{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Стартап продавал билеты в кино в убыток, и вы не поверите, что произошло потом

Билеты в кино по подписке — интересный бизнес, который становится всё более популярным, но первый стартап, открывший рынок, может сразу стать жертвой этого успеха.

Будущее Moviepass выглядит скорее пустым, чем полным.

В мае я писал про стартап Moviepass, который в США стал продавать дешёвую подписку на билеты в кино. Вкратце напомню суть сервиса — за месячную абонентскую плату вы могли смотреть кино каждый день практически в любом кинотеатре.

Стоимость подписки в месяц ($9,95) была ниже средней цены одного билета в кино, разницу в цене кинотеатрам доплачивал сам сервис, рассчитывая заработать на продаже данных и комиссии от кинокомпаний и сетей.

Аттракцион неслыханной щедрости привлёк миллионы подписчиков, и Moviepass стал одним из самых обсуждаемых стартапов. За последние три месяца произошло несколько важных событий, которые позволяют вернуться к теме.

Если бы мне платили каждый раз

В Moviepass в итоге осознали, что надежды на продажу big data о поведении подписчиков немного преждевременны, а растущие выплаты кинотеатрам как раз реальны. Нельзя долго продавать билеты в убыток, и это заставило сервис менять ценообразование.

Сначала компания попыталась сделать динамическую цену на билет — от пользователей хотели доплаты в случае похода на популярный сеанс. От этого варианта быстро отказались из-за негатива со стороны подписчиков.

Тогда решили сократить число походов в кинотеатр. Вчера Moviepass сообщил, что теперь по подписке можно пойти не более чем на три сеанса в месяц. Это ограничивает расходы компании. Согласитесь, что три билета в кино по цене одного звучит уже не так привлекательно, как 30. Ещё большим ухудшением стало ограничение на выбор фильмов для похода в кино — сейчас их список жёстко сужен до шести в день.

При этом сервис по-прежнему пытается выстроить вертикально-интегрированный бизнес, занимаясь собственным производством кинокартин. Например, объявлено о запуске фильма с Брюсом Уиллисом "10 Minutes Gone".

Пост-пост

Рынок кинопоказа после Moviepass действительно изменился.

  1. Люди стали смотреть больше кино.
  2. Через сервис продаётся до 6% всех билетов — подписка заняла серьёзную долю рынка.
  3. Успешно идёт продвижение определённых фильмов через приложение Moviepass, что позволяет фильмам увеличивать кассу.
  4. Конкурирующий сервис Sinemia тоже бурно растёт (работая не только в США, но и в Турции, Канаде, Великобритании, Австралии).

Но более значимо то, что за подписку взялись сами кинотеатры. Крупнейшая в мире сеть AMC Theatres была вынуждена предложить абонемент — за $19,95 можно пойти на три сеанса в месяц, получить скидку на попкорн и так далее. Свой вариант сделала и другая большая сеть Cinemark.

Количество подписчиков у обеих уже измеряется сотнями тысяч. Ещё подписку собирается внедрить сеть Alamo и другие. За этим будущее, ау, «Формула Кино», «Каро» и коллеги.

Нет монет

Ключевая проблема в том, что стартапу не хватило денег. В течение лета был момент, когда Moviepass просто вырубился из-за неоплаты счетов. Как говорил генеральный директор компании, их целью на год было получить 100 тысяч подписчиков. Исходя из этого строились и планы по привлечению финансирования. Пользователей сейчас неожиданно больше 3 млн, почти каждый из них убыточен для компании.

За последний квартал убыток вырос до $126 млн. Это не так и много — работающие стартапы с миллиардными убытками уже никого не удивляют, но инвесторы перестали верить в будущее компании. Акции материнской корпорации Moviepass по сравнению с пиком упали в 270 тысяч раз (здесь нет ошибки — после сплита акции стоят $0,03 по сравнению с $8000 на максимуме).

Привлечь в этой ситуации требуемые несколько сотен миллионов на продолжение деятельности стало чуть-чуть труднее. Добавляют негатива и иски к компании со стороны акционеров, считающих, что их вводили в заблуждение относительно успешности развития сервиса и его финансовых показателей.

Новая лимитированная подписка, конкуренция со стороны больших сетей и других стартапов, отчаянные поиски инвесторов — развитие событий обещает много интересного. И даже больше, если, например, учитывать интерес Amazon к приобретению кинотеатров.

Ходите в кино.

Да, я хочу оформить подписку в кино (предположим, что мы делаем русский Moviepass).
Нет, спасибо, я против подписки.
399 рублей в месяц — три билета на одного человека в любой кинотеатр в течение месяца.
2999 рублей в месяц — билет на одного человека в любой кинотеатр каждый день в течение месяца.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
53 комментария
Написать комментарий...
Denis Kiselev

Подписка у нас зашла бы. Я хожу по выходным почти еженедельно. Готов покупать подписку исходя из трех посещений в месяц - хоть на год вперёд. Был рад бы заметным скидкам на попкорн и напитки.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Погожев

А кинотеатрам от этого какой толк? Вы и так ходите каждые выходные и платите полную стоимость. Нужно привлекать тех, кто не ходит (тратит меньше 399 р. в месяц). А для этого в первую очередь, фильмы должны быть интересные.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Кинотеатры получили бы гарантированную выручку вне зависимости от "интересности" фильмов. И посильнее привязали бы меня к себе: сейчас я меняю кинотеатры исходя из тактических моментов. Я не особенно продумывал этот момент, но сердцем чувствую - уверенность в своей выручке чего то - да стоит плюсом к сумме!

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Barausov
Автор

Основной момент для сети в том, чтобы увеличить количество посещений. Маржинальность самого кинопоказа мизерная, маржинальность еды и напитков - высокая. Тут экономика очевидна.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Ну - при определённых скидках количество посещений можно увеличить! Например, есть абонемент на кино - три посещения. А доп посещение можно продать и за 15% от цены на Фильмы определённой категории (типа, не блокбастеры). Или сильно накопительные скидки на попкорн в текущем месяце: первый - полная цена, второй - 20% скидки, с пятого - за 30% цены отдаём. Но внутри месяца.

Все это стимулирует увеличить частоту походов. Простой абонемент - не факт что стимулирует! Если абонемент не дорогой - его просто будут игнорить когда надоест (как фитнес)

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Barausov
Автор

Сейчас как раз у всех - и стартапов и сетей идет период теста различных планов подписки. Тот же Moviepass к своему новому урезанному плану с 3 посещениями добавляет $5 скидки на приобретение билетов. У Cinemark ты подписываешься на 1 билет в месяц, но можно неиспользованный поход в кино неограниченно переносить, плюс к абонементу идет скидка на билет для друга... Еще будет масса комбинаций цены, количества билетов, выбора фильмов, скидок на еду/напитки, дополнительных услуг...

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Это очень здравый подход! Жаль у всех пока тихо в этом смысле

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новиков

Понимаю, что вы проверяете гипотезу этим опросом, но много ли людей ходят одни в кинотеатр? На мультфильмы это обычно родители с детьми, на блокбастеры обычно ходят компанией друзей и так далее (драмы, комедии, боевики) Как по мне, из представленных вариантов, вы мало что поймете о том, хотят люди подписку или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Barausov
Автор

"Согласно данным опроса, поход в кино - самый распространенный способ проведения досуга россиян. Причем, коллективного - большинство опрошенных были в кино не одни. В основном - со своей второй половиной (33%), друзьями (29%) или с родителями/детьми (21%)". Источник: ВЦИОМ, 2017. Но не надо ходить одному, нужно просто всем купить подписку=) И, например, у Sinemia есть семейные абонементы.

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Раскрывать всегда