Отвалились Google Maps? Без паники
В июне 2016 года гугл объявил о том, что прекратит поддержку использования карт без API ключа, но это вступило в силу только 11 июня 2018 года — доступ без ключа больше не поддерживается. Карты без такого ключа теперь «отваливаются», выдавая ошибку.
Для бизнеса это серьёзное испытание, особенно для корпораций: теперь нужно обязательно привязывать кредитную карту к аккаунту для оплаты, что может вызывать вопросы у бухгалтерии и трудности с организацией процесса оплаты. Даже если карта будет корпоративной, на каждый платёж нужен комплект закрывающих документов, а как их получить у Гугла — вопрос :)
Мы разобрались, зачем вообще были нужны такие нововведения, и что теперь делать владельцам проектов, где есть Гугл Карты.
Что поменялось
В мае 2018 Гугл представил новый инструмент для бизнеса — Google Maps Platform.
Вместо 18 отдельных API-интерфейсов теперь есть всего три основных продукта:
- Карты,
- Маршруты,
- Места.
В блоге компании утверждают, что это облегчит поиск, изучение и добавление новых функций в клиентские приложения и сайты. И для этих обновлений не требуется никаких изменений в коде.
Изменилась и система оплаты. Гугл объединил Стандартный и Премиальный планы, чтобы сформировать единый тариф по основным продуктам: теперь на ежемесячное использование инструментов платформы бесплатно начисляется лимит в 200 долларов — если он будет превышен, за продукты Гугл уже придётся платить.
Предполагается, что большинство клиентов смогут остаться в рамках этого бесплатного уровня. Новый план ценообразования позволяет им платить только за те услуги, которые использовались в этом месяце — без каких-либо годовых, авансовых обязательств, платы за прекращение использования или лимитов использования.
Сейчас Карты Google с API оплачиваются по каждому отдельному SKU (например, «статические мобильные карты» и «динамические» — это разные SKU), при этом API может иметь более одного SKU. Во многом это связано с развитием технологий: большой процент пользователей пользуется продуктами с мобильных устройств, и там есть своя специфика.
Гугл поменял некоторые SKU и добавил новые — то есть, клиенты оплачивают не стоимость загрузки карты, а стоимость конкретных действий пользователей с ней: например, раньше в стоимость загрузки входили загрузки панорам — теперь это отдельное SKU. А значит, не придётся переплачивать за пользователей, которые карту загрузили, а в режим панорамы не перешли. Если хотите самостоятельно покопаться в отличиях старых и новых SKU, вам сюда.
Стоимость = Использование SKU x Цена за каждое использование
Как пользоваться новыми продуктами Гугл
Теперь для доступа к новым продуктам от Гугл понадобится действительный ключ API и платежная учетная запись Google Cloud Platform. API-ключи позволяют обращаться к разработчикам по мере необходимости и помогают выявлять ошибки.
Как получить ключ (займёт не больше 15 минут):
- Пройти по ссылке.
- Нажать GET STARTED и следовать инструкции :)
Важно: когда попросят выбрать продукты («Pick product (s) below») — поставить галочки на Maps, Routes или Places (в зависимости от того, что вам нужно).
После получения ключа и его привязки к учетной записи, активируется выставление счетов, и вы получите доступ к бесплатному лимиту в 200 долларов США для использования Карт, Маршрутов и Мест.
Как быть текущим клиентам на старых тарифах:
- Для перехода с пакета «Стандарт» воспользуйтесь инструментом перехода. Он поможет защитить текущие проекты и сообщит вам, нужно ли активировать или обновить биллинги по ним.
- Для перехода с пакета «Премиум» придётся создать новый проект: получить новые ключи API и использовать их для замены существующих ключей. В Гугле рекомендуют связаться со специалистом по переходу с плана «Премиум» до истечения срока его лицензии.
Чтобы облегчить переход, Гугл выпустил руководство для существующих пользователей.
Несмотря на бесплатный лимит в 200 долларов, для всех услуг Google Cloud Platform требуется кредитная карта и платежный аккаунт. Если платежную учетную запись не сделать, есть риск, что при превышении лимита карта просто отвалится (что сейчас и происходит со многими владельцами сайтов). Если предполагаемый ежемесячный бюджет выше 200 долларов, цены следующие:
Компаниям с большим объемом использования предлагают связаться с представителями Гугла для оформления пакета Enterprise: он предусматривает скидки за объём использований, корпоративную поддержку клиентов и/или оффлайн-контракты (вероятно, для больших корпораций, которые могут оплачивать услуги только через платежные документы).
Также Гугл рекомендует изучить руководство по оптимизации использования карт: например, советует использовать статические карты, если в динамическом отображении нет большой необходимости (это дешевле).
В чём неприятность для бизнеса
В целом масштабное обновление инструментов и политики списания средств направлено на облегчение жизни бизнес-пользователей. Вот только о том, что услуги становятся в разы дороже, Гугл аккуратно умалчивает.
Но если сравнить старый тариф «Стандарт» и единый новый, получается не так весело. Раньше бесплатно было доступно 25 000 запросов в день, в месяц выходило 750 000 запросов:
Теперь же бесплатный лимит загрузки для, например, встраиваемых карт уменьшен до 14 000 запросов в месяц. Всё, что свыше — по $ 14 за каждую 1000 запросов сверху соответственно.
В российских реалиях встаёт ещё и уместный вопрос о платёжном аккаунте. На чьё имя он должен быть оформлен? Чью карту привязывать для списания средств при превышении лимита в $ 200? Как проводить через бухгалтерию? Почему-то об этом в руководстве Гугла ничегошеньки нет. Очередная задачка для вашего главбуха :)
Итого
Новая классификация инструментов Гугла и новая система биллинга призваны облегчить жизнь пользователям и оптимизировать их расходы. Вот только получилось не так радужно — пользователи увидели в этом инструмент для обогащения корпорации за их счёт.
Чтобы Гугл Карты исправно работали, достаточно получить ключ API. Есть бесплатный лимит на ежемесячные расходы — 200 долларов. Для оплаты затрат сверх этого лимита нужен платежный аккаунт с привязанной корпоративной кредитной картой.
Надеемся, что благодаря этому материалу клиенты вскоре снова смогут найти ваши офисы на картах. К слову, Яндекс.Карты пока бесплатны :)
...ну да, отправите в гугл код банковской карты вместе с датой выдачи и CSV кодом (можете заодно и пин код сразу написать ) ...только потом не нойте, что в связи со "случайной" утечкой данных или очередными санкциями ваша карта вдруг обнулится.
В статье много воды, но мало полезной информации
В привязке корп. карты и получение ключа проблемы вообще нет - дело 5 минут.
А главная проблема вообще не раскрыта - невероятное удорожание услуг после изменения биллинга.
Поясню, чтобы был понятен масштаб:
- Было 750 000 тысяч бесплатных запросов в месяц - стало ~ 28 000 в месяц (да, вот этих бесплатных 200 долларов хватает только на это число). Т.е. бесплатный лимит стал меньше в 30 раз.
- Раньше если был превышен лимит - оплата была 0.5$/1000 запросов, то теперь от 7 до 14 долларов (в зависимости от услуги). Т.е. стоимость использования выросла минимум в 14 раз.
На хабре есть перевод известной статьи об этой ситуации. Её авторы, чуваки из Польши, создатели gdziepolek.pl (у них около 400к визитов на сайте в месяц) - провели нехитрый расчет:
Раньше, до новвоведений они спокойно укладывались в бесплатный лимит использования Google Maps.
Теперь же, при том же объеме использования цена для них будет составлять 5 000 килобаксов в месяц.
В этом главная неприятность для бизнеса, а не в получении ключа.
Ну и про то как проводить гугловские инвойсы в бухгалтерии тоже ничего не сказано.
Насчёт удорожания вы правы, та ещё проблема. Спасибо за дополнение! Гугловские инвойсы в бухгалтерии оставим для отдельного детективного расследования :)
Ну и по последнему абзацу статьи:
Новая классификация инструментов Гугла и новая система биллинга призваны облегчить жизнь пользователям и оптимизировать их расходы.Новая система никак жизнь пользователей не упростила и не оптимизировала их расходы:
- Не упростила, потому что по факту сам процесс получения ключа - никак особо не изменился. Разве что раньше многие могли его вообще не получать.
- Не оптимизировала расходы, потому раньше их или не было или они были в 14 раз меньше.
Потому "призвание" на словах, может и было такое , но по факту эти слова ничего не стоят.
Просто Гугл увидел в картах очередной многомиллиардный бизнес - в этом и есть причина и "призвание" всех этих изменений.
Оскар, мы и не утверждали, что получение ключа — прям проблема-проблема :) Видели её в бухгалтерии и неудобствах с кредиткой. Про удорожание дополнили, спасибо вам за комментарии!
Комментарий удален модератором
Кто они? Поляки из моего комментария?
У них бизнес не про карты per se. Зачем им это?
Карты для них всего лишь один из сервисов, которым они пользуются.
Они в итоге, насколько я знаю, на конкурента перешли - Mapbox (который как раз OSM использует), платят раз в 8 меньше по итогу.
Комментарий удален модератором
Польский кейс, про то что гугл стал очень дорогим вместо бесплатного и они нашли нового поставщика услуг.
Чтобы не быть голословным , вот перевод их поста:
https://habr.com/post/417715/
Комментарий удален модератором
BTW, меньше чем за месяц предупредил.
18 июня гугл письма разослал о появлении/повышении тарифов
16 июля, емнип, перевел всех на новую систему тарификации.
Отвалились карты? Без паники! Это всего лишь очередная задачка для вашего главбуха.
(-‸ლ)
Пропадающие и глючащие виджеты как Яндекс, так и Гугл карт вижу регулярно с весны 2018. Иногда они встроены в сайт так, что "фокус" при просмотре с планшета или телефона жестко ставится на них, и обратно в сайт уже не вернуться, можно только закрыть или обновить всю вкладку.
Никогда не считал встройку виджетов хорошим делом ... - вырежи картинку - обозначь метку - и поставь ссылку на координаты на Google.Maps - и всё, ничего не надо больше.
Представляют что тут было бы, если бы такое яндекс сделал...
да ровно тоже самое - просто уже полгода прошло с анонса. Когда только ввели было много ругательств в сторону гугла. Да и просто шок.
А сейчас люди уже либо начинают мигрировать на другие решения (благо на западе их много). Либо, если лимит еще позволяет, подстраховываются и вводят на проекте поддержку нескольких провайдеров. Многие дополнения для крупных CMS так же внедряют поддержку более одного провайдера карт. Так что думаю просядет у них рынок сильно на конец года.
Интересно есть ли у 2ГИС и Яндекса хоть что-то подобное
https://tech.yandex.ru/maps/commercial/
Комментарий удален модератором
Стало дохуя дорого, я хз какой буратино будет этим пользоваться теперь.
Пройдись по базару и найди дешевле, а блин, один гугл считай остался, ну так все вместе же хлопали гуглу в ладоши в его победоносном шествии к монополии.
Некоторые идиоты ещё и всерьёз называют гугл "корпорацией добра"
Да, но на них уже смотрят как на горсумов, это считай сдвиг.
Если речь только про карты, то:
OSM+leaflet - бесплатно
Mapbox и Maptiler - раз в 8 дешевле
Еще есть всякие Here, TomTom и Azure - они тоже сильно дешевле Google Maps.
Ну и Яндекс, если нужна только Россия и СНГ
Альтернатив дофига, на самом деле.
Куча сервисов уже, насколько я знаю, соскочили с гугл мэпс.
У них и качество карт аналогично гугловским?
it depends)
Зависит от задач.
В посте было сравнение
https://habr.com/post/417715/.
Но вообще, в абсолютном выражении, такого мощного функционала как у гугл-карт, конечно, нет ни у кого.
Но и стоит этот функционал в ~8 раз дороже, чем у конкурентов. Потому вопрос только в том, чем жертвовать - $ или возможностями.
300 бесплатных баксов слетело за 10 дней на том, что до этого работало бесплатно. Это дичь. При этом тарифы походу можно выяснить только опытным путем, ибо в том че у них там написано здоровый человек хуй разберется. Карты спутника норм, сливаем майору инфу по нашему трафику теперь.
Антон, про тарифы правы. Всё, что не входит в их красивые таблички — "будьте добры свяжитесь с нами напрямую". Хороший способ утаить, что стало жесть как дорого :)
Комментарий удален модератором
Владимир, неправильно :)
Комментарий удален модератором
Владислав, всё равно неправильно :)
А для чего вообще статья? Ни практических рекомендаций для бухгалтерии, ни обзора альтернативных вариантов. О наличии проблемы уже и так известно, спасибо.
Александр, какой вы прыткий, всё уже знаете :) Пожалуйста!
Коммент по делу, между прочим. Статья ни о чем.
Юрий, для вас — да. Для кого-то, кто добавил её в закладки — похоже, нет :)
написали же, что статья-пустышка!