Психология скидок: почему купоны работают, а коллективные скидки нет

Как появилась и развивалась в интернете индустрия скидок и купонов? Какие изменения ожидают этот сегмент в обозримом будущем? На эти и другие вопросы ответил Игорь Хрупа из компании CupoNation

Пик внимания со стороны СМИ и потребителей к феномену скидок и купонов приходится на период 2010-2012 годов. Сегодня трудно найти кого-либо, кто не слышал о Groupon или его аналогах.

В этом контексте интересно отметить, что более 70 лет тому назад, в 40-х годах прошлого столетия, продуктовые магазины впервые начали предлагать печатные купоны для привлечения покупателей. А несколькими десятилетиями позже концепция скидок находилась в центре внимания академических бизнес-исследований.

Возраст купонов наряду с возрастом формулы Coca-Cola

История развития бизнеса свидетельствует, что купоны в их классическом значении возникли еще в конце 19-го века. Прообраз купонов использовался в начале деятельности компании Coca-Cola. В настоящее время интернет способствует бурному развитию индустрии купонов и скидок. Сегодня, в результате совершения сотен тысяч поисковых операций, соответствующие платформы получают огромную прибыль.

Вполне логично, что в США, где купоны были впервые изобретены и популяризированы, и где более чем 90% населения пользуются купонами, успешно работают несколько лидирующих платформ, таких как Retailmenot (основана в 2006-м году, IPO в 2013 г., товарооборот 144.7 млн в 2012 году) и Coupons.com (запущена в 1998, IPO в 2014; 1,3 млрд транзакций в 2013 году). Результаты успешного размещения акций этих компаний на бирже в недавнем прошлом могут свидетельствовать о перспективности этой бизнес-модели.

В России аналогичные сервисы появились относительно недавно. Такие компании, как Cuponation.ru, Promokodi.net, Prominator.ru и Promokodabra.ru вышли на рынок в 2013 году, исключением из этого ряда выступает компания PromoKod.ru, которая проявила себя на рынке еще в 2006 году.

2008: феномен компании коллективных скидок

Groupon получил звание самого быстрорастущего бизнеса за всю историю существования интернета, но было ли при этом создано действительно что-то инновационное? Ведь, например, еще в начале 2000-х годов французская компания Vente-Privee.com впервые представила миру модель гигантских временных скидок, а само понятие купона, как отмечено выше, уходит корнями в историю возникновения бизнеса. 

Очевидной особенностью является также то, что компания Groupon в своей бизнес-модели объединила несколько известных элементов, включая механизм короткого действия скидок, применяя при этом коллективный спрос, когда скидка предоставлялась при условии покупки услуги определенным количеством людей.

Аналогичный сервис, появившийся в России в 2010 году, и такие компании как Bilgion и «Дарберри», задолго до реализации своих проектов внимательно изучали опыт Groupon за рубежом. На последующем этапе развития в разных странах, включая Россию, возникали десятки аналогов модели Groupon, что впоследствии привело к появлению их агрегаторов. Быстрая консолидация в данном сегменте рынка привела к заметному сокращению числа игроков (от пятидесяти до менее чем десяти). Так, например, домен бывшего агрегатора купонов zina.ru, который ежедневно обрабатывал более 2,5 тыс. акций, в дальнейшем вообще приостановил свою деятельность.

Интерес к коллективным скидкам на спаде, но интерес к купонам не снижается

Как сообщил «Яндекс» в конце 2013 года, пик активности групповых скидок наблюдался в 2012 году, однако после этого начался постепенный спад интереса потребителей в этом направлении.

А как обстоит дело в сегменте стандартных купонов и промокодов? По данным Google Trends, картина выглядит более оптимистично:

Встреча старого и нового — устоявшаяся практика выживает

Вероятно, на данном этапе сегмент групповых скидок будет постепенно затухать или видоизменяться, а также будут изменяться принципы ведения данной бизнес-модели, в то время как устоявшаяся модель традиционных купонов будет успешно использоваться и в дальнейшем. Приведем некоторые аргументы в пользу сказанного:

1. Традиционная модель является более ценной для потребителей и ритейлеров

Купоны — это инструмент увеличения продаж, они предоставляют дополнительный стимул для покупателей сделать свой заказ. Их роль в процессе принятия решения о покупке — второстепенная, но в момент ее совершения — мотивирующая. Модель же коллективных скидок является менее измеримым маркетинговым инструментом, но их роль в процессе самой покупки — решающая.

2. Одна модель поддерживает лояльность у покупателей, а другая ее устраняет

Традиционный купон не в силах существенно изменить предпочтения покупателей, а возможность коллективных скидок зачастую может привести к снижению лояльности пользователей.

3. Источник приобретения пользователей

Купонный сервис полагается на органический трафик — потенциальные покупатели как бы сами приходят на тот или иной сайт и становятся пользователями. Но сайты коллективных скидок вынуждены полагаться на платную рекламу и активизировать пользователей через имейл-маркетинг.

4. Выбор партнеров

Купонные сайты более сфокусированы, их партнеры — это, как правило, устоявшиеся продуктовые или сервисные бренды. Это помогает гарантировать высокой уровень сервиса. Платформы коллективных скидок, в основном, ориентированы на малый бизнес и охватывают широкий спектр индустрий и категорий, усложняя при этом процесс контроля над качеством предоставляемых услуг.

5. Источник защиты от конкурентов

Сайты купонов гарантируют успех в результате постоянного потока пользователей купонов, что несомненно, выгодно всем сторонам транзакций. Сайты коллективных скидок тоже стремятся создать лояльных пользователей групповых купонов, но это противоречит определенным целям каждой конкретной компании-участницы сделки, которые предоставляют эти скидки, — а именно, создать лояльных покупателей своего малого или среднего бизнеса. Соответственно, в самом сердце бизнес-модели групповых или коллективных скидок находится фундаментальное противоречие.

Выводы

Проверенные временем модели бизнеса, развитие которых было ускорено благодаря интернету, часто оказываются устойчивыми и долговременными. Бизнес коллективных скидок – это наглядное тому доказательство. 

Неудивительно, что инвесторы обнаружили тот факт, что большая часть прибыли бизнеса Groupon в пост-IP стадии была получена от деятельности созданного подразделения Групон Продукты, которое занимается торговлей ювелирными изделиями и кухонной посудой. Становится очевидным, что прибыль компании формируется в основном благодаря развитию непрофильного бизнес-процесса.

{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u043a\u0438\u0434\u043a\u0438","\u0441uponation","\u043a\u0443\u043f\u043e\u043d\u044b","\u0433\u0440\u0443\u043f\u043e\u043d","groupon"], "comments": 7, "likes": 17, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 4419, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 16 Jul 2014 10:35:00 +0400", "is_special": false }
Онлайн-интенсив «10 секретов эффективного маркетинга: Dacha Edition»
17 июня Онлайн Бесплатно
Объявление на vc.ru
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Комментарий удален

3

Думал оставить комментарий про несостоятельные пункты статьи, потом по активной ссылке на CupoNation понял зачем публикация. Браво! Очередная купонная витрина на партнёрских ссылках. Именно этого и ждали все пользователи Рунета.

Ответить
1

мой подобный комментарий потерли =)

Ответить
0

Да, эти пустышки легко вычислить по страничке контактов. В лучшем случае там будет только форма обратной связи. Аналогично с сервисами кешбека.

Ответить
0

Что-то вечно у нас путают купоны и промокоды. Видимо ни сами сайты, ни юзеры еще не разобрались, чем теже купоны (http://groupon.ru/ ) отличаются от промокодов (http://lacode.ru/ ) т.к. некоторые считают это одним и тем же.

Ответить
0

Управляю купонный сервисом более 3-хорошего лет. Прочитав статью, не понял о чем пишет автор. Групповых покупок уже давно нет. Есть только продажа/раздача купонов. Акция состоится и с одним купившим.

Ответить

Комментарий удален

0

Несвязный текст

Ответить
0

Не знаю насколько по теме, но видел как-то шоу, где какие-то тётки так мощно собирали купоны, что в итоге при покупке товаров в магазине, магазины им оставались ещё и должны.

Ответить

Прямой эфир