{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Предпринимательство в университете в эпоху постбизнес-инкубатора

Сегодня те, кто формируют новый технологический уклад, делятся на две группы специалистов: изобретатели технологий и те, кто их продвигает и внедряет.

Как и изобретателям не хватает компетенций для продвижения собственной разработки и вывода ее на рынок (с коммерческим успехом), так и тем, кто продвигает инновации, не всегда хватает инженерных знаний, чтобы правильно подобрать области применения технологии. Чтобы заполнить специалистами этот профессиональный разрыв на рынке труда и в реальной экономике, мы вводим междисциплинарные программы на уровне всего университета, стремясь дать инженеру хорошие знания по продвижению, проектированию и внедрению инновации с экономическим эффектом, а также раскрыть предпринимательские способности.

Материал подготовлен начальником Департамента проектной и инновационной деятельности, и.о. декана Факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Ниной Яныкиной и руководителем Центра предпринимательства Еленой Гавриловой.

Немного истории. В Университете ИТМО все началось больше десяти лет назад, когда в 2003 году была создана первая «ласточка» инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства – Инновационно-технологический центр университета. В 2006 году по инициативе студентов и аспирантов была создана Межвузовская инновационная студия, ставшая предтечей бизнес-инкубатора QD. Тогда он был практически виртуальным и представлял собой группу инициативных студентов и сотрудников, которые стали смотреть на опыт западных коллег и пытаться понять, как можно их применить и, в целом, с помощью каких инструментов можно развивать предпринимательство в университете. Это и стало, по сути, стартом реальной предпринимательской активности в вузе.

В 2010 году на базе бизнес-инкубатора QD была запущена магистерская программа Master for Technology Entrepreneurship. Одним из выпускников стал Александр Шавыкин и его компания по продаже робототехники "Теледроид". Больше проектов вышло из второго набора магистратуры в 2011 году: FriendWork, Sputnik и другие. Потом в 2012 году открылся полноценный “взрослый” бизнес-инкубатор, который недавно переформатировали уже в Центр предпринимательства. Теперь его основные задачи – развитие предпринимательских компетенций у современных студентов и эффективная коммерциализация интеллектуальной собственности университета.

Почему нужна трансформация бизнес-инкубаторов

Сейчас в условиях повсеместной цифровизации, ухода процессов в аутсорс, у многих, в том числе, и у наших стартапов, нет необходимости постоянно сидеть в стенах бизнес-инкубатора. Они завершают акселерационную программу и затем выходят на другие площадки. Поэтому, пока коллеги в других вузах продолжают открывать и развивать собственные бизнес-инкубаторы, мы пришли к решению трансформировать свой.

Дело в том, что, когда вуз берет на себя предпринимательскую функцию, это означает, что университет становится генератором новых идей и обеспечивает их внедрение в реальный сектор экономики. Раньше в университете было четкое понимание, что нам необходимо доводить наши стартапы до уровня прототипа и первых продаж. В момент, когда мы отпускали компании в свободное плаванье из университета, они, фактически, попадали в "долину смерти", так как тогда почти не было экосистемы по поддержке и развитию стартапов.

Для этого мы внутри вуза выстроили свою систему поддержки, с набором различных сервисов: от маркетингового сопровождения до акселерационных программ (Future Technologies и SUMIT) и онлайн-курсов. Сейчас ситуация поменялась и мы видим, что за последние два года вокруг университета и, в целом, в России сформировалась устойчивая инновационная экосистема (Технопарк Сколково, Иннополис, Технопарк Санкт-Петербурга, IT-park Казани и другие), с понятными правилами получения грантов и субсидий на предпосевной и посевной стадии. Поэтому университетам уже нет необходимости выполнять такие функции, которые изначально им не были свойственны, но которую были вынуждены взять на определенный период.

«Стартап как диплом»

Сейчас вузам важно акцентировать внимание на формировании и развитии предпринимательских навыков и компетенции у своих студентов, а также выстраивать внутри университета взаимодействие и коммуникации с другими факультетами и структурами для поддержки предпринимательской активности студентов и сотрудников.

Одним из ярких примеров этого нового подхода является магистерская программа Технологическое предпринимательство и развитие инноваций. Например, благодаря ей, появился реально работающий бизнес по производству протеинового мороженого Prolce, основатели которого – аспирант Факультета пищевых биотехнологий и выпускники предпринимательской магистратуры этого года. Ребята познакомились на нашей программе «ИТМО 3.0 Перезагрузка», когда студенты экономических специальностей выступают в роли проектных менеджеров и, на протяжении трех месяцев, занимаются маркетинговой упаковкой научных разработок Университета ИТМО. Также среди нынешних магистров есть ребята, кто занимается, например, разработкой интернет-сервиса для сбора реальных отзывов от клиентов для стоматологий и медцентров, делает онлайн-сервис для выбора подержанного автомобиля с реальными отзывами и фотографиями, а также услугой по поиску и подбору машины и другими стартапами.

Запуск этой магистерской программы стал знаковым для университета, потому как мы были первыми в России, кто реализовал программу «Стартап как диплом», а уже с 2016 года об этой инициативе заговорили на федеральном уровне. При поступлении на эту программу, в первую очередь, мы смотрим на наличие идеи собственного проекта и предпринимательский потенциал. Каждый, кто выбирает такой формат обучения, все темы, осваиваемые в рамках программы магистратуры, прорабатывает на основе своего стартапа. В перспективе подобным магистратурам стоит стремиться избегать формальных требований и лишней нагрузки в виде теоретических работ, а требовать от ребят только практический результат — упакованный и выведенный на рынок бизнес-проект.

На фоне этого, основными функциями Центра предпринимательства становятся: работа с уже получившими базовые предпринимательские навыки студентами и сотрудниками (командами) для развития их стартап-проектов до следующей стадии – создания малого инновационного предприятия, увеличения продаж или привлечения финансирования (Акселератор Future Technologies), а также – операционная поддержка создаваемых бизнесов и увеличение доходов от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности сотрудников и обучающихся Университета ИТМО (Корпоративный центр). Выпускниками наших акселерационных программ сейчас являются более 20 работающих стартапов (Funbo, Laeneco, Tusion и др.).

Основной упор акселератора – это развивать у технических специалистов предпринимательские, менеджерские и коммуникативные навыки. При этом мы не ограничиваемся участниками из нашего вуза, к нам приходят недавние выпускники и команды из других вузов. Корпоративный центр помогает снизить затраты на ведение бизнеса (в т.ч. привлекая сервисных партнеров) и определяет стратегию по увеличению доходов Университета ИТМО от ИС, внесенной в уставный капитал малых инновационных предприятий.

В университете должны быть соединены четыре ключевых направления: предпринимательское, сервисное, технологическое и образовательное. Последний блок будем реализовывать не только для своего факультета, но и для всего университета - в виде сквозного модуля по развитию дизайн-мышления и предпринимательских навыков на протяжении всего времени обучения в вузе. С первого курса можно будет понять, насколько каждому интересно предпринимательство, и, если у студентов возникнет желание развиваться дальше в этом направлении, они смогут поработать с конкретными специалистами в университете, более системно продумать свой проект с точки зрения формирования стартапа. Если предпринимательство «не зацепит», они, в любом случае, будут иметь представление о том, как устроен бизнес, получив навыки по бизнес-моделированию, командоформированию, soft-skills, экономике компании и привлечению инвестирования. За счет этого, у каждого сотрудника и студента появляется возможность стать частью процесса коммерциализации результатов инновационной деятельности, создания стартапов и реализации собственных бизнес-проектов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда