Офтоп
Редакция vc.ru
37 100

Законы: Почему в России нельзя доставлять пиццу дронами

Сыктывкарской пиццерии «Додо Пицца», экспериментирующей с доставкой при помощи дронов, пригрозили штрафом в 200 тысяч рублей. Мария Ванина, юрист компании Ask & Win, объяснила, почему это произошло.

В последнее время все более распространенными в повседневной жизни становятся так называемые коптеры (дроны и т.п.), используемые для различных целей, — к примеру, для видеосъемки или для доставки пиццы. Казалось бы, какую опасность может таить в себе небольшой радиоуправляемый самолетик? Именно так полагает большинство владельцев подобных новомодных технических средств, совершенно не задумываясь о легитимности своего хобби. Это, как показывает практика, напрасно.

Что такое коптер с точки зрения законодательства

Такие понятия как «дрон», «коптер» и тому подобные в действующем законодательстве отсутствуют, зато имеется определение беспилотного летательного аппарата, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». «Беспилотный летательный аппарат» представляет собой летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Указанное понятие представляется достаточно размытым, однако формально коптеры под него подпадают, — а значит, на их полеты распространяются специальные правила, обязательные для соблюдения, речь о которых пойдет ниже.

Тем не менее, не всё так однозначно, ведь коптер можно также рассмотреть как игрушку, являющуюся не летательным аппаратом, а лишь его моделью, что позволяет освободить владельцев таких «игрушек» от соблюдения целого ряда обязанностей. Насколько вторая позиция обоснована? При квалификации коптера прежде всего следует учитывать его мощность, высоту полета, радиочастоту, на которой он управляется, детали, из которых он собран, а также иные факторы. При этом современные дроны обладают весьма впечатляющими техническими характеристиками, в силу чего отнесение их к игрушкам противоречит здравому смыслу. Однако в силу отсутствия разъяснений на данный счет в законе, неопределенность все же остается, и попытаться доказать, что именно ваш коптер – это игрушка, — возможно.

Правовое регулирование воздушного пространства в России

В России использование воздушного пространства регулируется «Воздушным кодексом РФ Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ. Согласно нормам ВК РФ, Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем (ст. 1 ВК РФ). Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (ст. 11 ВК РФ). Под государственным регулированием использования воздушного пространства понимается установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также ответственности за их соблюдение (ст. 12 ВК РФ).

Согласно пункту 52 указанных выше авиационных правил, использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом. В силу пункта 160 авиационных правил нарушение требований, установленных в них, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для законного использования беспилотного летательного аппарата, к которым, с большой вероятностью, будут отнесены коптеры, необходимы специальное разрешение, а также план полетов, — в противном случае владельцы коптеров будут привлечены к ответственности.

Ответственность владельцев коптера

Согласно статье 11 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ, нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Стоит отметить, что формально для привлечения к ответственности по данной статье необязательно причинение или возможность причинения кому-либо вреда, а достаточно просто установления факта нахождения в воздухе на любой высоте любого беспилотного летательного аппарата, чтобы оштрафовать его владельца.

Таким образом, указанная статья предусматривает достаточно серьезную штрафную санкцию для физических, и тем более для юридических лиц за нарушения правил использования воздушного пространства, установленных законом.

Выход из ситуации

Поскольку в настоящий момент ситуация с квалификацией дронов и коптеров не совсем понятна, а воздушное пространство они так или иначе пересекают, велика вероятность, что органы государственной власти будут применять к данным правоотношениям нормы о беспилотных летательных аппаратах, и требовать соответствующее разрешение на полеты, а в случае его отсутствия — привлекать владельцев к ответственности.

В этой связи рекомендуем сделать следующее:

  1. В том случае, если вы приобрели коптер, обратиться в уполномоченный орган в области авиации (Росавиция и ее территориальные органы) с заявлением о получении разрешения на использование воздушного пространства. В случае отказа или игнорирования вашего заявления, вы приобретете дополнительный аргумент в суде, указав, что ваша вина в совершении правонарушения отсутствует, так как вы предприняли все возможные меры, для того чтобы ваша деятельность была законной.
  2. Если вас привлекают к ответственности за нарушение использования воздушного пространства из-за отсутствия разрешения, но ваш коптер не причинил никому вреда, вы вправе сослаться в суде на малозначительность деяния (ст. 2.9 КоАП РФ). Если суд сочтет данный аргумент убедительным, то вы будете освобождены от ответственности. Стоит отметить, что имеется положительная судебная практика по данному вопросу: Определение ВАС РФ от 31.10.2012 N ВАС-14350/12 по делу N А71-2653/2012. В настоящий момент до конца не ясно, каким образом органы авиационного надзора отслеживают деятельность коптеров и отслеживают ли вообще. В этой связи до принятия уточняющих поправок в закон рекомендуем не афишировать в средствах массовой информации, что вы имеете коптер, во избежание рисков привлечения к ответственности.

В настоящий момент ситуация с правовым регулированием дронов в РФ неоднозначная. С одной стороны, популярность коптеров и дронов набирает все большие и большие обороты, более того, они все чаще начинают использоваться в предпринимательской деятельности, — что, безусловно, эффективно сказывается на экономическом обороте страны, то есть ограничивать их распространение введением дополнительных сложных правил использования не совсем целесообразно.

С другой стороны, такие дроны изначально позиционировались как беспилотные летательные аппараты военного назначения, они имеют впечатляющие технические характеристики, не уступающие во многом самолетам, то есть могут нести потенциальную опасность. Кроме того, воздушное пространство — это особая сфера, где государство устанавливает специальные правила регулирования, обязательные для соблюдения гражданами и юридическими лицами, что также нельзя не учитывать, давая правовую оценку полетам.

Остаётся только надеяться на дальнейшее совершенствование законодательства в этой области.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","\u0434\u0440\u043e\u043d\u044b_\u0432_\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438","\u0434\u0440\u043e\u043d\u044b","\u0433\u0430\u0434\u0436\u0435\u0442\u044b","\u0431\u0435\u0441\u043f\u0438\u043b\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u0438"], "comments": 43, "likes": 44, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 4279, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 30 Jun 2014 17:24:09 +0400", "is_special": false }
0
{ "id": 4279, "author_id": 2, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/4279\/get","add":"\/comments\/4279\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/4279"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "last_count_and_date": null }
43 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

А есть какая-то высота, в рамках которой никто не нарушает воздушное пространство?

Ответить
3

Согласно ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. То есть воздушное пространство в России начинается непосредственно над почвой.
При этом согласно рассмотренным в статье федеральным авиационным правилам воздушное пространство делится на классы А (верхнее), С (нижнее), G (воздушное пространство, где не установлены классы А и С). Важно, что использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства (п. 52 авиационных правил). Таким образом, независимо от той высоты, на котором летит коптер(если рассматривать его как беспилотный летательный аппарат, конечно), разрешение необходимо. Что касается допустимой высоты в 50 метров, в силу п. 56 авиационных правил она распространяется только на проведение салютов и фейерверков, но никак не в отношении беспилотных летательных аппаратов, для которых установлена специальная норма, процитированная выше.
В отношении иных объектов (игрушек и т.п.)прямых норм законе нет, и насколько применимы указанные нормы до конца непонятно. Предельной высоты, в рамках которой никто никто не нарушает законодательство также не установлено.

Ответить
0

высота в рамках которой не нарушается воздушное пространство в рф, если я не ошибаюсь до 50 метров. Но есть такой момент что использование дрнов в городе не безопасно, при поломке он камнем упадет вниз на голову, не получится им спланировать.

Ответить
2

...Запустил я с младшим братом воздушного змея,но органы надзора за воздушным пространством РФ не спали.В воздухе появилась пара МИГов,которые быстро разобрались с нашим змеем..

Ответить
2

Из-за этих ваших коптеров я голым уже боюсь по даче гулять, у одного соседа коптер у второго коптер, заполонили, а людям отдыхать не дают.

Ответить
1

Статья бесполезная, более того бесполезна с юридической точки зрения.

Если вкратце пересказывать ФАП, то:
1) все что оторвалось от земли использует воздушное простраство
2) все что использует - воздушное судно
3) воздушные суда массой конструкции без учета средств спасения легче 115кг не требуют регистрации, страховки, сертификата летной годности, лицензии пилота
4) ввести свой полетный план в уведомительную систему без номере регистрации ЛА невозможно

Отсюда вывод:
все что легче 115кг может так же законно использовать воздушное пространство (а пользователи воздушного пространства РФ это ее граждане и юр. лица), но в силу криворукости системы официально подавать уведомления о полетах в зоне С не могут. Но много где зона С начинается с эшелона 30 или 40 (3000 или 4000 футов), а все что ниже это G и летай не хочу.

Про Москву не говорю, у нас тут все что внутри МКАДА по идиотизму ФСО от GND до 8000м зона А, на которую, впрочем, сверхмалая авиация и коптеры успешно плюют.

Ответить
1

Спасибо большое за Ваш комментарий. Действительно, все что вы написали соответствует правилам ФАП. Тем не менее, уведомление требуется так же и при полете в зоне класса G (п. 124 ФАП). Что касается Вашего комментария по вопросу бессмысленности: мы ограничены как по формату (подача понятного материала), так и по объему (можно написать, например, об этом книгу). Спасибо за Ваш комментарий, он ценное дополнение к написанному выше материалу.

Ответить
2

Да сорри, про бесполезность это я вспылил ;)
Обсуждение российских законов и их обсуждений это конечно лучший тренинг по спокойствию и релаксации.

Еще немного дополню как это работает сейчас в реале:
При полетах в зоне С стараемся созваниваться с диспетчером и спрашивать не помешаем ли мы в таком-то таком-то квадрате и примерный план полета. Соответственно и у диспетчера есть наши телефоны если что и наоборот. Сами диспетчера, зная эту проблему про невозможность создать заявку через http://www.ivprf.ru/ без госномера, рады такому взаимодействию, это и им прикрытие и набирание критической массы для пересмотра системы подачи уведомлений от тех кто летать официально может, но регистрироваться им так же официально не надо.

Так как при полетах в зоне G заявку надо подавать либо через сайт (куда не пускают) либо через единый телефон, откуда конечно же посылают со словами "вот сайт, мы за G не отвечаем, заявку зарегистировать не можем". Поэтому уже так сложилось что в G все летают спокойно следуя правилам визуального ориентирования.

PS
про лазейку с 115кг можно к статье добавить, почему-то про нее все забывают, это из приказа Минтранса РФ от 18 ноября 2011 г. N 287

Ответить
0

PSS
и кстати сами диспы ссылаются на 138 ФАП говорящий о том что при следовании правил полетов в зоне G уведомления не требуется

Ответить
0

и про 124 пункт. Там написано динственное - пункт 124:

"Уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G.

Пользователи воздушного пространства, осуществляющие полеты в воздушном пространстве класса G, уведомляют соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения",

И трактуется это следующим образом: нет необходимости уведомлять о полете при отсутствии необходимости в получении полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.

Ответить
1

законы надо менять

Ответить
1

Нормальный пиар ход. За 200.000 рублей теперь о Додо говорит вся РФ и СНГ, молодцы ребята

Ответить
1

Да дело не в запрете и не в том, что он летает всё дело в народе, завистливый!

Ответить
1

Мальчишки будут из рогаток пулять.

Ответить
1

Эх жаль что нельзя массово использовать беспилотники, в РФ, много компаний которые делают достойные дроны http://teziko.com/home/gordost/151-avaks - а по поводу того коммента, где говорят что он может упасть на голову - так эту задачу давно решили - при отказе открывается парашют и подаётся звуковой сигнал.

Ответить
0

В советах есть интересная особенность. Если я прошу разрешения на использование ВП, не признаю ли я сам этим то, что мое деяние будет значительным?

Вообще, конечно, формально по такому закону бумажная "галка", пущенная с балкона - уже БПЛА.

Ответить
0

Бумажная галка тебе лобовуху не разобьет :)

Ответить
0

Галка попадёт код определение игрушки

Ответить
0

А куда попадают воздушные змеи и авиамодели?

Ответить
0

http://www.youtube.com/watch?v=_cT6nOCceww

Реклама про доставку запчастей дронами

Ответить
0

Государство во всю использует дронов без регистраций, то гастарбайтеров ловят, то свалки ищут.

Ответить
0

Если серьезно, то конечно это опасно!
Очень опасно!
Хочешь?
Езжай за город, в чистое поле и там хоть облетайся.

Ответить
0

Собираюсь купить китайский радиоуправляемый с айфона вертолетик. Мне уже пора получать разрешение Росавиации?

Ответить
0

все зависит от порядка использования и мощности. явно за маленький хеликоптер никто Вас штрафовать не будет:)

Ответить
0

А кто будет решать, достаточна мощность или нет? Господин инспектор?

Ответить
0

в конечном итоге, у Вас всегда есть право обратиться в суд: там Вы можете доказать малозначительность. Пока нет регулирования, как например, в США - все во власти правоприменительных органов и\или суда. Такое вот регулирование.

Ответить
0

четкого регулирования

Ответить
0

Я против!

Ответить
0

там не все так плохо, как видится. есть пару идей о создании сети для дронов, чтобы в Африке лекарства доставлять

Ответить
0

...Запустил я с младшим братом воздушного змея,но органы надзора за воздушным пространством РФ не спали.В воздухе появилась пара МИГов,которые быстро разобрались с нашим змеем..

Ответить
0

мораль: змий должен быть с кулаками воздух-воздух

Ответить
0

Вас пошлют в ространснадзоре:-) ибо если вы летаете в городе то
1. Администрация
2. ФСБ
3. Ространснадзор

Ответить
0

Усама из могилы: "Вот я лох!...

Ответить
0

Не думаю, что будет введено какое-либо регулирование полетов для коптеров, ибо изначально это борьба с последствиями. Тем более, за всеми коптерами не уследить.
Видится мне, что будет некая сертификация коптеров по типу: можно продавать, не опасен/нельзя продавать, опасен. И всё, проблема сразу будет решена.

Ответить
0

Позвоните в Главный центр да и узнайте всё 8(499)601-07-77. Опять же такой сайт хороший для вас сделали ivprf.ru

Ответить
0

Елена Мизулина уже летит на коптере в думу, что бы скорее все запретить!

Ответить
0

Квадрокоптер с ножом гонится за человеком (Ужас)

http://www.youtube.com/watch?v=EKABz3OLKYU

Ответить
0

Блин кому интересно у меня есть личный опыт и статья. Нарушение воздушного пространства с штрафом 25 тыс. Заказчик забыл согласовать.... И никто не смотрел на высоту и вес. Про ФСБ и администрацию почему все молчат? Без этого в городе вам не дадут летать. А кое где и ФСО. только после согласования с вами будут говорить в главном центре. То есть можно получить воздушное пространство но да не официально по закону и только после согласования с администрацией и ФСБ если это город. И у кремля можно полетат ь согласовано. Есть примеры :-)

Ответить
0

Тема старая, ещё 2011 года. С тех пор не изменилось ничего. http://www.a123systems.ru/index.php?showtopic=3488

Ответить
0

Дрон, так вот ты где подлец! Нука позвони мне, с третьего класса ищу!

Ответить
0

Уважаемые! А почему в статье речь про Сыктывкарскую пиццерию, а на верхней фотографии изображена набережная города Саранска?)))))

Ответить
0

Идешь такой по улице и бац пицца падает в руки.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }