{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Исполнитель, знающий себе цену

Стандартная ситуация рыночных отношений: заказчику требуется выполнить что-то, он ищет исполнителя, который готов сделать необходимое в кратчайшие сроки, качественно и с минимальной оплатой.

Дано:

  • Исполнитель стандартный специализированный;
  • Заказчик неопределённой формации;
  • Заказ.

Стандартная ситуация рыночных отношений: заказчику требуется выполнить что-то, он ищет исполнителя, который готов сделать необходимое в кратчайшие сроки, качественно и с минимальной оплатой.

Первая встреча (она же и последняя)

Заказчик и исполнитель договорились о встрече, дабы обсудить выполнение заказа. Оба в предвкушении успешного финала. Заказчик готов изложить суть дела. Исполнитель в общих чертах оценил объем работ и среднюю стоимость или стоимости отдельных этапов работы.

Заказчик объяснил суть работы, исполнитель всё понял, согласился и озвучил стоимость. Они пожали руки и заказчик передал исполнителю ключ от двери, за которой лежит куча работы. Они разошлись до следующей встречи для приемки работ и взаиморасчётов. Все счастливы. Занавес.

Но такой исход событий обычно происходит где-то в параллельной вселенной. Не у нас.

Заказчик приступает к объяснению сути заказа и исполнитель понимает, что предлагаемое сейчас, в корне отличается от предописания. Я не буду обсуждать сейчас тех специалистов, которые не смогли понять смысл предописания. Постараюсь передать на примере:

Представим, что заказчик пришел в фирму установки окон. Он выбрал окна, принёс сразу готовые размеры и внёс 100% оплату. В назначенное время в назначенное место подъехали работники фирмы с инструментами и готовыми для установки окнами. И... Удивление на их лицах! По указанному адресу пустырь. Среди пустыря стоит одинокий заказчик.

- А где дом? Квартира? Хоть какое-то здание? Куда вставлять окна? - интересуются исполнители.

- Так вы же специалисты. Мне сказали, что Вы сделаете всё под ключ. Я в этом не разбираюсь. Конечно же вы как специалисты решите проблему, ведь я вам заплатил за это. Надо здесь построить что-то? Делайте! - с невозмутимым лицом заявляет заказчик.

Возможно некоторые сочтут пример неподходящим и неверным. Возможно он слишком претенциозен. Но мне кажется, что 75% исполнителей сталкивалось с такими заказчиками. Это реальность. Данный пример часто встречается в сфере предоставления IT услуг. Именно из-за этого появляются раздутые прайс-листы или множество пунктов в договорах и приложениях. Эти пункты в договорах продиктованы опытом общения с заказчиками.

Каждому специалисту необходимо приходить на встречу с блокнотом и ручкой. И все пожелания заказчика документировать письменно. По возможности заключать договор, с чётким описанием того, что надо сделать, в каком виде, в какие сроки и по какой стоимости. Если какое-то требование заказа непонятно или может быть двояко и/или неверно истолковано, то просить заказчика объяснить его позицию, понимание, конечный результат такого требования.

На грабли отсутствия письменных описаний условий почти всегда часто наступают новички. Цель новичка в получении опыта. И этим часто пользуются, т.к. новичок может не справиться с работой или сделать её не так, как нужно. А это весомое основание для отказа в оплате.

Дополнения по ходу

Заказчик любит контроль и уточнения. Иногда его уточнения являются дополнениями. К примеру при разработке какого-то проекта внезапно приходит уточнение в виде «вот здесь сделать небольшой функционал (кнопку отчета, уведомление о событии, небольшую форму)». Возражения исполнителя игнорируются фразами: ну кнопочка ведь такая маленькая, пустячная, вам же на 5 минут работы, мы разговариваем дольше, чем вы потратили бы на работу.

Скорее всего такие дополнения будут не единственными. 5 минут может вырасти в целый синтетический алгоритм сбора и анализа данных. Вы, как исполнитель, отвлекаетесь на это дополнение. Необходимо вникнуть, а значит освободить, избавиться от тех мыслей об основном потоке работ. Так специалист может потерять что-то важное, упустить из вида существенную деталь. Заказчик «отламывает» на такие доделки часть Вашего времени и Ваших денег. Т.к. заказчик чётко знает бюджет и готов отказаться от Ваших услуг в пользу другого исполнителя в любое время и по любой причине (даже из-за настроения).

Пусть дополнения войдут в версию заказа 2.0 с отдельным бюджетом. За это время необходимость в 50% дополнений станут не актуальными. Заказчик не всегда полно видит картину. Чем более опытен специалист, тем больше таких дополнений являются просто надуманными. Функционал какой-то кнопки не нужен по причине автоматизированности или имеющемся функционале другой части проекта.

На этапе первой встречи нужно можно указать стоимость разовых дополнительных услуг. Это может снять ряд запрашиваемых изменённых требований в ходе выполнения.

Любое дополнение является переработкой относительно общего объема работ при бюджете равном константе.

Приёмка

Исполнитель вытер пот со лба, устал, замёрз, голоден и не выспался. А на пути сдача работы заказчику. Заказчик щепетилен как никогда: и слева постучит и справа подёргает. Если у заказчика возникли претензии к качеству исполнения, исполнитель должен постараться получить наиболее полную информацию о претензии и получить весь список претензий с первого раза. Последующие претензии (при второй приёмке и далее) говорят о провале проекта в целом (не важно по чьей вине).

Учтите, что на этапе приёмки стоимость труда исполнителя может упасть из-за претензий. Пример:

Заказ общей продолжительностью 10 часов стоимостью 10 рублей. В результате некачественного выполнения работы ушло ещё 2 часа. Т.е. в итоге час специалиста стал стоить не 1 рубль, а 83 копейки.

Простая арифметика, не так ли?

Но бывают случаи доведения заказчиком приёмки до абсурда. В качестве пояснения привожу историю с микроволновой печью и одной хозяйкой, которая решила высушить своего кота.

Торг неуместен

Торг является важной составляющей рыночных отношений. Перефразируя классика

Торг! Какая сделка обходится без нее.Один хочет больше за меньшие деньги, другой - готов предоставить меньшее, за большие деньги... таков непреложный закон жанра.Сделка без торга, это - как жизнь без любви.

Случай из моего опыта:

В офисе одной компании была проблема. Периодически падало соединение с файловой версией 1С. Раз в две недели на два часа приходили ребята из соответствующей специфике конторы и за скромные 700 рублей в час (по ценам провинциального городка в 2008-2010гг.) запускали на пару-тройку часов восстановление базы. Так продолжалось полтора года. Никто из приходящих тех ребят «не мог понять причину» возникновения проблемы и работали исключительно по факту устранения последствий. В итоге через знакомых попали на меня. Исследовав причину возникновения я предложил свои услуги в размере ля-ля-ля тысяч рублей. Директор компании сказал:

- Можно ли не ля-ля-ля, т.к. слишком дорого, а ля-ля тысяч рублей?

- Можно, но без меня, - ответил я.

Я точно знал рыночную цену моим услугам, т.к. в эту стоимость входила закупка аппаратуры. И торг был не уместен. Торги не уместны также при наличии прайс-листа на услуги специалиста на конкретные позиции. Многие специалисты, боясь потерять клиента, сбавляют стоимость и продают свои услуги буквально задарма. Таким образом снижая не только для себя количество кусков масла, намазанных на хлеб, но и снижая общий показатель цен для других специалистов.

Заказчики сбивают цены фразами: «да для тебя это сделать пять минут, а я буду копаться два-три дня. Неужели ты не можешь быстренько за рубль сделать? Зачем просишь так много?». Исполнитель забывает о том, что навык, который позволяет ему сделать что-то за пять минут, он приобретал бессонными ночами за чтением специфической литературы и проведением множества тестовых ситуаций. А заказчик в это время занимался более приятными вещами, например спокойно спал. И если уж у исполнителя нет уважения к своему потерянному времени из жизни, то откуда это уважение возьмется у заказчика? Прошу прощения за столь экспрессивную окраску этого абзаца.

От себя

Если заказчик порывается отказаться от Ваших услуг, не держите его, отпустите. Заказчик нуждается в хорошем исполнителе не меньше, чем исполнитель в хорошей оплате (Вы же хороший исполнитель?).

Цените свой труд и труд окружающих.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Затолокин

Странно видеть заказчика, который знает/предполагает, что исполнитель новичок и можно его поставить в условия , при которых не платить ему деньги. Ведь тогда заказчик итог работ тоже не получит вместе с криво выполненной / не выполненной работой

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Никита

Не соглашусь, часто сталкиваюсь когда торг делается ради торга, как спорт продавить исполнителя и точка, а сумма экономии не существенна и не важна.

У некоторых руководителей больших компаний есть мнение если снизить цену подрядчика тогда они свою зарплату получают не зря т.к. смогли сэкономить 5% от стоимости контракта.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

«Я точно знал рыночную цену моим услугам, т.к. в эту стоимость входила закупка аппаратуры. И торг был не уместен.»
Например, задача: вбить гвоздь в стену. Цена 100 рублей. Нужно ли купить мастеру молоток за 1000 руб или у него должен быть свой?
Когда я исполнитель, то я беру необходимое и дорогое оборудование в аренду, а не перекладываю покупку оборудования на заказчика.
И ещё: торг уместен всегда. Иначе с вашим подходом можно остаться без лояльных заказчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Щербаков

Как я понял из фразы про файловую систему, там наверно имеется ввиду закупка новых винтов (ИМХО), тогда да, это не молоток, а конечный продукт, который переходит в собственность заказчика, поэтому исполнитель не может принести и подарить свой винт

Ждём автора для пояснения этого примера

Ответить
Развернуть ветку
Re-l Mayer

Главное самому хотеть сделать бесплатно что-то по каким-то причинам. Будь то просто в новинку интересно чем бы заняться, аля ради опыта или же тупо спустить время в сортир, уже от человека зависит получит ли он опыт от бесплатной работы или нет. К примеру я сам частенько помогаю новичкам, не без корыстных целей, достойные новички потом могут стать частью системы продаж, особенно если их где-то обосрали в интернете, как принято травить новичков на форумах. Так вот, если помочь такому человеку и правильно воспитать его, то можно получить аккумулятор ненависти на 3 года минимум и он будет с удовольствием доказывать несправедливому миру как он может работать и как зарабатывать(продавать например). Да и сам я люблю растаптывать гордых специалистов, троллей, жмотов знаний, которые говорят я умею, я могу, но доказать не хотят, ведь они же бесплатно не работают. Я получаю офигенное удовольствие когда по приколу просто лишаю денег очередного такого зазнайку с опытом, умениями и знающего себе цену. У меня в команде вообще людей не нанимают, каждый сразу создает с нуля собственную точку продаж и получает долю, сколько осилил, столько и заработал, фиксированных оплат нет, все по факту работы. Если человек готов работать без выходных, без отдыха, как угодно, может ему ничего кроме интернета в жизни не нада - значит он монстр и отлично получает.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда