Всегда ли договор должен быть простым?

Привет! Меня зовут Павел Мищенко, я ИТ юрист и сооснователь Runetlex.

Сегодня хочу поговорить о простых договорах.

В комментариях к моим текстам и видео я нередко вижу следующую обобщенную позицию: «Ты рассказываешь о том, как сделать договор простым, но это не всегда нужно». Друзья, я полностью с вами согласен. Сложность или простота договора зависит от многих факторов. Вот навскидку несколько из них:

1.Какая схема взаимодействия между сторонами?

Допустим есть такая услуга: разовая консультация по фотографии в онлайн формате. А есть такая: курс по фотографии из 30 занятий, с комбинированием офлайн и онлайн лекций, с оплатой по частям, с последующей поддержкой в течение 3 месяцев. Очевидно, что хотя услуги в одной сфере, но они совершенно разные по сложности взаимодействия между сторонами. В первом случае для всего действа подойдет оферта из 8 пунктов, во втором случае потребуется полноценный документ с 5-6 разделами.

2. Кто аудитория, которая будет читать документ?

Одно дело, если договор читает домохозяйка.Совершенно другая ситуация, когда стороной выступает крупная корпорация с юридическом отделом из десятков человек.Если домохозяйке можно и нужно что-то попроще, то корпорация наоборот жаждет сложного документа. Иначе чем загружать свой отдел :)

3. Какое количество рисков нужно предотвратить?

Если владелец документа хочет перестраховаться от всех возможных и невозможных рисков, и только техническое задание на разработку договора состоит из десятков страниц, то простым документом точно не обойтись. Если же для владельца документа главное — защититься от 1-2 самых неприятных ситуаций, и в приоритете у него стоит скорость подписания договора, то договор получится весьма простым.

Таким образом, будет договор простым или сложным, большим или маленьким, зависит от ситуации. Здесь нельзя взять и выработать один единственный подход.

Мои советы не направлены на то, чтобы сделать договор максимально простым. Я рассказываю о понятном документе. На мой взгляд не каждый договор должен быть простым, но каждый договор должен быть понятным. (если только вы конечно не хотите ввести контрагента в заблуждение). Понятный договор помогает ускорить его прочтение, согласование, внесение изменений, оставляет меньше двойственности при конфликтных ситуациях, служит хорошим подспорьем в судебном споре. Именно поэтому нужно продумывать стуктуру, убирать бесполезные пункты и слова, выжигать напалмом дублирование и пр. Даешь понятные договоры в массы)

Мои размышления в видеоформате здесь.

С удовольствием обсужу тему в комментариях.

{ "author_name": "Павел Мищенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 2, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 43814, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 16 Aug 2018 10:21:32 +0300", "is_special": false }
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Совершенно другая ситуация, когда стороной выступает крупная корпорация с юридическом отделом из десятков человек.

Мне, видимо, везёт и самые безграмотные юристы попадаются в нотариате или крупных компаниях. Это касается не только правил русского языка, где только за "не" и "ни" можно долго бить и судиться, отсуживая с них крупные суммы, но и почти тотальное не понимание тех длинных документов, что они производят.

Ответить
1

Берут числом, так сказать :)

Ответить
1

Вот только вчера видел замечательный пункт в "форс-мажорных обстоятельствах": "вступившие в силу законы РФ" :)))

Ответить
0

Чет не докрутили) Надо было написать и про не вступившие в силу, и утратившие силу, чтобы наверняка.

Ответить

Комментарии

null