английский язык). Начинай прямо сегодня. Ты пожалеешь, что не начал прокачивать его 9 месяцев назад. Даже не буду описывать почему это важно, просто займись этим.

7. Расфокусировка (продукт). Если ты не задумываешься о продукте, когда сидишь на унитазе, моешься, гуляешь с собакой, ведешь машину - с продуктом что-то не так. Старайся описывать его разными способами: в один абзац, в одно предложение, слоганом, миссией, одним слайдом. Вообще больше пиши. Это ОЧЕНЬ поможет лучше понять продукт самому, понять его перспективы и необходимость корректировок, представить его в самых различных форматах (одним предложением, одним абзацем, презентация на 1-2 минуты, на 5 минут и т.д.), когда будет такая необходимость. Слава богу, это ты понял сразу.

8. Фанатизм (рациональность). Верь, меняй, или закапывай. Даже если ты отдал несколько лет разработке, это не значит, что наиболее верным решением не может быть просто закрыть проект. Либо ты веришь, что всё получится, либо решаешь изменить продукт и веришь в новый релиз, либо находишь в себе мужество всё закопать и заняться другим. Ты веришь в свой продукт - это хороший знак. Или большая ошибка. Этого я пока не знаю.

9. Злость (просто делай). Никто не любит твоей проект также как ты. Никто не понимает его также как ты. Идеально подходящие профильные фонды будут писать, что подобные проекты «не в нашем фокусе». Идеально подходящие партнеры не будет понимать преимуществ синергии. Какого хрена, это же очевидно? Если они не готовы сотрудничать тогда кто? Как они вообще зарабатывают? Эти вопросы будут посещать тебя часто. Если ты чего-то не понимаешь, это твоя проблема. Не психуй, объясняй, уточняй, пробуй, не получается - иди дальше.

10. Самонадеянность (партнерство). Откуда только берется ощущение, что всё сможешь и успеешь сам - финансы, управление, стратегия, презентации, продажи, маркетинг, комьюнити, поиск и взаимодействие с партнерами, поиски и взаимодействие с инвесторами, и т.д.? Нужно было ставить этот пункт на 1 место. Это ты поймешь в последнюю очередь, только сейчас.

p.s. П.11. Отчаянье. Его нет в списке, так как ты его пока не совершил. Худшее, что может случиться, это идейная импотенция - когда у тебя больше не стоит на продукт. «Это фиаско, братан» - мысль, прихода который ты боишься больше всего. Самый тяжелый грех, который ты можешь совершить, это бросить всё, продолжая верить в продукт. Успех отпустит все грехи, кроме этого. Аминь.

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Гришин

По-моему после 12 лет не надо уходить с хорошей работы. Предприниматель это же не всегда успех. В большинстве случаев это просраная жизнь (без отпусков и развлечений) и копеечный доход.

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

Так всё приедается - все равно хочется острячка! Наверно надо чередовать...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Гришин

А ещё лучше вечерами после работы делать бизнес, да? :)

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Максимов

И не поспоришь. Особенно когда пилишь свой "стартап".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aleksey Komissarenko

Если речь про стартап, то не понятно, где пункт про кастом девелопмент.
Если автор еще до этого не дошел, то п. 11 с вероятностью 90% уже близко.

про мвп не согласен, надо продавать стартап на этапе идеи, тем самым получая отклики, потом уже делать мвп, если не один инвестор не откликнулся даже посмотреть, что там у вас такое, то опять же все плохо...
любой заинтересовавшийся инвестор подождет и год и два, когда будет мвп или готовый продукт, а вас это сильно замотивирует...

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

ни один инвестор не станет смотреть на уровне идеи, если вы не серийный стартапер

кому нужно продавать на уровне идеи - своим будущим юзерам. Если им не удается продать, то MVP не стоит и делать

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

С первой частью полностью согласен.
Со второй нет. Делать прототип стоит в любом случае и уже его проверять на пользователях.

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

если вы не сумели продать идею будущим юзерам, вы, скорее всего, не сумеете продать и MVP. Вы можете попробовать сделать MVP все равно, в процессе вы, может быть, сумеете pivot it out... А может и нет, тогда это потраченное время и деньги

btw, MVP != прототип

MVP = minimum viable product. Рабочий, тоись. Прототип это не продукт

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

Прототип это не продукт, соответсвенно не mvp, все верно. Именно об этом я написал ранее.

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

ну так и выкиньте это слово вообще. Прототип только если для внутренней команды годится, да и то я бы его не стал делать, нет смысла

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Komissarenko

Если вы стартапер, то ни в коем случае не загоняйте себя в рамки=)
Все зависит от подачи.
Вы можете продавать идею как будто бы с готовым мвп и посмотреть, сколько инвесторов откликнется=).
Вот ничего не мешает это сделать и сэкономить себе несколько лет жизни=))

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

готовый мвп означает рост юзербейз. Вы на этапе "с как будто готовым мвп" сможете показать рост? Или будете рисовать?

А если показать не можете, то я зато могу предсказать ответ 99.999% инвесторов.

Это не означает, что искать инвесторов на этом этапе дело бессмысленное. Но просить денег - точно

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Komissarenko

Нарисовать можно все....
Если у вас есть рост юзер бейз, особенно значительный - инвесторы сами придут, тут поиск не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

--- юзер бейз, особенно значительный - инвесторы сами придут

люблю оптимистов... не люблю с ними работать

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

Прям вообще не спорю. Кастдев крайне желателен. Не было цели обозначить исключительно все этапы от рождения идеи. Иначе книга получится, а писать книгу про то как делать стартап это шыт) Здесь исключительно субъективный перечень персональных грехов)
Каждый может добавить свои, велком.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

Но если абстрагироваться от моей ситуации и выражать мнение в целом по кастдеву и началу поиска инвесторов - начинать поиск под голую идею можно если только есть источник дохода, так как история может сильно затянуться, а делать кастдев без мвп или хотя бы прототипа .... сомнительно.
Люди совсем по разному реагируют на идею, нам нужно пощупать. Вы думаете, что они представляют себе одно, а они видят другое. Идею могут плюсовать, а продукт на ее основе минусовать.
Поэтому пока нет прототипа или мвп ничего менять в жизни кардинально ненужно. Я об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

Пока всё именно так. Но, сука, как же скучно так жить) Было бы две жизни, я бы в одной работал по найму, а в другой делал свое дело. Но приходится пробовать всё в рамках одной.

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

Дмитрий, подскажите, в какой сфере стартап? И можно ли в этой сфере на этапе создания MVP обойтись без инвесторов?

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

обойтись без инвесторов можно на любом этапе создания MVP, это ж копейки. Деньги тратятся не там

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

UGC и медиа. Прототип точно на свои, постепенно его дополняя функционалом, все функции проверять на пользователях, одни оставляете другие лесом, ищите свои киллерфичи, заодно создаете вокруг себя и продукта комьюнити, в итоге объединяете самый востребованный функционал, получаете мвп и вот с ним уже к инвесторам. Как-то так если одним предложением))

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

ясно. Вы крутой чувак! Накатайте кейс-статью - почитаем

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

👍🏻 Приму пока как аванс))
Да, кейс будет.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Ну а что, UGC - хорошая тема.
Хабр, Реддит, Пикабу, VC, Quora, да тот же Интстаграм и Телеграм - это ж все UGC.
И есть уже готовые решения, можно купить, там фич километр и сосредоточится на привлечении юзеров, а рихтовать походу.
А бабло прямо пропорционально количеству пользователей.
Имхо, я бы сам ничего не пилил бы, взял бы готовое решение и нагонял пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

Грамотно. Я бы тоже так делал)) Если бы сейчас вернулся в 2016-ый. Точнее это вариант для первого прототипа, далее пилить все равно придётся, если не хочешь конкурировать с вышеуказанными на их поле по их же правилам. Я бы не стал))

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Кстати, так как вы погружены в тему UGC, пользуясь случаем хотел спросить одну вещь.
Это и про отстройку от конкурентов тоже.
Дело в том что (на мой дилетантский взгляд) у всех проектов с UGC одна и та же проблема - темы и обсуждения живут очень недолго.
Чем больше контента генерируется, тем темы меньше живут.
Если взять тот же Хабр - там тема живет максимум 2 дня, потом она хоронится новым контентом и пользователи уже не комментят.
В принципе это справедливо и для ФБ, ВК и т.д.
В ФБ и соцсетях вообще наверное несколько часов.

Да, я про комментарии, потому что именно этим и ценен UGC (опять-таки, на мой дилетантский взгляд).
Потому что если нет комментариев - это будет просто какие-то новости и нет вовлечения юзеров.
Вот как каналы в ТГ в основном используют - что-то кто-то сказал в пустоту, а там трава не расти.
Такого контента километр.

Так вот, идея в том что может быть пора вернуться к ... обычным форумам в плане обсуждения?
Чтобы пользователь мог поднять тему, если ему интересно и т.д.
Ведь темы на форумах очень долго живут, если они актуальны - лет по 5 сам видел.
И это более удобный формат.
Там и карма есть для кармодрочеров и другое.
В шапке темы форума можно также оформить статью - точно также как и на Хабре и других ресурсах.

Т.е. сделать UGC ресурс не для верхоглядов, которые забудут что они полдня назад напейсали в комментах, а именно для более вдумчивых и не таких резких юзеров, коих большинство, мне кажется.
В этом и будет своя фишка и отстройка от конкурентов, имхо.

Как вы думаете?
У мнея была такая мысль сделать это в мессенджере, но только не как каналы, а именно как форумы, с более глубокими обсуждениями...

И кстати,заметил - например редакция VC такую фишку практикует - вставляет в ленту старые статьи и люди начинают их комментить.
Т.е. раньше у них был 1 месяц комментов, сейчас видимо убрали ограничения - наверное из-за этой проблемы то что темы долго не живут..

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

Это интересно. Всё движется по спирали, в этой сфере тоже. Делать просто форум-платформу ... нужно еще подумать. Мне кажется потенциал может быть. Начните с простого прототипа, соберите мнение пользователей, поймете что нужно добавить, в общем все по Lean Startup. Взламывайте систему, ищите необычные, но простые решения.
И да, нужно понять какую проблему или потребность конкретных ЦА будете закрывать. Это банально, но без этого не обойтись. Мне кажется тема интересная, но возможно очень специализированная.
То что касается ugc, комментариев и вовлечения. Все верно думаете. Спортс.ру многие читают именно из-за них, например.
Я опубликую на следующей неделе свой кейс, там как раз будет об этом. Как мы всё это объединили, трансформировали и расширили.
И спасибо за комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

--- в итоге объединяете самый востребованный функционал, получаете мвп

и они вас посылают ннннна.
Потому что инвестору интересны деньги (юзеры, рост юзеров), а не киллерфичи.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

Эээ. Не знаю зачем противопоставлять пользователей и функционал. А инвесторы пошлют ннннна по-любому и не один раз. Слава богу их не мало.

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

потому что мы про инвесторов. Не противопоставлять, а предоставлять. То, что им нужно

юзерам - фичи
инвесторам - userbase growth

Инвестор, который покупается на фичи вместо userbase, очень быстро станет очень бедным инвестором

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kurenev

Прикольно!)

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

вы забыли добавить самое главное

fail early, fail fast

* Я чиста надеюсь, что английский прокачан

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

... Fail Often, Fail Cheap. Тут последняя часть ключевая) Все верно. Насчёт того, что именно это главное большой вопрос, но да, возможно пункт 4. стоило бы дополнить чем-то типа «изучение трендов, каналов, инструментов организации и роста».

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

fail early != «изучение трендов, каналов, инструментов организации и роста»

Нельзя заранее изучить рынок

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

но нужно это прописать в бизканвас, потому что это часть гипотезы, которую нужно опрокинуть

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ти
Автор

В его текущем состоянии не только можно, а нужно. Тренды тоже нужно стараться выявлять. Не только те что всем очевидны, над ними уже работают, а те которые пока неочевидны.

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

с одной стороны, это все нужно изучать и это все прописывается в бизканвас.

а с другой стороны, это невозможно изучить заранее

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда