Офтоп
Редакция vc.ru

Константин Савченко, «Кошелёк»: Мобильные NFC-платежи — круче, чем любой пластик

Константин Савченко, менеджер по продукту приложения для бесконтактных платежей «Кошелёк», написал для ЦП колонку, в которой рассказал о мобильных NFC-платежах и том, как сделать их реальностью.

Наша команда разработала приложение для NFC-платежей, которое производители смартфонов встраивают в совместимые модели устройств. С выходом каждой новой SIM-карты, браслета, брелока или чехла для осуществления платежей нам задают один и тот же вопрос: когда это все начнет работать в России?

Сразу оговоримся: мы не говорим о сервисах наподобие Loop и Coin. Речь идет не о технологичной имитации вашей обычной банковской карты, а о сервисе выпуска полноценных банковских, транспортных и других карт непосредственно в само устройство.

Константин Савченко

Итак, спешу вас огорчить: для запуска NFC-платежей как полноценного сервиса недостаточно выпустить SIM-карту с чипом безопасности и поддержкой NFC. Новости о выпуске SIM-карты Yota преподносились как какой-то невероятный прорыв — и никто даже не вспомнил о том, что и «Билайн», и «МТС», и «Мегафон» несколько лет назад уже выпустили на рынок такие симки.

На самом деле такая SIM-карта — всего лишь новый форм-фактор пластиковой карточки. Вне зависимости от того, используем мы вместо прямоугольного куска пластика SIM-карту, телефон, часы или брелок, процесс выпуска и обслуживания технологичной «начинки» остается неизменным. Любой носитель нужно везти в «персобюро» банка, где на микрочип будут записаны платежные данные конкретного клиента. И этот процесс повторяется при каждом выпуске или перевыпуске платежного средства с понятными неудобствами для клиента.

SIM-карта или телефон, в отличие от пластика, имеют доступ в интернет. В теории это делает возможным дистанционную запись платежных данных на чипы безопасности Secure Element (SE), размещенные в SIM-карте или телефоне. Но просто так гонять через интернет данные доступа к банковским счетам клиентов никто не позволит.

Решить проблему безопасной передачи может специальная серверная платформа для удаленного выпуска и обслуживания карт, которая получила отраслевое название Trusted Service Manager. Именно она способна осуществлять связь между чипами безопасности и поставщиками услуг — то есть выпускать платежные карты без посещения банка. Но такая платформа позволит сотовым операторам удаленно выпускать платежные карты только в телефоны клиентов с новой SIM-картой стандарта UICC с поддержкой технологии NFC. Соответственно, появляется другая проблема — замена всех существующих SIM-карт на новые. Проблема конечно же решаемая, но на наш взгляд весьма затратная для операторов, так как желание абонентов придется стимулировать значительными бонусами, милями и прочими выгодными предложениями.

Существует параллельная модель развития сервиса NFC-платежей. Она построена на основе использования встроенных в телефоны чипов безопасности и независимых TSM. «Независимость» позволяет TSM получить возможность подключать любых поставщиков услуг - любые банки, любые транспортные компании и работать с чипами телефонов любых производителей. Такую платформу разработала наша команда. Еще одну платформу недавно запустили наши партнеры, польская компания Trevica.

Главное ограничение для такого сценария — список совместимых телефонов, в который и без того входят только смартфоны с NFC-модулем. Для того, чтобы поддерживать работу с определенной моделью в конкретном регионе, нужно договариваться с производителем о предоставлении ключей доступа к Secure Element этой модели. Именно поэтому работа такого сервиса, например, в России возможна только на телефонах с маркировкой РСТ.

Производители заинтересованы в таком сервисе и внедряют чипы безопасности в новые модели, и все же таких телефонов пока не так много. Но если учитывать статистику, согласно которой пользователь меняет телефон раз в два года, скоро ситуация изменится. На российском рынке NFC-будущее уже наступило для владельцев РСТ-телефонов HTC One и One SV, Philips W336 и W8555, Sony Xperia Z, Samsung Galaxy S4 и Note 3. Теперь для них заветный карамельный латте — результат одного прикосновения телефона на кассе.

Вне зависимости от использования SE в телефоне или на SIM-карте — NFC-платежи не станут популярными, пока все запущенные сервисы предлагают выпуск определенных продуктов определенных банков. Массовость ждет их только тогда, когда каждый клиент, не вставая с дивана, сможет выпустить в телефон любую карточку, привязанную к своему существующему счету.

Конечно, можно пойти путем Google Wallet: не подключать поставщиков услуг к TSM, а стать посредником и платить из своего кармана N% за каждую транзакцию пользователя. Но даже гигант уровня Google оказался не готов нести такие убытки. Поэтому единственным возможным путем роста на сегодня является планомерное подключение разных поставщиков услуг.

У банков, транспортных компаний, ритейлеров есть весомая причина для принятия решения об интеграции именно с сервисами NFC-платежей, и это – возможность эффективно решить свои бизнес-задачи. Сервисы мобильных NFC-платежей обеспечивают быструю доставку карт в смартфоны клиентов и удаленное управление ими. Подобные сервисы позволяют наладить систему эффективной таргетированной коммуникации с каждым клиентом, основанной на его потребительском поведении: предпочтениях, предыдущих покупках. За счет этого точки продаж достигают существенного расширения аудитории и повышения лояльности клиентов. Да и сам процесс оплаты услуг прикосновением мобильного телефона еще долго будет вызывать wow-эффект и работать на позитивный имидж компаний.

И все же интеграция TSM со всеми поставщиками услуг требует больших временных и финансовых затрат. Ускорить и упросить процесс подключения помогает появление узкоспециализированных TSM, которые объединят компании, например, по сфере деятельности — Service Provider TSM (SP TSM).

Как первый коммерчески запущенный TSM в России, мы начинали подключать банки самостоятельно. Но в связи с ростом потребностей рынка у нас начинают появляться надежные партнеры — первым подобным партнером стала Trevica. Такими же партнерами стали интеграторы, специализирующиеся на платформах для выпуска проездных билетов. Подключая подобные платформы к TSM, мы разом позволяем жителям более 20 регионов выпускать карты оплаты проезда в городском транспорте в смартфоны. Мы ожидаем, что уже в этом году жители крупных городов, в том числе Москвы и Петербурга, смогут оплачивать проезд прикосновением телефона.

Только вместе участники рынка смогут сделать NFC платежи реальностью. Единственная возможная и эффективная стратегия для всех игроков рынка – это объединение усилий. Именно по этому пути движутся все ключевые игроки. Различные исследования обещают нам светлое NFC-будущее уже в 2017 году, и все факторы говорят о том, что трех лет вполне достаточно для того, чтобы реализовать не только описанный вариант, но и опробовать технологии, которые предложат нам поисковый гигант и яблочная компания, наблюдающая пока за всем этим со стороны.

0
11 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Anton Anikin

Столько же сколько и обычный )

Ответить
2
Развернуть ветку
Денис Денисов

А если серьезно? Сколько магазину обойдется оснащения NFC? примерная сумма?

Ответить
0
Развернуть ветку
Юрий Прокопенко

Разве магазинам банки не в аренду свои терминалы ставят? Ну, за процент от операций, конечно.

Ответить
0
Развернуть ветку
Anton Anikin

Если по договору терминал в бесплатной аренде - то соответственно бесплатно и обойдется (ну при условии что банк поддерживает NFC естественно)

Ответить
0
Развернуть ветку
Владимир Протасевич

У нас, в Казани, во время универсиады АкБарс банк начал выпускать карты с paypass для оплаты билетов в общественном транспорте. Недавно решил проверить с ТКС Mastercard с paypass, оказалось, что у них в терминалах стоит блокировка на все банки, кроме АкБарса.
АкБарс - татарский банк, типа Сбербарнка, только еще хуже.

Ответить
2
Развернуть ветку
Anton Anikin

Обычно paypass напрямую для оплаты проезда непосредственно в транспорте не используется (по крайней мере в России)...
Возможно, это была гибридная карта с транспортным приложением просто.

Ответить
0
Развернуть ветку
Рафаэль Валеев

В Казани для оплаты билетов в общественном транспорте используется траснпортное mifire приложение, а не банковское. На картах ТКС транспортного приложения нет,поэтому оплата невозможна. Оплата непосредственно с картсчета была бы удобной, но есть очень много вопросов к отказоустойчивости такой технологии.

Ответить
0
Развернуть ветку
Konstantin

В Москве можно непосредственно на турникете оплатить проезд на Аэроэкспрессе - причем тут именно PayPass. Но это в любом случае дублер: рядом есть и автоматические кассы, и традиционные. Причем что занятно: в автоматических кассах есть возможность расплатиться картой, но PayPass не работает.

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Денисов

А сколько будет стоить в магазин поставить NFC терминал?

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Алексей Титов

А как созданная TSM будет жить с HCE? Идея облачного хранения банковских данных позволит банку напрямую удаленно выпускать карты, без участия TSM, нет?

Ответить
0
Развернуть ветку
Konstantin Savchenko

TSM прекрасно живет с HCE. Представьте TSM как персобюро: некоторые банки имеют собственные персобюро, но многим выгоднее использовать внешние. И не стоит забывать, что физический SE пока еще функциональнее и безопаснее.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
Как работает реферальная программа в Playgendary

30-40% принятых офферов — это рекомендации, которых мы получаем по 200-300 ежемесячно. Рассказываем, как пришли к такому результату.

Искусственный интеллект и медицина: как достичь высокой точности обработки данных?

Рассказываем об использовании искусственного интеллекта в медицине и о том, что нужно, чтобы достичь высокого качества и точности обработки медицинских данных

«Я посчитал, что за год потратил на совещания 516 часов» – история одного маркетолога об оптимизации встреч

Привет, я Алексей Шеин. Руковожу маркетингом в «Мастерской цифровых решений». Как глава отдела много времени провожу на встречах, особенно, по понятным причинам, в онлайне. Недавно я всерьез заинтересовался оптимизацией времени, которое тратится на совещания.

Самое интересное из интервью автора Vim Брама Моленара для Evrone

Брам Моленар — первый автор, координатор проекта, менеджер релизов и «великодушный пожизненный диктатор» очень популярного среди программистов и опытных пользователей текстового редактора Vim, развившего идеи vi. Evrone поговорил с ним о функциональности, монетизации и развитии Vim.

Знаменитости и платные подписки расширят аудиторию Instagram

Запущено тестирование функции платных подписок в Instagram. Тестирование проводится в США и на него отведено несколько месяцев.

Перестать видеть в лейблах только плохое и жаловаться на низкие выплаты: что нужно музыкальному бизнесу в 2022 году Статьи редакции

По версии музыкального журналиста Имона Форда.

Почему сейлзы должны работать в CRM, а не в «1C», и как это сделать

На бумаге все системы красивые и эффективные, но в реальности они начинают трещать по швам от кривых процессов и нежелания сотрудников в них работать. Мы решили помочь руководителям в донесении ценности CRM-системы до сотрудников. Скиньте этот материал вашим коллегам, он поможет сделать так, чтобы система стала ценной в их глазах. Если не поможет…

Давайте проследим за популярными инвесторами из «Пульса» в «Тинькофф Инвестициях» в столь непростые для рынка времена

Моя предыдущая статья “Популярные авторы «Пульса» в «Тинькофф Инвестициях» торгуют в убыток” набрала около 25к просмотров в первые 12 часов и более 43к на данный момент. Поэтому было принято решение продолжить тематику инвестиций и публикации результатов популярных инвесторов социальность сети «Пульс».

Какие митапы Evrone готовит в этом году?
null