Отсутствие инвесторов и малая выгода для бизнеса: что мешает развитию рынка дронов в России
Главы компаний Copter Express, Pony Express, Pilothub, «Геоскан» — об ужесточении законодательства по отношению к дронам и применении коптеров в бизнесе.
Согласно исследованию консалтинговой компании J’son & Partners Consulting, мировой рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) вырастет до $9,5 млрд в 2020 году. Российский рынок дронов, который оценивался в $174 млн в 2016 году, может увеличиться до $224 млн в 2020 году.
До 2020 года осталось чуть больше года, однако в России пока мало бизнес-решений, связанные с дронами. 2 апреля 2018 года «Почта России» впервые протестировала дрон для передачи посылок.
БПЛА с двухкилограммовым грузом врезался в ближайший дом, после чего компания подверглась критике. В частности, Валентина Матвиенко осудила руководителя «Почты России» за эксперименты с дронами при низких зарплатах почтальонов.
Редакция vc.ru опросила компании и экспертов о том, что мешает беспилотникам развиваться в России.
Учить и развлекать
Четыре года назад компания Copter Express совместно с «Додо Пиццей» впервые в России доставила пиццу с помощью дрона. Позже основателю сети пиццерий Фёдору Овчинникову суд выписал штраф в 50 тысяч рублей за нарушение воздушного пространства. В итоге штраф был отменён, но от доставки пиццы дронами компания отказалась.
Основатель Copter Express Олег Понфиленок занимается дронами с 2013 года. Первые три года бизнес был убыточен — предприниматель ежемесячно инвестировал от 500 тысяч до миллиона рублей.
В прошлом году выручка Copter Express составила 45,8 млн рублей, из которых чистая прибыль — более 20 млн рублей.
После нескольких попыток применения дронов в разных областях Copter Express сфокусировалась на образовании. Из китайских составляющих компания собирает конструктор программируемых квадрокоптеров «Клевер» и продает его школам, техникумам, училищам, кружкам. Сейчас, по словам Понфиленка, они сотрудничают со 100 учебными заведениями. Год назад их было 50.
По мнению Понфиленка, в России перспективно другое направление — использование дронов в развлечениях. Он приводит в пример световое шоу компании Intel на Олимпиаде в Южной Корее. Во время церемонии открытия 1218 дронов Shooting Star изображали в воздухе различные фигуры, например, олимпийскую эмблему.
Понфиленок рассказал, почему в России до сих пор не появилось аналогов таких шоу. По его мнению, это направление пока не развито, но спрос на «более местечковые» шоу есть.
На вопрос, каким образом «вписываются» в российское воздушное пространство такие шоу дронов, Понфиленок ответил, что пока нет никаких работающих регламентов. По его словам, сфера остаётся серой, сейчас за шоу дронов могут дать такой же штраф, как и фотографу, снимающему с помощью коптера.
Дроны-перевозчики
В мае 2018 года издание Bloomberg сообщило, что Uber собирается запустить в Сан-Диего доставку еды дронами — это часть одобренной правительством США масштабной программы по тестированию коммерческого использования беспилотников.
Помимо Uber в американской госпрограмме по развитию безопасного использования дронов для коммерческих целей участвуют Apple, FedEx, Qualcomm и Alphabet. Аmazon запустила тестирование доставки ещё в 2013 году. В России дроны-курьеры пока так и не появились.
По мнению Понфиленка перевозка — самое бесперспективное направление бизнеса БПЛА в России. Хотя именно на эту сферу компания вначале делала ставку.
Эксперимент с дронами-курьерами проводили и в компании Yota. В 2015 году в рамках проекта Yota Futureproof компания доставляла SIM-карты дронами. Средняя стоимость доставки с помощью дрона на тот момент составила 400 рублей, что выходило дешевле стоимости услуг курьера в Москве — около 500 рублей.
Генеральный директор группы компаний Pony Express Георгий Аликошвили считает, что говорить об использовании БПЛА в качестве средства доставки до двери пока слишком рано.
В 2017 году издание Forbes опубликовало материал, посвящённый дронам. В нём говорилось, что Pony Express инвестирует в БПЛА-проекты. Но, как утверждает Аликошвили, компания не вкладывает средства в производство, а выступает консультантом, предоставляя разработчикам свою экспертизу и опыт в области логистики.
Сейчас перевозчик сотрудничает с несколькими производителями БПЛА. Для себя Pony Express видит перспективу применения дронов в перевозках между логистическими терминалами. Это позволит сократить транзитное время и снизить себестоимость отправлений.
На вопрос, собирается ли компания внедрять в свою работу дроны в России, Аликошвили ответил, что сейчас они находятся «внутри момента», так как целый ряд технологий и решений формируется у них на глазах. БПЛА, по его словам, не единственное инновационное решение, для которого характерны проблемы с законодательным регулированием.
Дроны вне закона
Олег Понфиленок — один из главных лоббистов БПЛА в стране. Он основал ассоциацию малых беспилотников России, чтобы отстаивать интересы бизнеса, связанного с дронами. По словам Понфиленка, это оказалось неэффективным.
После закрытия ассоциации Понфиленок вошёл в рабочую группу одного из направлений Национальной технологической инициативы «Аэронет».
С этим соглашается и финансовый директор компании «Геоскан» Павел Степанов: «Технологии существенно обогнали законодательство. Сейчас мы пытаемся повлиять на это. Наша компания — тоже участник "Аэронета" НТИ: есть дорожная карта, мы формируем предложения для внесения изменения в закон».
На вопрос, удаётся ли представителям «Аэронета» влиять на законодательство и на отношение к дронам властей, Олег Понфиленок отвечает, что «к ним прислушиваются, но к реальным изменениям это не приводит». В целом прогресс в сфере законодательства, связанный с дронами, он оценил «на двоечку».
В июле 2017 года Минтранс постановил ставить на учёт все приобретённые беспилотники с максимальной взлётной массой от 250 г. Но механизм постановки на учёт до сих пор не работает, так как не утверждено соответствующее постановление правительства.
Предполагалось, что все необходимые документы будут подписаны в середине 2018 года. Однако 10 июля стало известно, что проект постановления кабинета министров вернулся в Минтранс.
Серая зона ничему не мешает
«Если ты не летаешь над Красной площадью, вряд ли тебе выпишут штраф», — считает основатель сервиса Pilothub Марк Туровецкий. По его словам, постановление Минтранса почти ничего не изменило на рынке дронов: пилоты коптеров используют их так же, как раньше, и никто не получает штрафов. PilotHUB — это Uber для владельцев БПЛА и заказчиков, которым нужна видео- или фотосъёмка.
Сейчас на сайте Pilothub есть портфолио почти 2000 пилотов, к которым заказчик может обратиться напрямую. Одна из особенностей Pilothub: данные о работе БПЛА и уровне пилота передаются с дрона сразу на сайт. Заказчик может увидеть, сколько у пилота часов налёта, какие технические характеристики у дрона и так далее.
По словам Марка, в день поступает до десяти заказов по всей стране. Цена зависит от объёма работы, региона, мастерства пилота коптера. В начале 2017 года показатели компании были нулевыми. В декабре получили первый доход, в январе 2018 года его удвоили. Чистая прибыль пока отрицательная.
Если Copter Express работает в основном с государственными компаниями, то клиенты PilotHUB — физические лица и маленькие частные агентства, которым невыгодно самим покупать БПЛА и обучать сотрудников работе с ним. Туровецкий считает, что сфера применения PilotHUB будет расширяться.
«Просто дроном в 2018 году уже никого не удивишь»
Другая позиция у основателя компании TraceAir Дмитрия Королёва. TraceAir делает ПО для автоматизации строительства, в котором используются данные с дронов. Компания выбрала для себя не «горизонтальную» модель развития, как агрегатор PilotHUB, а «вертикальную»: TraceAir специализируется на применении данных с дронов в строительстве.
Но ключевой вопрос, по мнению Дмитрия Королева, не в том, как в этой индустрии можно использовать дроны, а в том, насколько выгодны они будут для бизнеса.
С ним соглашается Павел Степанов из компании «Геоскан».
TraceAir работает по модели подписки на ПО с разными тарифными планами, которые могут зависеть от комплекса услуг, частоты полётов и размера площадок. В среднем стоимость сервиса под ключ — $4000 в месяц, есть проекты за $2000 — это небольшие площадки, а есть за $80 тысяч — крупные индустриальные стройки с полным комплексом услуг.
По данным за 2016 год, Traceair принесла $500 тысяч выручки и стала прибыльной, однако без инвестиций компании приходилось ограничивать свой рост. В том же 2016 году году фирма вышла на рынок США. В 2017 году выручка достигла $1,3 млн. В этом году венчурный фонд Sistema VC инвестировал в компанию $2,5 млн.
Российская строительная группа компаний «ПИК» использует дроны в работе. ГК работает на рынке с 1994 года и специализируется на проектах в сегменте доступного жилья. С начала работы компания построила около 21,2 млн м² жилой недвижимости.
По мнению основателя компании TraceAir Дмитрия Королёва, будущее — именно за такими программными решениями для конкретной индустрии, а не за самими дронами.
По словам Королёва, компания выбрала нишу строительства практически случайно, но потом поняла, что заняла очень удачное место на рынке. Это достаточно консервативная в плане технологий индустрия, где работы для дронов много настолько, что сейчас TraceAir выполняет заказы только одного штата.
Несмотря на то, что формально TraceAir работает и с Россией, и с США, сейчас компании хватает заказов из Калифорнии. Компания вплоть до этого года не занималась продажами на российском рынке
«Вы слишком венчурные»
По мнению коммерческого директора Hoversurf Андрея Соловьёва, главная проблема, которая мешает развиваться перспективными проектам с дронами в России, — отсутствие инвесторов.
Летом 2016 года российская компания Hoversurf первая в мире подняла в воздух электрический квадрокоптер с человеком на борту. Год назад основатель компании Александр Атаманов обещал появление летающего такси в Москве в 2018 году.
Audi и Airbus обещают провести испытания концепта летающего такси в Берлине, Rolls Roy’s также презентует концепт летающего автомобиля на авиасалоне «Фарнборо-2018». Но в Москве машины-дроны в этом году вряд ли появятся.
Сейчас компания свои летающие мотоциклы не продает, а продолжает тестирование машин. Тем не менее есть заказы и от правительства Дубая, и от частных заказчиков в США — по всему миру, пожалуй, за исключением России. Команда Hoversurf остаётся резидентом «Сколково», продолжая разработки в России, а также использует российские 3D-принтеры для печати узлов и деталей.
«Успешный бизнес с БПЛА можно сделать без инвестиций»
Так считает финансовый директор компании «Геоскан» Павел Степанов.
По словам руководителя, преимущество «Геоскана» в том, что компания предлагает бизнесу конкретное решение: для этого предоставляет собственные аппаратные средства (дроны и машины для обработки данных), своё ПО.
Кроме того, компания занимается мониторингом строительства.
Степанов считает, что развитие дронов особенно сильно тормозится в сфере сельского хозяйства. Это связано со строгими и бюрократизированными регламентами полётов беспилотников и работы с данными аэрофотосъёмки. Аграриям необходима оперативная информация, вчерашние данные уже неактуальны.
С другой стороны, по словам Павла Степанова, технологии БПЛА уже применяются для опыления, внесения удобрений. В сети можно найти множество названий агрокомпаний, которые задействуют дроны: «Сельхозиндустрия», «РЗ Агро», однако связаться с ними ними не удалось.
Российские компании, которые занимаются дронами, нельзя назвать неконкурентоспособными. Есть «хардверные» фирмы, которые производят более сложные и более совершенные узкоспециализированные модели, чем китайцы, лидеры в производстве БПЛА. «Софтверных» решений, созданных российскими разработчиками, меньше.
«Инвитро», «Почта России», «Сбербанк» тестировали коптеры, однако эксперименты не продолжились. Компании не ответили vc.ru о причинах.
Рынок крошечный и вообще не готов к таким технологиям, никому это не надо. По идее дрон должен выполнять какую то полезную функцию, кроме снятия видосиков в полёте или свадеб: быстрая доставка, помощь, мониторинг, поиск.
А у нас:
- дрона надо регать в ФСБ;
- за запуск дрона в коммерческих целях выписывают штрафы;
- воздушное пространство закрыто;
- дронов будут сбивать алкаши во дворах;
- дронов будут тырить в момент доставки/помощи/мониторинга;
- весь рынок БПЛА под контролем у государства;
- в гос конторы к вкусным тендерам в этой теме вас не подпустят и на километр.
О чем тут вообще разговаривать. Каменный век.
если дрон пролетит над дачей гос чиновника, то вообще гос измену можно пришить...
Ну как Навальному не рпишили, так и нам не пришьют))
Вы не правы, допустят! Даже на метр-два, для массовки и вообще легитимности.
в китае дроны применяются успешно в фермерском хозяйстве, по подписке заказываешь работы и он в течении месяца поливает, обрабатывает поля в автоматическом режиме.
Я про Китай ничего не говорил.
это про те места в которых можно найти применения для дронов в россии. У нас сейчас поля с помощью кукурузников опыляют думаю заменить их на дроны намного выгоднее.
ищу контакты компании которая занимается этим
https://enterprise.dji.com/cn/agriculture?site=brandsite&from=nav
там на китайском, но многие производители дронов в китаи делают спец модели для этого
Покажите мне дрон, который способен поднять бочку с водой для поливки хотя бы одной грядки
чувак, что за проблемы у тебя
Прекращайте уже клепать статьи про то, почему какой-то бизнес "не взлетит" в РФ. Тезисы одни и те же: экономическая политика правительства + отсутствие гарантий капитала. Хотите раскрыть данные по рынку, просто пишите про рынок :) А вот эти заголовки "почему не может быть того, не может быть этого" - ерунда
Про проблемы законодательства писать надо регулярно и постоянно, желательно с называнием конкретных ведомств, по чьей вине то или иное решение «буксует».
Чиновничье сословие неоднородно, одна контора подсиживает другую — глядишь, кто-то и использует против противников мантру «они мешают повышать ВВП страны».
С криптовалютами же получилось, пусть и с помощью Дерипаски, но ведь ему же кто-то рассказал.
Я не в курсе, а что с криптовалютами получилось? :)
Не стали вводить драконовские запреты, как предлагал ЦБ.
Майнинг — обычная предпринимательская деятельность. Если меньше 150 млн ₽ в год, можешь платить 6% по УСН + 1% в ПФР с суммы свыше 300 тыс. ₽.
А, ну да, согласен, это вой и писк на форумах повлиял, а не тупо просто оценка того, что там людей майнингом занимающихся, кот наплакал и они все равно все в тени :) Проще им дать какие-то легкие условия, может сами что-то платить будут :)
Да и вообще, логика того, что мы будем выть и ныть по каждой мелочи, может где-то нам и уступят - она ущербна. Это как требовать больше порции в заложниках, может и принесут, но ты все равно в заложниках. Надо бороться по крупному уже, а не разводить нюни "что мешает заниматься молоком в РФ"
Бороться по-крупному — это правительство сменить, что ли?
Из «воя и писка» картина и складывается. Думаете, Mediametrics делали, чтобы нам с вами было удобнее отслеживать, о чём бурлит народ?
Мешает развитию рынка дронов и вообще технологического сектора, засилье государства в экономике, в виде ФГУП-ов и компаний с гос. участием.
Яркий пример с разбившимся дроном почты, почта (гос. структура) не может на эксперименты и неудачи тратить большие деньги, ее сразу обвинят (резонно) в распиле бюджетных денег.
А без экпериментов и неудач не бывает технологического развития.
Иногда с живым курьером договориться о доставке с рабочим графиком - целый квест (и то, то время перепутает, то подъезд, то еще форсмажор)
А встречать дрона с ценной посылкой с доставкой "до двери" выглядит научной фантастикой
Компания называется ГЕОСКАН, а не Геоксан..
Как это не перспективен. Вы попробуйте привести письма за 50 км по бездорожью. Или на квадрик их забросили и на радио управлении он их отвезет.
Нельзя «летать» в мск, вот и все. Остальное мелочи
Part 107 в штатах, вообще говоря, тоже требует лицензию пилота, а по section 336 дофига ограничений.
Изменения в законодательстве 17го года сильно ударили по мелкому сектору этого бизнеса.
В 16ом запустил небольшой интернет-магазинчик только по дронам, 350 популярных моделей под разные задачи. Почти за год магазинчик раскрутился. Клиенты так же были по сегментам: 40% строительно-промышленный сектор, остальное - развлекательный, свадьбы, сьемки и пр.
По выручке чистыми выходило до 100-110. До июля 2017 года, в августе спрос резко упал, 40к, в сентябре еле как вышел на 16к. Не знаю как сейчас, может лучше стало, но из-за жесткого зарегулирования государством интерес к этой сфере удалось придушить.
К чему это я? А не знаю, просто люблю наше государство)
Шоу Дронов в России уже давно есть и прекрасно выступает