120 млрд долл потери капитализации Фейсбука
Пока всемирные массы обсуждают сенсационный провал, а "аналитики" объясняют его неожиданность, просто продублируем текст прогноза годовой давности:
"Почему Фейсбук не стоит покупать? Потому что сильно дороже не будет"
1. ФБ такая же инфраструктурная компания, как оператор сотовой связи, водопровода или доски объявлений. У нее есть предел покрытия, и предел рентабельности.Фейсбук близок к обоим, если уже не достиг их.
2. В мире более чем достаточно инфраструктурных компаний, чистая прибыль которых больше Фейсбука.
Например, сотовые операторы Verizon и China Mobile прибыльнее Гугла, и каждый из них почти вдвое прибыльней Фейсбука. Их P/E ratio и есть долгосрочный ориентир для капитализации ФБ.
"Позвольте", — скажете вы нам, "какие-такие сотовые операторы с канализациями? Фейсбук — “новая экономика”, и там такие P/E считают, что чудеса и леший бродит, и русалка на ветвях сидит с триллионами наизготовку".
Увы и ах, дорогие читатели.
А поскольку "значительно большая скорость" уже позади, то и ИТ-мультипликаторы рано или поздно вернутся к среднему значению.
3. При этом долгосрочные рыночные перспективы Фейсбука весьма неопределенны.
Отсортируем лидеров "новой экономики" по степени возрастания прочности рыночной позиции:
C. Эппл контролирует терминал, средство доставки информации
В реальности — чистая мода. Фантастические миллиарды Эппла суть следствия маркетинговой гениальности Джобса.
B. Фейсбук контролирует площадку обмена информацией.
Позиция много проще и прочнее эппловой (и потому для ее занятия Цукербергу гениальности не потребовалось, хватило везения и наглости). Однако трафик площадки тоже сильно зависит от медийной моды: сегодня котиков постят в инстаграме, а завтра в еще каком-то тайм-киллере.
A. Гугл контролирует доступ к информации.
Конечно, он контролирует и Андроид — средство доставки, и разного рода площадки типа Ютьюб — но это все вторичные служебные инструменты для поддержания в рабочем состоянии Главного и Окончательного оружия.
Как бы ни менялась мода на смартфоны (или нейроинтерфейсы в будущем), будут ли школьницы будущего размазывать слезливые сопли в инстаграме, вконтактике или голографической дополненной реальности, Гуглу это совершенно безразлично.
Единственное, что может (может!) угрожать Гуглу — это фундаментальные прорывы в обработке информации. Например, появление квантового компьютера.Тогда на время рынок оттает, и для конкурентов Гугла появится окно возможностей. Пока рынок не замерзнет заново.