Оффтоп Konstantin Panphilov
19 474

Великий миф об отпуске: отдыхать, чтобы работать, или работать, чтобы отдыхать

Профессор Университетского колледжа Дублина Брайан О'Коннор объясняет, что отношение к отпуску, отдыху и досугу навязано доминирующим в культуре отношением к труду.

В закладки

Перевод издания «Идеономика».

Ежегодный отпуск — одна из тех вещей, которые большинство работников ждут с нетерпением. Отпуск, по крайней мере в теории, – это лучшая возможность провести время так, как нам хочется. Это свобода от часов и напрягающих требований.

Некоторые предпочитают проводить это свободное время в людных местах, другие — в одиночестве. Так или иначе, мы проводим отпуск так, как хотим именно мы, а не наше начальство или клиенты.

Подход к отпуску обычно прямо противоположен тому, как мы привыкли распоряжаться своим временем: работать, чтобы обеспечить себя и, возможно, других. В конце концов, только работая, мы можем чего-то достичь и обрести статус в мире.

Достоинство работы в том, что она обеспечивает безопасность и репутацию, основные награды. В этом контексте отпуск может выглядеть как уклонение от правильной, нужной деятельности. Мы можем оправдать отдых, если смотрим на него как на достойную награду за время, потраченное на основное дело: работу.

Но отдых на самом деле не допускает и не поощряет стремление к свободе. Отпуск в действительности поддерживает систему труда. Хотя ежегодный отпуск — это право работников, он также имеет большое значение для работодателей. Исследования постоянно подталкивают работодателей прививать культуру оплачиваемого отпуска, пусть даже за счет прибыли.

Трудовые законы, вероятно, выглядели бы совсем по-другому, если бы работники возвращались после отпуска или долгих выходных в бунтарском или расслабленном настроении. Кроме того, запланированное отсутствие сотрудника позволяет тем, кто временно берет на себя его обязанности, приобретать опыт на той должности, которую они обычно не занимают. Это позволяет компании создать пул работников с более разнообразными навыками.

Разве это просто счастливое совпадение, что чувство свободы, которое привлекает нас в отпуске, так четко совпадает с потребностями бизнеса? Унылый мир тяжелого и разрушительного труда требует, как сказал философ Герберт Маркузе в книге «Эрос и цивилизация», «чтобы досуг был просто пассивным расслаблением и восстановлением энергии для работы».

Можно было бы ожидать, что философы придут нам на помощь, защищая более правильную форму свободы как важную человеческую ценность. Древние греки — Аристотель в том числе — говорили о досуге как о возможности для созерцания, улучшения жизни человека и сообщества. Римские авторы называли досуг «otium» (отдых), а противоположное ему «negotium» – это помпезный мир бизнеса.

Вместо этого мы обнаруживаем, что философы в современную эпоху слишком часто критикуют излишества досуга, эффективно — не всегда преднамеренно — придерживаясь ценностей управленческих классов. Например, Джон Дьюи защищает «достойный досуг» как справедливую награду за выдающийся труд. Однако отдых без труда не считается частью хорошей жизни.

Подобные взгляды можно найти в трудах Уильяма Морриса, викторианского английского художника и социального критика, которого до сей поры помнят за его узорные текстильные дизайны. В эссе «Знаки перемен» он приветствовал механизацию, признавая, что она может дать возможности для активного отдыха.

Но также он предупреждал, что такая возможность может привести к деградации. Опираясь на свои социалистические обязательства, Моррис был обеспокоен тем, что досуг может быть неправильно использован в эгоистичных целях. Он говорил: «Я, вероятно, должен использовать свой досуг для выполнения многих дел, которые теперь называются работой». Это может быть добровольный вклад в нужды общества или попытки отточить свои навыки в менее стрессовой обстановке.

Философы весьма разнообразных идеологий, в том числе Адам Смит, Гегель и Карл Маркс, разделяли скептицизм Морриса в том, что полное освобождение от работы будет фундаментальным благом. Несмотря на их разные взгляды, все они считали, что люди становятся особенно выдающимися, когда они «полезны».

Гегель сравнивал трудолюбивых, хорошо обученных работников из знакомой ему культуры, которые живут с «потребностью и привычкой быть занятыми», с жителями других стран. Те, другие, по-видимому, отстают от идеала, не работая и не делая ничего, за исключением самого минимума, необходимого для поддержания жизни. У них мало навыков, и это прискорбно.

Возможно, неудивительно, что такие мыслители поощряли работу. В конце концов, нередко можно услышать, как люди воодушевлены возвращением к работе после отпуска. Проще иметь структурированный рабочий день с четкими целями и задачами, чем придумывать новые занятия, чтобы справиться со скукой. К тому же иногда бывает, что отпуск проходит не так, как хочется. Бывает, что погода подводит, или время в дороге с друзьями и семьей вызывает разочарование. Или, может быть, работа менее скучна, чем отдых.

По словам Иммануила Канта, у нас есть «очень противоречивое чувство»: мы стремимся к легкости, но нам быстро становится скучно, если мы легко получаем все, что бы ни захотели. Хорошо обученные работники боятся безработицы не только из-за финансовых последствий, но и из-за возможной скуки — когда они вынуждены против своей воли не делать ничего, что обычно считается полезным. Безработица делает нас социально невидимыми, поскольку людей приучили ценить положение в обществе.

Если это так, то проводить время на рабочем месте может быть более приятно, чем свобода, которую дает нам отдых, даже если работа не приносит особого удовлетворения. Но эта проблема может быть скорее вопросом коллективной культуры, чем человеческой природы. Взрослея, мы большую часть времени учимся, как работать.

Система образования учит нас выполнению задач. Сложность задач возрастает по мере роста наших способностей, и мы получаем награды за свои достижения. В семье нас учат помогать, соблюдая порядок. Мало где можно встретить школы, где поощряют бездельников, или семьи, где хвалят ленивых.

Хотя мы все ворчим, что у нас слишком мало времени для себя, мы все еще неосознанно рассматриваем ежегодный отпуск как опыт, который в конечном итоге подтверждает ценность труда.

Эта идея не только тревожит, но и намекает на более приятную возможность. Возможно, пришло время подумать о работе как о захватчике нашего личного времени. Принимая такую предпосылку, можно было бы скорректировать нынешний образ мыслей, при котором ежегодный отпуск воспринимается как особое удовольствие.

И философы начинают говорить, что даже работая меньше, мы все равно должны иметь возможность обеспечить свое существование. Например, Бертран Рассел надеялся, что механизация и более глубокое понимание наших истинных потребностей могут избавить нас от интенсивного труда. И тогда возникнет процветающая цивилизация, где досуг используется с умом.

Не нужно, однако, выдавать желаемое за действительное. Отказ от наивного взгляда на предполагаемую свободу отпуска — это лишь небольшой шаг к пониманию и, возможно, пересмотру всепроникающего влияния института работы.

Статьи по теме

{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 22, "likes": 47, "favorites": 79, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 43913, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Sat, 18 Aug 2018 13:43:15 +0300" }
{ "id": 43913, "author_id": 3, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/43913\/get","add":"\/comments\/43913\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/43913"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

22 комментария 22 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
28

На anekdot ru была совершенно сказочная история про молодого парня, который вошел в самолет в майке и шортах, без никакого багажа вовсе. В одном кармане шортов - паспорт, в другом пачка баксов. Идеальный мужской отдых.
Предыстория была в том, что он надоел родителям своими приключениями и они отправили его проверетриться на пляжное направление. Сама история, естественно, включает в себя алкоголь, случайные связи и все то, что можно купить за деньги.
 
Так вот. Основной пафос - жгучая зависть обремененных теми самыми "социальными обязательствами" мужиков, вырвавшихся со своими благоверными (и детьми) на отдых-как-работу носильщиком, стояльщиком в очередях, добывальщиком, ругальщиком и сумко и полотенцедержателем - короче, кем угодно, но не отпускником.

Есть разные подходы к тому, как найти баланс между деятельностью и отдыхом. Скажем, в Италии есть термин "счастливое ничегонеделанье" - рекомендую https://psy.wikireading.ru/105554 Кстати, этот термин в большей степени относится именно к мужчинам (как не странно)



Причем, не то чтобы итальянцы такие уж ленивые. И они могут вкалывать! Если хотят. Или если позарез надо. Но, в отличие от северных европейцев и, уж тем более, американцев, жители «солнечного сапожка» всегда помнят о награде – о благословенной bel far niente. Любой итальянец знает: чем больше он работает, тем вдохновеннее будет предаваться счастливому безделью.

Для северного европейца и американца такая логика непостижима. В их сознание внедрены совершенно иные послания. Например: если работаешь много – работай еще больше! Или: если получилось добиться цели – ставь перед собой новую! Не смей выбывать из гонки. Думай о работе даже в выходной и в отпуске. Ну, и так далее.


 

Ответить
10

Для северного европейца и американца такая логика непостижима

Кто знает. У финнов есть глагол, который означает "выпивать дома в кальсонах, не планируя куда-либо выходить". И как я понимаю, это не синоним слову "запой", а как раз таки аналог "счастливому ничегонеделанью".
Есть даже официальная эмодзи:
https://finland.fi/wp-content/uploads/2015/11/kalsarikannit-700x525.png

Ответить
24

Автор приводит взгляды философов на труд и отдых. Пишет что на юге Европы отдыхают больше чем на севере. Предлагает подумать о том что работа захватывает наше время. В конце забывает развенчать миф из заголовка.
И? В чём смысл статьи? Я один не понял?

Ответить
13

Автор взял два стакана. В одном была вода. И перелил ее в другой.

Ответить
5

Очеведно очевидно. и обязательно еще нужна лекция по тексту, с придыханиями и многозначительными паузами в ТЕД стиле, тогда точно можно проблеваться

Ответить
8

Думал только я заметил, что TED до блевоты состоит из банальных, даже примитивных мыслей, с пафосной и многозначительной их, между тем, подачей. И вот что интересно, это же показатель ума и организаторов и выступающих и самой аудитории... Как эти люди вообще умудрились захватить мир?)

Ответить
1

мне кажется, каждый второй русский обратит на это внимание. Мы любим обращать внимание на все плохое и считать себя самыми умными

Ответить
0

Это к русским, как и к другой нации не относится. Обращать внимание на все плохое - такая штука, которая воспитывается, как и обращать внимание на все хорошее. Согласен, что этого много. Это корректируемые особенности восприятия. И социально наследуемые. У довольных жизнью оптимистов дети чаще всего такие же. Среда конечно же формирует в этой части личность. Но личность на то и личность, чтобы по взрослому выбирать то, что лучше, а не жить в модели стимул-реакция. Все хорошо будет!)))

Ответить
0

угу. я офигеваю, когда с израилитянами общаюсь. Мама будет говорить ему/ей с рождения какое дите офигенное, они до смерти ходят с этим чувством и думают, что способным на всё.

Ответить
0

А в России принято матерями гонбить своих детей ?

Ответить
0

нет, но и взращивать такую конскую непоколебимость, что он самый-самый, тоже не будет

Ответить
0

А что состоит из исключительно хороших мыслей? (Не сарказм)

Ответить
1

Присоединяюсь к вопросу :) Пусть даже формулировка будет 'преимущественно из хороших'. В мире решительно не хватает толковой площадке в стиле TED, но только более наполненной, что-ли. Узконаправленные, но глубокие мысли на самые различные стороны развития и организации социума и отдельных его структур, семьи и человека.

Ответить
0

Из социально-экономических исследований я пока не встречал, но я очень мало читал.

Ответить
3

Понятно, что есть разные подходы к понятию отпуск. Есть люди, для которых это святое. Ещё Минаев писал про две недели отдыха и обратно к станку. Про механизаторов не скажу, я думаю они устарели ))). Особенно Маркс после его опытов в отдельно взятых странах ))). На мой взгляд суть статьи в том, что система труда должна давать возможность работать везде где есть интернет. Таким образом меняя локацию появляется возможность отдыхать более интересно после работы и в выходные. На мой взгляд при такой форме организации труда( не для всех форм производства он подходит) отпуск как явление не требуется как рудимент

Ответить
2

Согласен, сейчас помимо правильного соотношения работы и отдыха нужна еще и тесная интеграция одного с другим.

Ответить
3

Я к сожалению ничего не понял и не вынес для себя что-то полезное

Ответить
0

Глупо брать за основу точки зрения людей, хуже которых жить не умеет никто - философов.

Ответить
1

Всё это очень очевидно

Ответить
1

Какое отношение вопрос "является ли благом полное освобождение от труда" относится к отпускникам, отдыхающим свои двухнедельные отпуска?
Философы говорили совсем не о них, это похоже на натягивание совы на глобус.

Ответить

0

Слишком философский подход к вопросу, как по мне. Отпуск - время которое ты можешь провести с семьей и получить новые впечатления. Мы свой отпуск в столице провели. Летели Пермь Москва https://www.kupibilet.ru/routes/PEE/MOW очень много чего узнали и увидели. Сам Кремль то чего стоит)

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }