Отвалились Google Maps? Без паники

В июне 2016 года гугл объявил о том, что прекратит поддержку использования карт без API ключа, но это вступило в силу только 11 июня 2018 года — доступ без ключа больше не поддерживается. Карты без такого ключа теперь «отваливаются», выдавая ошибку.

Для бизнеса это серьёзное испытание, особенно для корпораций: теперь нужно обязательно привязывать кредитную карту к аккаунту для оплаты, что может вызывать вопросы у бухгалтерии и трудности с организацией процесса оплаты. Даже если карта будет корпоративной, на каждый платёж нужен комплект закрывающих документов, а как их получить у Гугла — вопрос :)

Мы разобрались, зачем вообще были нужны такие нововведения, и что теперь делать владельцам проектов, где есть Гугл Карты.

Что поменялось

В мае 2018 Гугл представил новый инструмент для бизнеса — Google Maps Platform.

Вместо 18 отдельных API-интерфейсов теперь есть всего три основных продукта:

  • Карты,
  • Маршруты,
  • Места.

В блоге компании утверждают, что это облегчит поиск, изучение и добавление новых функций в клиентские приложения и сайты. И для этих обновлений не требуется никаких изменений в коде.

Изменилась и система оплаты. Гугл объединил Стандартный и Премиальный планы, чтобы сформировать единый тариф по основным продуктам: теперь на ежемесячное использование инструментов платформы бесплатно начисляется лимит в 200 долларов — если он будет превышен, за продукты Гугл уже придётся платить.

Предполагается, что большинство клиентов смогут остаться в рамках этого бесплатного уровня. Новый план ценообразования позволяет им платить только за те услуги, которые использовались в этом месяце — без каких-либо годовых, авансовых обязательств, платы за прекращение использования или лимитов использования.

Сейчас Карты Google с API оплачиваются по каждому отдельному SKU (например, «статические мобильные карты» и «динамические» — это разные SKU), при этом API может иметь более одного SKU. Во многом это связано с развитием технологий: большой процент пользователей пользуется продуктами с мобильных устройств, и там есть своя специфика.

Гугл поменял некоторые SKU и добавил новые — то есть, клиенты оплачивают не стоимость загрузки карты, а стоимость конкретных действий пользователей с ней: например, раньше в стоимость загрузки входили загрузки панорам — теперь это отдельное SKU. А значит, не придётся переплачивать за пользователей, которые карту загрузили, а в режим панорамы не перешли. Если хотите самостоятельно покопаться в отличиях старых и новых SKU, вам сюда.

Стоимость = Использование SKU x Цена за каждое использование

Как пользоваться новыми продуктами Гугл

Теперь для доступа к новым продуктам от Гугл понадобится действительный ключ API и платежная учетная запись Google Cloud Platform. API-ключи позволяют обращаться к разработчикам по мере необходимости и помогают выявлять ошибки.

Как получить ключ (займёт не больше 15 минут):

  • Пройти по ссылке.
  • Нажать GET STARTED и следовать инструкции :)

Важно: когда попросят выбрать продукты («Pick product (s) below») — поставить галочки на Maps, Routes или Places (в зависимости от того, что вам нужно).

После получения ключа и его привязки к учетной записи, активируется выставление счетов, и вы получите доступ к бесплатному лимиту в 200 долларов США для использования Карт, Маршрутов и Мест.

Как быть текущим клиентам на старых тарифах:

  • Для перехода с пакета «Стандарт» воспользуйтесь инструментом перехода. Он поможет защитить текущие проекты и сообщит вам, нужно ли активировать или обновить биллинги по ним.
  • Для перехода с пакета «Премиум» придётся создать новый проект: получить новые ключи API и использовать их для замены существующих ключей. В Гугле рекомендуют связаться со специалистом по переходу с плана «Премиум» до истечения срока его лицензии.

Чтобы облегчить переход, Гугл выпустил руководство для существующих пользователей.

Несмотря на бесплатный лимит в 200 долларов, для всех услуг Google Cloud Platform требуется кредитная карта и платежный аккаунт. Если платежную учетную запись не сделать, есть риск, что при превышении лимита карта просто отвалится (что сейчас и происходит со многими владельцами сайтов). Если предполагаемый ежемесячный бюджет выше 200 долларов, цены следующие:

Прайсы для Маршрутов и Мест можно посмотреть здесь. Почитать подробнее о каждом SKU — тут.

Компаниям с большим объемом использования предлагают связаться с представителями Гугла для оформления пакета Enterprise: он предусматривает скидки за объём использований, корпоративную поддержку клиентов и/или оффлайн-контракты (вероятно, для больших корпораций, которые могут оплачивать услуги только через платежные документы).

Также Гугл рекомендует изучить руководство по оптимизации использования карт: например, советует использовать статические карты, если в динамическом отображении нет большой необходимости (это дешевле).

В чём неприятность для бизнеса

В целом масштабное обновление инструментов и политики списания средств направлено на облегчение жизни бизнес-пользователей. Вот только о том, что услуги становятся в разы дороже, Гугл аккуратно умалчивает.

В таблице сравнения новых и старых SKU сплошная экономия

Но если сравнить старый тариф «Стандарт» и единый новый, получается не так весело. Раньше бесплатно было доступно 25 000 запросов в день, в месяц выходило 750 000 запросов:

Теперь же бесплатный лимит загрузки для, например, встраиваемых карт уменьшен до 14 000 запросов в месяц. Всё, что свыше — по $ 14 за каждую 1000 запросов сверху соответственно.

В российских реалиях встаёт ещё и уместный вопрос о платёжном аккаунте. На чьё имя он должен быть оформлен? Чью карту привязывать для списания средств при превышении лимита в $ 200? Как проводить через бухгалтерию? Почему-то об этом в руководстве Гугла ничегошеньки нет. Очередная задачка для вашего главбуха :)

Итого

Новая классификация инструментов Гугла и новая система биллинга призваны облегчить жизнь пользователям и оптимизировать их расходы. Вот только получилось не так радужно — пользователи увидели в этом инструмент для обогащения корпорации за их счёт.

Чтобы Гугл Карты исправно работали, достаточно получить ключ API. Есть бесплатный лимит на ежемесячные расходы — 200 долларов. Для оплаты затрат сверх этого лимита нужен платежный аккаунт с привязанной корпоративной кредитной картой.

Надеемся, что благодаря этому материалу клиенты вскоре снова смогут найти ваши офисы на картах. К слову, Яндекс.Карты пока бесплатны :)

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Виталий Трофимов

...ну да, отправите в гугл код банковской карты вместе с датой выдачи и CSV кодом (можете заодно и пин код сразу написать ) ...только потом не нойте, что в связи со "случайной" утечкой данных или очередными санкциями ваша карта вдруг обнулится.

Ответить
Развернуть ветку
Оскар Моргенштерн

В статье много воды, но мало полезной информации

В привязке корп. карты и получение ключа проблемы вообще нет - дело 5 минут.

А главная проблема вообще не раскрыта - невероятное удорожание услуг после изменения биллинга.

Поясню, чтобы был понятен масштаб:
- Было 750 000 тысяч бесплатных запросов в месяц - стало ~ 28 000 в месяц (да, вот этих бесплатных 200 долларов хватает только на это число). Т.е. бесплатный лимит стал меньше в 30 раз.
- Раньше если был превышен лимит - оплата была 0.5$/1000 запросов, то теперь от 7 до 14 долларов (в зависимости от услуги). Т.е. стоимость использования выросла минимум в 14 раз.

На хабре есть перевод известной статьи об этой ситуации. Её авторы, чуваки из Польши, создатели gdziepolek.pl (у них около 400к визитов на сайте в месяц) - провели нехитрый расчет:
Раньше, до новвоведений они спокойно укладывались в бесплатный лимит использования Google Maps.
Теперь же, при том же объеме использования цена для них будет составлять 5 000 килобаксов в месяц.

В этом главная неприятность для бизнеса, а не в получении ключа.

Ну и про то как проводить гугловские инвойсы в бухгалтерии тоже ничего не сказано.

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Насчёт удорожания вы правы, та ещё проблема. Спасибо за дополнение! Гугловские инвойсы в бухгалтерии оставим для отдельного детективного расследования :)

Ответить
Развернуть ветку
Оскар Моргенштерн

Ну и по последнему абзацу статьи:

Новая классификация инструментов Гугла и новая система биллинга призваны облегчить жизнь пользователям и оптимизировать их расходы.

Новая система никак жизнь пользователей не упростила и не оптимизировала их расходы:
- Не упростила, потому что по факту сам процесс получения ключа - никак особо не изменился. Разве что раньше многие могли его вообще не получать.
- Не оптимизировала расходы, потому раньше их или не было или они были в 14 раз меньше.

Потому "призвание" на словах, может и было такое , но по факту эти слова ничего не стоят.
Просто Гугл увидел в картах очередной многомиллиардный бизнес - в этом и есть причина и "призвание" всех этих изменений.

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Оскар, мы и не утверждали, что получение ключа — прям проблема-проблема :) Видели её в бухгалтерии и неудобствах с кредиткой. Про удорожание дополнили, спасибо вам за комментарии!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Оскар Моргенштерн

Кто они? Поляки из моего комментария?
У них бизнес не про карты per se. Зачем им это?

Карты для них всего лишь один из сервисов, которым они пользуются.
Они в итоге, насколько я знаю, на конкурента перешли - Mapbox (который как раз OSM использует), платят раз в 8 меньше по итогу.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Оскар Моргенштерн

Польский кейс, про то что гугл стал очень дорогим вместо бесплатного и они нашли нового поставщика услуг.
Чтобы не быть голословным , вот перевод их поста:
https://habr.com/post/417715/

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Оскар Моргенштерн

BTW, меньше чем за месяц предупредил.
18 июня гугл письма разослал о появлении/повышении тарифов
16 июля, емнип, перевел всех на новую систему тарификации.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Черкасов

Отвалились карты? Без паники! Это всего лишь очередная задачка для вашего главбуха.
(-‸ლ)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Пропадающие и глючащие виджеты как Яндекс, так и Гугл карт вижу регулярно с весны 2018. Иногда они встроены в сайт так, что "фокус" при просмотре с планшета или телефона жестко ставится на них, и обратно в сайт уже не вернуться, можно только закрыть или обновить всю вкладку.
Никогда не считал встройку виджетов хорошим делом ... - вырежи картинку - обозначь метку - и поставь ссылку на координаты на Google.Maps - и всё, ничего не надо больше.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Представляют что тут было бы, если бы такое яндекс сделал...

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

да ровно тоже самое - просто уже полгода прошло с анонса. Когда только ввели было много ругательств в сторону гугла. Да и просто шок.

А сейчас люди уже либо начинают мигрировать на другие решения (благо на западе их много). Либо, если лимит еще позволяет, подстраховываются и вводят на проекте поддержку нескольких провайдеров. Многие дополнения для крупных CMS так же внедряют поддержку более одного провайдера карт. Так что думаю просядет у них рынок сильно на конец года.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатаев

Интересно есть ли у 2ГИС и Яндекса хоть что-то подобное

Ответить
Развернуть ветку
Оскар Моргенштерн
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Сапрыкин

Стало дохуя дорого, я хз какой буратино будет этим пользоваться теперь.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Пройдись по базару и найди дешевле, а блин, один гугл считай остался, ну так все вместе же хлопали гуглу в ладоши в его победоносном шествии к монополии.

Ответить
Развернуть ветку
Вы в федеральном розыске

Некоторые идиоты ещё и всерьёз называют гугл "корпорацией добра"

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Да, но на них уже смотрят как на горсумов, это считай сдвиг.

Ответить
Развернуть ветку
Оскар Моргенштерн

Если речь только про карты, то:
OSM+leaflet - бесплатно
Mapbox и Maptiler - раз в 8 дешевле

Еще есть всякие Here, TomTom и Azure - они тоже сильно дешевле Google Maps.
Ну и Яндекс, если нужна только Россия и СНГ

Альтернатив дофига, на самом деле.
Куча сервисов уже, насколько я знаю, соскочили с гугл мэпс.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

У них и качество карт аналогично гугловским?

Ответить
Развернуть ветку
Оскар Моргенштерн

it depends)
Зависит от задач.

В посте было сравнение
https://habr.com/post/417715/.

Но вообще, в абсолютном выражении, такого мощного функционала как у гугл-карт, конечно, нет ни у кого.
Но и стоит этот функционал в ~8 раз дороже, чем у конкурентов. Потому вопрос только в том, чем жертвовать - $ или возможностями.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сапрыкин

300 бесплатных баксов слетело за 10 дней на том, что до этого работало бесплатно. Это дичь. При этом тарифы походу можно выяснить только опытным путем, ибо в том че у них там написано здоровый человек хуй разберется. Карты спутника норм, сливаем майору инфу по нашему трафику теперь.

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Антон, про тарифы правы. Всё, что не входит в их красивые таблички — "будьте добры свяжитесь с нами напрямую". Хороший способ утаить, что стало жесть как дорого :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Владимир, неправильно :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Владислав, всё равно неправильно :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Горский

А для чего вообще статья? Ни практических рекомендаций для бухгалтерии, ни обзора альтернативных вариантов. О наличии проблемы уже и так известно, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Александр, какой вы прыткий, всё уже знаете :) Пожалуйста!

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Petrov

Коммент по делу, между прочим. Статья ни о чем.

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Юрий, для вас — да. Для кого-то, кто добавил её в закладки — похоже, нет :)

Ответить
Развернуть ветку
First Last

написали же, что статья-пустышка!

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда