Как подготовить бизнес к франчайзингу?

Перед запуском франшизы постарайтесь ответить на вопрос, почему вы не хотите построить собственную сеть своими силами? Например, сеть магазинов ВкусВилл, довольно известная в Москве и некоторых регионах категорически против франчайзинга. На март 2018 года открыто 528 собственных магазинов ВкусВилл. Согласитесь внушительная цифра?

На официальном сайте компании (http://vkusvill.ru) даже есть официальное заявление, что компания не работает и не планирует работать по системе франчайзинга. Цитата: «Франчайзинг – это отдельный вид бизнеса. Мы предпочитаем сосредоточиться на том, что у нас хорошо получается, не распыляя усилия на ведение «побочных» проектов.». Очевидно, что у основателей бизнес идет хорошо и есть ресурсы на развитие своими силами.

В моей практике были случай, когда на мой вопрос «Почему вы хотите построить франшизу своего бизнеса» отвечали, как «Потому что тот бизнес, который я веду сейчас не прибыльный». Обычно таким компаниям я предлагаю сначала свои услуги по выводу бизнеса в плюс, построению продаж и налаживанию процессов. Если у вас сейчас есть какая-то проблема в бизнесе с прибыльностью, то построив франшизу вы только умножите количество проблем (не только для себя). Можно даже условно назвать франшизу неким «умножением». Если у вас есть «успех», то вы с помощью франшизы его только «умножаете», с проблемами происходит тоже самое. Масштабировать следует только успешную модель.

Существует 6 критериев франчазируемости вашего бизнеса:

  • Проверенная система по зарабатыванию денег. Вы должны честно сами для себя ответить приносит ли бизнес деньги или нет. Вы знаете сколько вы вложили изначально средств, сколько тратите ежемесячно, сколько зарабатываете. Сопоставив все эти цифры вы найдете ответ на вопрос. Главное быть честным с самим собой при подсчетах.
  • 6-12 месяцев трек-рекорд. Это так называемая проверка временем. Идеально, чтобы вы проработали самостоятельно хотя бы год. Например в случае с сезонным бизнесом может так получиться, что вы попали на волну сезонности, отработали несколько месяцев в плюсе, умножили свой ежемесячный заработок на 12 месяцев и считаете, что готовы франчазироваться. Не спешите, посмотрите, что будет происходить в не сезонные месяцы. Доживете ли вы до следующего сезона? Если да, то вы прошли так называемый трек-рекорд.
  • Налаженная система менеджмента. Настраивать процессы и систему в 10 точках гораздо сложнее, чем 1 раз в самом начале, а потом передать эту систему своим партнерам. Бывает, что Основатель просто хочет «попробовать» начать продажи, посмотреть какой будет отклик. При этом у него не налажены и не описаны собственные процессы, он не подготовил схему открытия новых точек, отдел открытия и поддержки либо не готов, либо его вообще нет. Получается, что если основатель получает отклик от рынка, он начинает экстренно «наводить порядок» в своих процессах. Очень полезно сделать это заранее.
  • Бюджет от 10 000 000₽ - примерно столько средств необходимо иметь франчайзеру, чтобы комфортно начать развиваться по франшизе. Эта сумма отчасти перекликается с предыдущим пунктом. К моменту прихода первых партнеров, нам надо наладить и описать все процессы, нанять сотрудников для открытия и сопровождения партнерских точек, запустить лидогенерацию и тд. Явный результат от франшизы появится не сразу, как минимум полгода от прихода первых заявок.
  • Юристы по франчайзингу. Вам нужно найти юриста, который либо специализируется на франчайзинге (что маловероятно), либо у которого есть опыт работы с договорами коммерческой концессии.
  • Время на развитие. Запаситесь терпением. Быстрого результата в масштабировании бизнеса скорее всего не будет. Упаковка франшизы, привлечение партнеров и само открытие точек занимает довольно много времени.

Отрасль вашего бизнеса подходит для внедрения франчайзинга если верны следующие критерии:

  • Знание региональной специфики дает преимущество;
  • Узнаваемость и репутация бренда дает преимущество;
  • Продажи происходят в рамках ограниченного географического рынка. Например мы продаем франшизу партнеру в Краснодаре, потом в Ростове, затем выходим в Ставрополь. То есть у нашей франшизы есть четко определенная география по городу/краю/региону. Не все бизнесы могут определить свою географию. Например франшизы онлайн-обучения делать не стоит, т.к. непонятно как делить регионы, откуда приходит трафик;Расположение партнера способствует обслуживанию;
  • Возможность стандартизации процессов и быстрому обучению. Если качество предлагаемой вами услуги зависит от таланта какого-то одного человека и этому невозможно научиться и стандартизировать, скорее всего отрасль не подходит для франшизы

Это список основных критериев, который покажет, готов ли ваш бизнес к франчайзингу, а также благоприятна ли отрасль, в которой вы работаете внедрению инструментов франчайзинга.

Приведу несколько вопросов, которые должен себе задать предприниматель, который готовит свой бизнес для франчайзинга:

Сможет ли партнер открыться без вас?

Если вашу модель бизнеса можно повторить и вести работу без вашего участия, смысл франшизы теряется.

Зачем кому-то покупать вашу франшизу?

Определите, дает ли ваша франшиза какое-то преимущество перед запуском собственного нового бренда? Сформулируйте основные преимущества, которые получает партнер, купив вашу франшизу. Возможно, это узнаваемый бренд, особые технологии, отлаженная система сбыта.

Что вы будете передавать вашему партнеру?

Если перечисленные в предыдущем пункте элементы возможно передать, определите, каким образом вы планируете это делать: инструкции, чек-листы, мануалы... Возможно, ваш сайт станет платформой для обучения и сопровождения ваших франчайзи.

Кому вы будете продавать вашу франшизу?

В этом пункте нужно определиться с целевой аудиторией и портретом вашего франчайзи.

На чем вы будете зарабатывать?

Естественно, франшиза должна окупать себя и приносить прибыль своему основателю. Есть стандартный список источников прибыли франчайзера, определитесь, какие из них вы возьмете на вооружение. У новых франчайзеров иногда возникает соблазн заработать на всем и сразу, однако важно соблюдать баланс и не усложнять окупаемость проекта в определенный финансовой моделью срок окупаемости.

Итак, мы с вами знаем, что развивать собственную сеть своими силами выгоднее и удобнее, чем руководить партнерской франчайзинговой сетью. Это означает, что необходимы причины, чтобы идти путем франчайзинга. Для этого мы должны протестировать наш бизнес по приведенным критериям, проанализировать отрасль нашего бизнеса и задать себе правильные вопросы основателя франшизы.

Если ответы вас удовлетворили и вы действительно готовы, добро пожаловать во франчайзинг!

evst1gneev.ru
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда