{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

101 вопрос для неразговорчивого заказчика

Шпаргалка для тех, кому мало фактуры.

Привет. Я Илья, редактор в контент-бюро «Хорошая история». Мы специализируемся на текстах о сложных продуктах, поэтому нам важно получать максимум информации от заказчика. Ниже — вопросы, с помощью которых мы это делаем. Список поможет редакторам, дизайнерам, разработчикам и другим подрядчикам.

О заказчике

Начинаем с самых простых и очевидных вопросов. Помогите заказчику похвалиться и рассказать о своем отношении к бизнесу.

  • Кто вы и чем вы занимаетесь?
  • Что у вас интересного происходит?
  • Каковы ваши последние достижения?
  • Почему вы запустили именно этот бизнес?
  • Что вам больше всего нравится в этом бизнесе?

Если это компания, которая описывает услуги со словами «предиктивная», «большие данные», «внедрение систем чтотонепонятноетизации», предложите собеседнику описать их через образы.

  • Как бы вы рассказывали об этих услугах семилетнему ребенку?
  • На какое животное похожа ваша компания? Почему именно на него?

Подобными вопросами очень легко поставить заказчика в неловкое положение. Если он не отвечает в течение 7-10 секунд, сделайте вид, что это был абсолютно не важный вопрос и переходите к следующему. Если вам получится разговорить заказчика, то в конце разговора напомните про эти вопросы и поделитесь своими представлениями.

Поинтересуйтесь, чем сейчас живет компания. Только не спрашивайте про деньги в абсолютных значениях — никто этого не любит.

  • Каких клиентов сейчас больше всего?
  • На каких услугах вы зарабатываете больше всего?
  • Какое место на рынке вы занимаете?
  • Как вы думаете, почему клиенты приходят именно к вам?
  • В каких случаях вы можете отказаться клиенту?

А теперь узнайте, к чему стремится заказчик.

  • На каких услугах вы хотите зарабатывать больше всего?
  • Каких клиентов вы хотите привлечь? Почему именно их?
  • Какую долю рынка вы хотите захватить?

Выясните, почему этого еще не произошло.

  • Что вам мешает этого достигнуть?
  • Кто ваши конкуренты?
  • Чем конкуренты хуже вас?
  • Чем конкуренты лучше вас?

Все эти вопросы касаются представлений заказчика о собственном бизнесе. Теперь давайте узнаем, по каким тропинкам бизнес приходит к клиенту.

  • Какие методы продвижения вы уже используете?
  • Какие каналы продвижения самые эффективные?
  • Как вы думаете, почему именно эти каналы самые эффективные?
  • Через какие каналы приходят самые выгодные клиенты?
  • Как вы думаете, что читатели знают о вас?

И что по этим тропинкам катится.

  • Как вы себя позиционируете?
  • Как вы хотите себя позиционировать?
  • К какой модели бизнеса вы стремитесь?
  • Каковы ваши ближайшие планы?

Если представления заказчика о бизнесе, позиционирование и маркетинговая кампания не входят в диссонанс друг с другом, поздравляю, кажется, у вас отличный клиент, которому вы можете помочь и которому хочется помогать. Если нет, то все равно задавайте больше вопросов.

  • Как мы можем помочь вам?
  • Почему вы думаете, что наши услуги помогут вам?

Если клиент скажет «Когда мы опубликуем ваш текст, мы надеемся на рост продаж на 20%» — повод задуматься.

Теперь пора поговорить о вкусах.

  • Какие тексты вам нравятся? Чем именно они вам нравятся?
  • Какой текст вы хотите получить от нас?

Если заказчик описывает тексты характеристиками температуры («потеплее»), еды («повкуснее») и прочими неочевидными атрибутами, уточняйте, какими именно словами создается ощущение теплоты и вкуса.

Нужно решить организационные моменты.

  • Кто будет давать информацию?
  • Кто будет согласовывать текст?
  • В какие сроки вам нужен этот текст?
  • Почему для вас критично получить материал именно в этот срок?

Обговорите все дедлайны и узнайте, почему заказчику важно получить текст именно в этот срок.

Договоритесь об инструментарии.

  • Какими сервисами вам удобно пользоваться?
  • Через какие каналы мы будем держать контакт?

Смоделируйте ситуации, которые могут возникнуть – что случится, если заказчик не предоставит информацию вовремя, будет тянуть с правками или оплатой. Объясните принципы, по которым вы работаете – для чего нужно понимание задачи, в какие сроки вы подготовите первый драфт, какие правки вы не готовы исправлять.

  • Что мы будем делать, если что-то пойдет не так?

О целевой аудитории

Теперь давайте разберем, что думает заказчик о своих клиентах.

  • Насколько целевая аудитория пересекается с целевой аудиторией конкурентов?

Если она никак не пересекается, то, может быть, заказчик назвал не тех конкурентов? Лучше уточнить.

  • Кто будет читать текст?

Обычно заказчики говорят что-нибудь вроде «мужчины и женщины, средний класс, 25-60 лет». Копаем дальше.

  • Это люди, которые…?
  • Что вы знаете о целевой аудитории, кроме пола и возраста?
  • Какие должности они занимают, какой у них опыт работы, какие у них профессиональные навыки?

Ответ на последний вопрос чаще всего не имеет смысла при массовом рынке, но особо важен при товаре узкой направленности. В любом случае, задайте вопрос, хуже не будет.

  • В каких условиях будут читать этот текст?
  • Будете ли вы использовать этот текст как-то еще?

Был случай, когда мы написали тексты для буклета, а потом заказчик использовал этот же текст для сайта. Если бы знали об этом заранее, буклет получился бы другим.

  • Как вы будете продвигать этот текст?

«В смысле? А разве клиенты не придут сами на эту статью?».

  • Кто выбирает товар, услугу и кто ее оплачивает?

Иногда нужно разделять целевую аудиторию на лицо, которое выбирает, и лицо, которое покупает. Это касается не только детских игрушек. Например, на заводе выбирать оборудование может главный инженер, а закупать — какой-нибудь отдел снабжения; оборудование для чистки лица в клинике выбирает косметолог, а по счетам платит коммерческий директор. Нужно понять потребности каждой стороны.

  • Какую проблему хотят решить читатели?
  • На что они обращают внимание при выборе товара или услуги?
  • Какие причины и поводы могут предшествовать покупке?
  • Чего они хотят получить в результате? Почему они хотят это получить?
  • Что они уже знают, о чем можно не рассказывать?

Предложите заказчику примерить почувствовать себя клиентом.

  • Что целевая аудитория знает о продвигаемом товаре или услуге?
  • Какое отношение у ЦА к бренду или компании?
  • Чего они боятся и в чем сомневаются?
  • Что может их оттолкнуть в тексте?
  • Как мы можем развеять их страхи?
  • Что у них вызывает доверие?

Теперь мысленно продвигаемся на следующий этап — момент решения о покупке.

  • О чем должен подумать читатель после прочтения текста?
  • Что должен почувствовать читатель после прочтения текста?
  • Что должен сделать потенциальный покупатель перед покупкой?

Это разные вопросы. Прочитал инженер буклет на выставке, ему все понравилось. Что ему делать дальше? Зайти на сайт? Позвонить по номеру? Забрать буклет с собой и показать начальству? Сфотографировать и послать отделу снабжения? Ответы именно на эти три вопроса и именно в этой последовательности дают понимание того, как к заказчику приходят клиенты.

После всех этих вопросов мы можем еще раз обсудить концептуальные моменты.

  • Какую главную мысль вы хотите донести? Почему именно она?

Если заказчик отвечает что-то вроде «мы динамично развивающаяся компания или мы успешный бизнес с N-летним опытом», уточните:

  • А разве ваши конкуренты не такие же? Чем вы отличаетесь от других компаний на рынке?

О продукте

Окей, мы поняли, что это за компания и ее целевую аудиторию. Теперь давайте разберемся, о чем она хочет рассказать миру.

Если на первой встрече мы общались с директором, маркетологом, пресс-секретарем или кем-то другим, то подробнее об услуге или товаре мы говорим со специалистом — тем, кто знает все про услугу или товар.

Чтобы разговор с ним был продуктивным, нужно подготовиться. Узнайте у заказчика, что можно почитать по теме, гуглите, сходите на wordstat, профессиональные форумы и в гости к конкурентам.

  • Что можно найти об этом в интернете?
  • Надежные ли эти источники?
  • Что ЦА спрашивает об этом в интернете?
  • Где, на каких площадках ЦА обсуждает это?
  • Что пишут конкуренты?

Теперь, когда у вас есть примерное понимание товара или услуги, вы можете не тратить время эксперта на объяснение разницы между space-лифтингом и SMAS-подтяжкой, а также определения отличий антикавитационных клапанов от антишумовых. Тем не менее, начните с максимально простых вопросов: вполне возможно, что вы заметите интересные детали.

  • Эта штука нужна чтобы что?
  • Какие проблемы она решает?
  • Для кого это подойдет лучше всего? Почему? Для кого не подойдет?
  • Как она работает?
  • Какие задачи выполняет?
  • Какие ее основные функции?
  • Как ее можно использовать еще?
  • Какие у нее есть фишки, вспомогательные функции и приблуды?

Бывает, что специалист говорит что-нибудь вроде «ну, антикавитационные затворы как бы снижают скорость потока среды». Не бойтесь показаться некомпетентным и уточните:

  • А это хорошо или плохо?
  • Чем вспомогательные функции полезны для аудитории?

Углубляйтесь в продукт и пытайтесь узнать, чем он хорош.

  • Как создается эта штука?
  • В каких условиях производится, придумывается или реализуется?
  • Что она умеет делать лучше, чем товар конкурента? Что хуже?

Еще глубже — словно выкапываем картошку.

  • Чем достигается качество, точность, скорость или дешевизна?

Помогите человеку похвастаться.

  • Где это уже используется?
  • Назовите 3-5 самых крупных заказчиков?

Уточняйте про деньги.

  • Сколько это стоит? Как можно купить это дешевле?
  • На каких условиях можно получить скидку?
  • Что чаще всего покупают с этим?
  • Какие комплектующие, какие аксессуары подойдут к этому?
  • Как заказать или купить?

И контрольный в голову.

  • Почему клиенты должны купить эту штуку у вас, а не у конкурента?

Вполне вероятно, что многие ответы заказчика будут гипотезами. Поэтому когда вы сомневаетесь, или сомневается сам заказчик, спросите — «почему вы так думаете?»

Все эти вопросы могут сильно бесить. Поэтому еще до интервью объясните, что хорошие и честные ответы помогут вам лучше разобраться во всех аспектах бизнеса клиента и его продуктах.

А какие вопросы на первой встрече с заказчиком задаете вы?

0
10 комментариев
Написать комментарий...
onepositive

"101 вопрос для неразговорчивого заказчика"
что? конфликт в этой фразе какой-то...
если я неразговорчивый заказчик, я максимум отвечу на пару вопросов, а потом пошлю всех нахер)))

Ответить
Развернуть ветку
Yeliseika

Вот и бриф подъехал)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Елисеев

Пример того, как тяжело и больно восторженному экстраверту принять, что в мире существует неразговорчивый тип клиентов (да и вообще людей) :)

Ответить
Развернуть ветку
pencillo

Нет, просто никто не хочет работать экстрасенсом)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Елисеев

Нет, просто он хочет, чтобы все было как ему удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Antipov

Слишком много "этой штуки"

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Спасибо, забрал

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бакулин

Шедевр как результат кропотливого труда!

Ответить
Развернуть ветку
Vadik Sh

Скачал книгу "Как побороть лень".
А там 150 страниц!

Так и здесь, 101 вопрос для неразговорчивого )

Вопросы понравились. Интересно хоть один заказчик ответил на все.

Ответить
Развернуть ветку
Andriy Solovey

Да, я уже представляю, что подумает обо мне заказчик, когда я спрошу его "на какое животное похожа его компания"

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда