Бесплатный софт — зло. Но почему-то его все требуют

В последнее время я читаю много чатов по импортозамещению, пришлось, и меня бесит, как все возмущаются, что за софт нужно платить. Там такие баталии на этот счет, что просто страшно. «Сделайте людям бесплатно!» и все.

Сразу оговорюсь — нет, я вовсе не считаю что бесплатный сыр может быть только в мышеловке, и что любая стоящая вещь обязательно должна стоить денег. Но! Почему вы различаете, например, офисный софт и продукты питания? За производством и софта, и любых продуктов питания, стоят люди, которые над этим работают. И те, и другие хотят получать за это зарплату, что абсолютно логично и обоснованно. Те же предприниматели, которые не хотят платить за ПО и пишут об этом в чатах, хотят получать прибыль, но почему-то за инструменты производства платить не хотят.

Почему не хотят платить за софт?

C одной стороны, в мире программного обеспечения многие вещи доступны бесплатно без пробных периодов или прочих условностей, которые портят хорошее впечатление от бесплатности. Примеров масса — от простеньких, но полезных утилит до целых операционных систем с набором прикладного софта.

У меня до сих пор хранятся где-то диски с Ubuntu 7.04 Fiesty Fawn — в те времена компания Canonical, силами которой Ubuntu появилась на свет, даже рассылала установочные диски с дистрибутивом по почте всем желающим. Конечно, бесплатно.
Да, Линукс тогда был не таким «мягким и пушистым», как сейчас: неподготовленного пользователя процедура настройки разрешения и частоты развертки ЭЛТ-монитора (далеко не у всех были ЖК-дисплеи) прописыванием правильных modeline’ов в конфигурационный файл «иксов» могла просто напугать. Но это было интересно, это была настоящая операционная система, она была готова для работы, там было много очень неплохого софта, включая офисное ПО. Серверные операционные системы на базе GNU/Linux также были во многих случаях бесплатны и вполне функциональны, именно поэтому сейчас интернет стал тем, чем он стал.

С другой стороны, в России люди исторически привыкли к халявному пиратскому софту, который передавали друг другу с широким распространением первых компьютеров.

Что касается разработчиков, то мотивы, которые побуждают их распространять свой софт бесплатно, могут быть разными. Кто-то (в основном индивидуальные разработчики) просто делится своим хобби, кто-то работает на известность и портфолио, кого-то привлекает сама идеология свободного ПО (которое далеко не всегда бесплатно, но сейчас не об этом).

В случае же с компаниями, чаще всего основной мотив — рост известности, формирование положительного имиджа и масштабирование пользовательской базы. Конечно, также и с целью более успешной продажи в итоге других своих продуктов, которые вовсе не бесплатны. Например, для некоммерческого использования — бесплатно, но если продукт или сервис работает в коммерческой организации — будь добр, заплати.

Цель бизнеса — это извлечение прибыли, и Google раздает свой браузер Chrome любому желающему бесплатно (в том числе исходный код), чтобы более успешно продавать то, что стоит денег (Workspace, например), чтобы нарастить аудиторию рекламы, и для решения массы прочих задач. Не открытие, да.

Это значит, что бесплатное ПО распространяют больше в маркетинговых целях: чтобы заработать на платном. Тот же браузер Chrome не просто так стал самым популярным. Но если бы на самом деле бесплатное ПО ни в чем не уступало платному, наверное и рынка ПО как такового не существовало бы — как продать то, что доступно за 0 рублей 0 копеек?

Рынок ПО мало того, что существует, так еще и постоянно растет. И поэтому как бы ни был хорош редактор растровой графики GIMP, известный продукт от компании Adobe является, несомненно, более профессиональным инструментом.

Другой пример — офисное ПО. Есть такая прекрасная штука как LibreOffice, наследник OpenOffice, а ранее — StarOffice от Sun Microsystems. Сейчас это открытое и бесплатное (в десктопной ипостаси по крайней мере) ПО, которое умеет действительно многое. Долгое время и для меня это был основной офисный пакет. Но он падает. Это случается не часто, далеко не каждый день, да, но всегда это обидно, ибо часть документа может пропасть. И если автосохранение не было настроено на минимальный интервал, это может быть весьма увесистый кусок важного текста.

Офисное ПО от Microsoft все-таки заметно более стабильно, хотя сравнивать «либру» с ним сейчас, наверное, не очень правильно, так как Microsoft приостановила продажи в России (как и Google по целому ряду продуктов). Ок, есть и полностью отечественные офисные платформы — Р7-Офис. Он платный вроде. Но он не падает раз в неделю, а в веб-версии в принципе, как говорится, rock stable. И функционально он на голову выше той же «либры», так как ориентирован на совместную командную работу, и «заточен» на нее — да и документы в OOXML он открывает куда точнее.

Рядовой пользователь для домашнего использования может выбирать, конечно, любой софт, лишь бы устраивал по возможностям. Совсем другое, если компания выбирает софт коммерческого использования.

Критические для работы функции должны закрываться — даже если оставить в стороне вопросы богатства функционала и стабильности работы — ПО или сервисом, в случае возникновения проблем с которым вы не останетесь с ними наедине. Я про техподдержку, конечно. Что делать, если после обновления операционной системы перестает работать необходимая вам функция? Если аппаратные изменения в платформе приводят к тому, что ПО становится частично неработоспособным?

Конечно, техподдержка иногда не в состоянии решить все проблемы (это касается любого софта), но она должна присутствовать как возможность, в обязательном порядке. Именно так строят бизнес многие компании, которые, например, производят Linux-дистрибутивы, которые вообще-то можно собрать самостоятельно, так как исходный код доступен (и собирают, кстати, и форки делают). Но дело не в операционной системе как таковой, а в экспертной базе производителя, который хорошо знает свой продукт. Мало того, иногда недостаточно продукт просто знать — нужно воспроизвести условия, при которых происходят ошибки, иногда даже аппаратные особенности конфигурации платформы. А это огромный труд.

Именно техподдержка часто по сути является основным товаром, за который клиент платит деньги, часто немалые (да-да, было бы ошибкой думать, что бизнес на открытом ПО — это разновидность благотворительности). И вот в случае с LibreOffice техподдержка у пользователя будет в виде поисковой строки Google и надежды на то, что с аналогичной проблемой кто-то уж сталкивался и успешно ее решил. С важными процессами в организациях так нельзя. Это чревато для бизнеса большими потерями, вплоть до его закрытия в принципе.

Наконец, если вам по зарез нужен для работы какой-то функционал, а его нет, то в случае с платным, всегда можно обратиться к разработчику напрямую и попросить, чтобы его добавили. Возможно, не сразу (работы у разработчика, поверьте, хватает), но через какое-то время его добавят. В случае с бесплатным софтом рассчитывать на это вряд ли стоит.

В конце концов, если вы зарабатываете с использованием того или иного ПО или сервисов деньги, то это инструмент. Спросите сотрудника автосервиса, надо ли платить за хороший инструмент, разумны ли в этом случае затраты? Ты используешь инструмент, получаешь с его помощью продукт и продаешь его. Ровно то же самое делают и разработчики ПО. И для того, чтобы развитие продукта не прекращалось, чтобы он получал новые возможности, штату девелоперов желательно платить заработную плату. Это ведь они создают продукт, который вам понравится или нет. Эта схема кажется вполне честной.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Voin Mraka

в интернете все должно быть бесплатно, достаточно уже того, что я за интрнет плачу ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Норрин Радд

да вы, батенька, романтик. ) Хотя, очень давно, я тоже удивился, узнав что Windows платный.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kostylev

Виндовс у меня с ноутом шёл. Скорее всего включен в цену. Как и всё остальное

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kostylev

А вы сколько платите? Я вот тыщу плачУ. Где мой бесплатный фотошоп?

Ответить
Развернуть ветку
Норрин Радд

Вам прямо точно сказать где ? Или достаточно упомянуть про торренты. )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аракчеев
Автор

гыгы, да

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дубышкин

Ваш провайдер долю не засылает

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Непонятно о чем статья. Ну да, наш мир пришел к тому что есть куча бесплатного софта и люди к этому привыкли, и даже разучились это ценить. Вы их перевоспитать хотите своей статьей? Или просто жалуетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аракчеев
Автор

просто говорю, что это жлобство требовать бесплатный софт

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Ну да, большинство людей в этом вопросе настоящие жлобы. Врят ли с этим можно что-то поделать. Sad but true

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аракчеев
Автор

ну бесит

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Сочувствую ))
Я сам разработчик. Поэтому разрабатываю заказной софт для бизнеса. Вот за это уже привыкли платить.

Ответить
Развернуть ветку
Назар

Так вроде никто не требует бесплатный софт. Это выбор каждого, как я считаю. Кто-то постоянный посетитель торрентов, а кто-то покупает что-то для себя. Но на некоторые продукты, я считаю, цены сильно завышены. Но это моё личное мнение с моей зарплатой

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dev

1. Когда мне пытаются впарить за деньги залепуху студенческого уровня, при чем при наличие тысячи аналогов (часто попадаю в такую ситуацию, при поиске утилитки выполнить один раз в жизни какое то не сильно сложное действие, и из-за того, что платные версии находятся в раскрутке, то они обычно первые в результатах поиска, ну а чуть дальше уже нахожу фри утилитку от адекватного студента) это наводит только на одно сравнение - мошенники с попыткой срубить бабла на удачу, вдруг потенциальный потребитель дальше не догуглит :-)
2. Когда офисные пакеты продавались (ключик на версию) покупать имело смысл, далее при апгрейде предлагались ключи с существенной скидкой при наличие предыдущих версий. Но мега жадность привела к изобретению продажи подписок на использование - особенно раздражает, когда необходимость использовать продукт возникает неожиданно и время от времени.

Ну и самое главное когда вы хотите продавать продукт, это гуд, это поддерживаю и готов покупать, но ГДЕ КАЧЕСТВО? Готов платить и плачу ТОЛЬКО за качественный продукт, который делает именно то, что мне надо и так как мне надо. :-)

Ответить
Развернуть ветку
Ияза Гара

У производителей бесплатного софта есть куча путей для заработка. Так что не надо переживать: даже если продукт бесплатный, производитель не сидит в голоде и холоде, а вполне себя неплохо чувствует.
О чем статья вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Просто принц

Техподдержка - это прям мегаважно! У нас МойОфис на работе, кое-что допиливали прям по наши нужды (надеюсь это не тайна)

Ответить
Развернуть ветку
Lera Mingova

О том и речь, все нормальные так и должны делать

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kostylev

Если уж говорить про МойОфис, который упомянул комментатор ранее, то домашняя версия для компа бесплатная. Для телефона он бесплатен. В целом продукты хорошие, и мне непонятно почему до сих пор они бесплатные для частников. Но это приятно конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аракчеев
Автор

Что у моего офиса хорошо, так это то, что в любое пустое место прибегаю адепты или представители моего офиса и начинают рассказывать, какой он хороший

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kostylev

То же самое можно сказать и про любую другую программу, которой пользуются люди

Ответить
Развернуть ветку
Lera Mingova

Просто два комменьария подряд про мой офис. Почему не про фотошоп, не про либру, не про ос какую-нибудь. Да не, я без претензий, просто заметила это давно

Ответить
Развернуть ветку
Норрин Радд

статья про бесплатный софт и эта программа в ней упоминается, расскажите про либру, если хочется. Я в принципе не знаю такой программы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аракчеев
Автор

про либру не знаете? я лучше б тоже не знал

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kostylev

Lera Mingova, почитайте про такой феномен, как "Закон парных случаев" ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ilnur Nabiev

Я тут не совсем соглашусь с автором. Дело в том, что продажа софта, не то же самое, что продажа продуктов! Для продажи каждой банки молока, нужно новая корова и молоко. А вот софт пишется 1 раз, а продается много раз! Издержки и прибыли несоизмеримы!!! Даже издание книг (схоже с софтом) требует типографии… так что не надо ля-ля про неимоверный неблагодарный труд разработчиков. И да, про поддержку… дело в том, что если эту ситуацию переложить на продукты. То получиться такая картина. Я купил молоко и понеслось, в квартире его нельзя пить, ибо банка не того формата, на улице оно разливается, потому, что производитель забыл ручку приделать. Так что любой каприз можно обосновать. Как это было сделано в статье.
Единственное с чем я соглашусь, так это с адекватной оплатой софта!!! Который в условиях эффекта масштаба приносит баснословные доходы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда