{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Российские предприятия не готовы к цифровой экономике?

«Цифровая экономика» сегодня — не только модное словосочетание, но и общий тренд развития мировой экономики.

Институт экономических стратегий РАН совместно с сообществом «Системная экономическая аналитика ОПК» провели масштабное исследование «К «цифре готов? Оценка адаптивности высокотехнологического комплекса России к реалиям цифровой экономики» на основе анализа мнений представителей более чем 300 организаций и 500 экспертов высокотехнологичного комплекса РФ.

Наибольшее количество организаций, принявших участие в опросе, относятся к радиоэлектронной (34%), авиационной (авиационно-космической) и ракетно-космической промышленности (27%), промышленности обычных вооружений (12%), судостроению (9%). На остальные отрасли приходится 18% опрошенных представителей организаций. В целом предприятия, принявшие участие в исследовании, составляют около 20% от всех организаций ОПК России.

Доклад полезен руководящему составу организаций, профессионалам в области стратегического управления, руководителям организаций по цифровой трансформации, а также всем тем, кому не безразлично будущее экономики и российского бизнеса…

Главным выводом стало то, что на начало 2018 г. большинство организаций ВТК России имеют достаточно низкий уровень адаптивности к цифровой трансформации. Одной из главных причин такого состояния является дефицит на предприятиях компетентных специалистов по современной цифровой повестке.

Наивысшую значимость для экономической эффективности и стратегического долгосрочного развития при низкой готовности с точки зрения компетенций и учета в документах стратегического управления продемонстрировало большинство параметров цифровой трансформации по всем факторам сопоставления идеального и реального состояния организаций ВТК и внешней среды их развития. Часть из них подвластна воздействию организаций, но большая часть находится за пределами их управляющих возможностей.

Каковы главные риски и страхи?

В группе условий угроз внешней среды наибольшие риски, или стратегические разрывы, выявлены в сфере кибербезопасности, новых факторов конкурентоспособности, проблем деградации естественного интеллекта. Имеются также стратегические разрывы и риск их усугубления в отношении использования возможностей цифровой инфраструктуры — электронных торговых площадок, цифровых платформ, национальных компаний-лидеров и лидирующих исследовательских центров по «сквозным» технологиям.

К сожалению, значительная часть стратегических разрывов коснулась и такого значимого в условиях цифровой экономики элемента, как прогнозирование. При этом достаточно низкие показатели характеризуют уровень зрелости внедрения ERP-систем и работу с «большими данными».

*Стратегический разрыв в данном случае – это несоответствие между осознанием значимости риска (фактора) и готовности к его парированию (использованию). Стратегические разрывы выявлены также по некоторым новым производственным технологиям, в частности по технологиям аддитивного производства и цифровых двойников.

Что нас ждет?

Первые десять элементов цифровой трансформации, которые, согласно ожиданиям, с наивысшей вероятностью в ближайший период проявятся во внешней среде и будут внедряться на предприятиях ВТК России, охватили три блока изменений.

Во-первых, развертывание цифровой инфраструктуры (электронные торговые площадки, широкополосная связь);

Во-вторых, цифровые угрозы (весь блок киберугроз и клубок процессов, ведущих к деградации естественного интеллекта);

В-третьих, разработка и доступность новых производственных и управленческих технологий, опирающихся на цифровые достижения.

Целый ряд цифровых изменений представляются маловероятными в среднесрочной перспективе. В первую очередь это внедрение передовых технологий, которые находятся на самой начальной фазе своего жизненного цикла и которые, по всей видимости, в среднесрочной перспективе не приведут к заметным сдвигам в технологической и организационной структуре ВТК России. Это прежде всего квантовые технологии, разработки по «улучшению человека» и управление свойствами биообъектов, природоподобные технологии, нейротехнологии. Характерно, что в этой же категории оказались и технологии искусственного интеллекта.

В то же время обнаружен достаточно высокий уровень компетенций и готовности к освоению ряда элементов цифровой экономики. Так, наименьшая компетентность обнаружена в таких областях, как квантовые технологии, разработки по усовершенствованию человека и управление свойствами биообъектов, природоподобные технологии.

Характерно, что вторая по значимости признанная угроза — «деградация естественного интеллекта» — не только изучена сравнительно слабее всех, но и практически никак не включена в управленческий процесс на уровне организаций.

Тренд деградации естественного интеллекта охватывает целый клубок новейших явлений:

• широкое распространение клипового мышления, вытесняющего мыслительные практики, восходящие к логике и традиционной грамотности;

• рост интеллектуально-психической зависимости от электронных устройств (аутсорсинг функции памяти гаджетам — одно из ярких проявлений этого явления);

• стирание граней между действительностью и иллюзиями, что серьезно облегчает манипулирование массовым сознанием в коммерческих и военно-политических целях;

• заимствование (отчасти и «подсаживание») ценностей и потребностей из цифровых шаблонов, предлагаемых компьютерными программами, играми, социальными сетями, происходящее практически подсознательно.

Исследование указало и на еще один серьезный вызов — «транснациональный характер конкуренции и лидерства, прозрачность национальных границ для инновационных проектов». Более 70% экспертов диагностируют низкий уровень готовности своих организаций к эффективному управлению возможностями и рисками данного тренда. Две трети организаций вообще слабо знакомы с тем, что это такое и в позитивном, и в негативном отношении.

В качестве наивысших приоритетов в области цифровизации управления воспринимаются наличие современной ERP-системы и системы кибербезопасности. Более того, обнаружено значительное понимание роли прогнозных технологий в управленческом процессе, что является сущностным признаком цифрового перехода.

Наиболее значимыми новациями в цифровизации производственного процесса признаны технологии аддитивного производства. Можно предположить, что это, по всей видимости, касается тех организаций, где осуществлены инвестиции в новое оборудование.

По состоянию на сегодняшний день порядка две трети организаций пока не готовы к использованию цифрового представления изделия. «Нанотехнологии и новые материалы» занимают второе место по значимости в будущих кооперационных связях, но более 62% организаций не готовы к такому кооперированию.

Наиболее значимым перспективным маркетинговым инструментом в исследовании предстали прогнозные технологии, работа с «большими данными» в продуктовых планах, создание современных интерфейсов веб-сайтов.

Наставничество и работу по развитию интеллектуального капитала предприятия эксперты выдвинули на первый план в системе управления развитием человеческого и интеллектуального капиталов организаций. При этом более половины отнесли «наставничество «без барьеров» в горизонтальных и вертикальных проекциях» к инструментам с низким уровнем готовности. Это свидетельствует о реальных сложностях передачи опыта между поколениями.

Цифровая трансформация предполагает и стимулирует мощные изменения корпоративных культур. Их вектор нацелен на большую солидарность при росте гибкости и индивидуализации, добросовестность и активизацию командного и индивидуального творчества. Именно эти ценности получили наивысшие оценки значимости.

Проведенное исследование адаптивности ВТК России к реалиям цифровой экономики позволяет сделать вывод о достаточно низком уровне адаптивности из-за низкого уровня зрелости цифровых компетенций у ключевых сотрудников и учета отдельных элементов цифровой трансформации в практике стратегического управления организациями

Несмотря на то, что под адаптивностью к цифровой экономике понимается в первую очередь диджитализация ключевых процессов компании, кадры будут, как и прежде, играть ключевую роль. Именно кадровый потенциал должен в первую очередь гибко и своевременно реагировать на изменения правил игры, переходить на новый уровень производительности (скорость в совокупности с эффективностью).

Проведенное исследование, опирающееся на мнения и оценки около 500 участников проекта и долговременные анализ и мониторинг деятельности предприятий ОПК и ВТК России в целом, позволяет сформулировать вполне определенные выводы.

Во-первых, организации ВТК России не продемонстрировали сильную компетенцию в цифровой сфере.

Во-вторых, работе по любой, тем более комплексной «цифровизации» любого предприятия должна быть предпослана комплексная глубокая работа по преобразованию управленческой системы, включающая в себя как изменение работы с кадрами (наставничество, саморазвитие и мотивация персонала), так и изменение соотношения между инженерно-конструкторским корпусом и обслуживающими службами в пользу первых.

В-третьих, цифровая трансформация подразумевает инвестиционную нагрузку на государственный и корпоративные бюджеты.

В-четвертых, обнаруженные исследованием стратегические разрывы в восприятии значимости трендов и готовности их парировать указывают на приоритетные области цифровых преобразований. Это помимо «цифрового всеобуча» укрепление кибербезопасности, развитие кадрового цифрового потенциала, целевые программы сбережения и развития естественного интеллекта.

0
3 комментария
Николай Кузнецов

Да ни к какой экономике они не готовы, ни к цифровой, ни к аналоговой...

Ответить
Развернуть ветку
Маркетолог Лиза Соловьева
Автор

К сожалению, как показывает статистика очень много спорных моментов.. Но с другой стороны, надо как-то вставать на цифровые рельсы =)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ткач

Погодите Вы с рельсами, мы пока с колен-то толком не встали)))

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда