{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Блокчейн против контрафактных лекарств

Поддельные лекарства — серьезная проблема для всего мира. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, один из десяти медицинских продуктов, включая медикаменты и диагностические устройства — некачественные или поддельные. Проблема ухудшается по мере расширения масштабов и увеличения сложности цепи поставки лекарств.

Для решения проблемы 1 января 2018 года вступил закон о маркировке медикаментов. Изменения предусматривают создание с 1 января 2020 года системы мониторинга движения лекарств от производителя до конечного потребителя. То есть, с помощью идентификационных средств любой желающий сможет проверить легальность препарата и его происхождение.

В разработке одного лекарства участвует множество подразделений и компаний, которые не общаются друг с другом. Исследователи, заводы, производители устройств, поставщики услуг — неотъемлемая часть фармацевтического процесса. Но между ними связь затруднена.

Правительство до сих пор не приняло постановление, которое будет регламентировать маркировку. Однако Министерство здравоохранения утвердило методические рекомендации, из которых следует:

  • На упаковке должен находиться считываемый машинной штрих-код;
  • Лекарство идентифицируется на основании уникальной упаковки;
  • Препарат отслеживает от производителя до конечного потребителя;
  • Информация о медикаментах подтверждается каждым участником цепи:
  • Контроль и оперативное выявление нарушений автоматизировано.

Поскольку транзакции, использующие блокчейн, записываются в хронологическом, проверенном и неизменном порядке, технология может полностью использоваться в системе маркировки лекарств. Фармацевтические и медико-технические компании отслеживают передвижение сырья и компонентов на каждом этапе цепочки поставок до предприятия или пациента. Поставщик может записывать информацию в книгу с помощью прямого ввода данных или через датчики, подключенные к интернету (IoT).

Системы, основанные на блокчейне, отвечают этим и другим и требованиям Минздрава к системе. Кроме того, технология обеспечивает дополнительную безопасность, о требованиях к которой в документе министерства не сказано. С помощью токена в цепочку загружается информация о лекарстве. И конечный потребитель может отследить все транзакции, чтобы проконтролировать качество товара.

Многие из поддельных препаратов содержат неправильную дозу активных компонентов или вообще неверные ингредиенты в составе. Другая проблема — нарушение условий хранения, потому что в таком случае даже легальные препараты перестают соответствовать стандартам качества.

Например, большое количество подделок продается как обезболивающий препарат «Ксанакс». Они фактически состоят из опиоидов фентанила, вызывая смертельные передозировки этого наркотического вещества у незнающих пациентов. Действие фентанила в 25-50 раз сильнее героина и в 100 раз — морфина.

Помимо маркировки продуктов, блокчейн можно использовать еще по трем направлениям для борьбы с поддельными лекарствами.

  • Отслеживание сбыта рецептурных препаратов. Для идентификации и отслеживания отпускаемых по рецепту лекарств нужна электронная кроссплатформенная система. К ней могут присоединиться производители, дистрибьюторы и врачи, назначающие медикаменты. Таким образом, фармацевт всегда может проверить подлинность рецепта. А производитель — что препарат продан легально.
  • Мониторинг холодовой цепи. Это система мероприятий, которые обеспечивают оптимальный температурный режим для хранения и транспортировки медикаментов. На всех уровнях при поступлении и перед отправлением препараты регистрируют. Чаще всего таким образом транспортируют вакцины.
  • Контроль активных ингредиентов. Для мониторинга источника и происхождения сырья для активных фармацевтических ингредиентов и его пути до конечного продукта. Так производитель узнает «природу» лекарства.

Модель распространения лекарств строится на трех ключевых торговых партнерах: производители, оптовики, аптеки. В нынешней инфраструктуре связь между ними не прозрачна или закрыта. Из-за этого появилась возможность для роста рынка интернет-аптек и контрафактной торговли лекарствами. Пациенту сложно проверить происхождение препарата.

Продажа лекарств обязывает всех трех торговых партнеров иметь равную прозрачность в мониторинге и отслеживании медикаментов. Потому что каждый из них зависит от другого, чтобы обеспечить безопасную и быструю доставку препаратов. Следовательно, им нужна видимость цепочки поставок и проверка пути от производителя к пациенту. Если каждый участник цепи будет проверять лекарство, это затруднит выход поддельных продуктов.

Сейчас компании используют разнообразные инструменты, которые помогают в этих процессах. Но блокчейн может решить задачи, с которыми не справляются другие технологии. Например, для управления поставками компания использует различные программы и базы данных. С помощью блокчейна можно объединить все в одну систему.

Кроме того, большинство фармацевтических компаний используют центральные базы данных для управления цепочками поставок. У них есть системные администраторы, которые могут редактировать, изменять и удалять записи. В блокчейне записи постоянные и никто не может их изменить, что гарантирует более безопасную передачу данных. Таким образом, компания может предотвратить роль человеческого фактора, выявить логистические задержки и другие проблемы.

В Университете ИТМО ученые международной научной лаборатории SCAMT вместе с разработчиками проекта Aira и специалистами по информационной безопасности разрабатывают систему, которая помогает контролировать процесс изготовления лекарств от начала до конца. Систему внедряют на базе разработанного лабораторией продукта Nanodoctor — препарата на основе диоксида хлора, который нейтрализует большинство вирусов и бактерий. Средство представляет собой картридж с активным веществом. Испаряющийся диоксид хлора дезинфицирует пространство вокруг человека.

Чтобы потребитель убедился в безопасности продукта, а специалисты проследили, что в процессе производства не превысили концентрацию активного вещества — диоксида хлора, команда внедряет платформенное решение на базе блокчейн. Команда настроила пилотную линию, демонстрирующую полный цикл производства лекарства. Разработчики подобрали сенсорные датчики для фиксации данных при производстве, включая сведения о концентрации химического вещества, времени, месте и координатах изготовителя.

Алгоритм работы системы

Проект работает на базе Robonomics — инфраструктуре сети Ethereum. Она помогает связать заказчика и поставщика услуг в автоматическом режиме. Robonomics создает сообщение для участников платформы Ethereum с параметрами для контрактного обязательства. Транзакции создаются в Ethereum Blockchain после появления пары спроса и предложения.

  • Например, дистрибьютор заказал лекарство. Robonomics создает спрос на услугу. Если в сети есть система, решающая задачу, она откликается. Исполнитель получает всю информацию по требованиям к заказу. Как только такая пара создается, маяк Robonomics — автономная рабочая система — создает смарт-контракт с адресом технического задания, адресом заказчика и поставщика.
  • Качество проверяет аудитор, в его роли выступают устройства, подключенные к сети (IoT). Разработанная киберфизическая система (CPS) для Nanodoctor проверяет концентрацию случайного пакета из каждой партии с помощью спектрографа.
  • После заключения контракта, система собирает информацию о передвижении партии, и результирующий лог выгружается в IPFS. После закрытия контракта хэш лога представляется в виде QR-кода.

Хэш передается дистрибьюторам, то есть, они могут мониторить, куда и в каком количестве передаются препараты. А дистрибьютор уже передает информацию в конечные точки продаж, передавая свой уникальный набор данных к каждому продукту. В итоге конечный потребитель покупает продукт и, сканируя QR-код с помощью смартфона, получает уникальный код доступа к данным. Таким образом он может проследить за всеми этапами производства конкретного лекарства и убедиться, что процесс прошел без нарушений.

Разработанную архитектуру может использовать каждый желающий. Для этого Aira создала учебный центр. Для фронтенд-разработчиков децентрализованных приложение создан репозиторий robonomics-js. Это простой SDK для отправки и получения сообщения в сети Robonomics. В репозитории aira хранится эталонный клиент Robonomics для реализации экономического взаимодействия между системами человек-робот и робот-робот. С помощью Aira можно подключить всевозможных роботов, существующих в сети Ethereum. Сетевая инфраструктура для блокчейн-разработчиков хранится в репозитории robonomics_contract.

«Книга жизни» одного препарата, «написанная» с помощью блокчейна, обеспечивает дополнительную выгоду и безопасность для аптек и потребителей. Как минимум, в ней можно увидеть, кто последний контактировал с медикаментом, как максимум — проследить всю цепочку производства, начиная с сырья.

Платформенные решения на базе блокчейн для фармацевтической промышленности можно использовать в аптеках, больницах и клиниках по всему миру. Развитие технологии и поддержка инфраструктуры для построения прозрачного цикла производства лекарственных препаратов помогут в восстановлении пошатнувшегося доверия к отрасли.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Владислав Станецкий

Спокуха, с ними уже борется Алишер

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Козачук

Крокодильи слёзы профессиональных плакальщиков и пугальщиков. Та в переводе на русский это значит, что очень большой зазор между себестоимостью и ценой продажи людЯм. Сверхприбыль. Математический метод решения явления - снижение цены, чтобы малые объёмы продукции выпускать былО не рентабельно

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Лекарства больше чем на половину, цифровой товар, доля НИОКР в них доходит до 90%.
Снижать цену - значит отказываться от разработки новых лекарств.
К тому же через десять лет, патенты и так обнуляются
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Козачук

Ну это популярный аргумент о бедных и несчастных фармацевтах. А шо мэрэсдэс в автопроме меньшее на разработки тратит и конкурентов поди побольшее будет, но никто не стенает и руки не заламывает : Нас грабят подпольные производители авто

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов
мэрэсдэс в автопроме меньшее на разработки тратит

В процентах от оборота, конечно меньше, в разы.
Еще и объединяются регулярно с кем-то, чтоб уменьшить расходы на НИОКР, недавно вон тоета с убером для создания автопилота.

Нас грабят подпольные производители авто

Если бы государство не занималось автопромом с помощью таможни и ГИБДД, то рынок авто наводнился бы подделками (склейки, восстановление утопших и т.д.) еще больше чем рынок лекарств

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

И дело ни в несчастных фармацевтах, дело в несчастных больных для которых еще не создано лекарств.
Взять например тот же СССР, там сами лекарства были дешевые, но точно ли они были на самом деле дешевыми?
Точно ли на фарминдустрию тратились деньги только с продажи лекарств?
То-то же, в СССР лекарства только на бумаге были дешевыми, а по факту страна тратила огромные деньги на разработку, шпионаж и все равно оставалась позади развитых стран.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда