{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Дело не в деньгах, а в ценностях и корпоративной культуре». Почему люди не хотят увольняться из IKEA?

7–8 окладов компенсации за увольнение, а они все равно не уходят! Разбираемся почему так происходит.

Корпоративная культура есть в любой компании, но в большинстве случаев она формируется сама, т. е. хаотично. Четко сформированная корпоративная культура — редкость в российском бизнесе. Немногие готовы вкладывать в нее время и деньги: «Да ладно, и так сойдет, все вроде бы работает».

Пишу для CIO/CTO/CDTO. Процессы, персонал, мотивация и другие не технические особенности работы ИТ-руководителей. https://t.me/vroderabotaetno

В России бизнесмены не привыкли строить долгосрочные отношения. Им важно быстро, сейчас и здесь поймать, поиметь, получить, выжать максимум из текущей ситуации, а что будет дальше — по барабану. Но тогда не стоит удивляться высокой текучести кадров: без сильной корпоративной культуры нельзя построить что-то стабильное и долговечное.

IKEA — один из ярких примеров компании с мощной корпоративной культурой. Ей удалось определить свои базовые ценности, создать внутреннюю мораль, бизнес-философию, открытую среду для работы, где царят сплоченность и энтузиазм. Почему люди выбирают компанию и остаются в ней надолго? — рассказала бывшая сотрудница IKEA.

Масштабно, вдохновляюще, атмосферно! Работа в IKEA — мой осознанный выбор.

Мой приход в IKEA был абсолютно осознанным поступком. Я родилась в Алма-Ате, долгое время там жила, строила карьеру: сначала работала дизайнером полиграфии, потом ушла в рекламу и маркетинг. В Алмаа-Ате IKEA не было, и первый раз я познакомилась с компанией в 2000 году на открытии ее первого магазина в Москве.

Поразили масштабность и концепция проекта — люди приходили в магазин и вдохновлялись! Это было реально круто, атмосферно, беспрецедентно для меня. И тогда я поняла, что если вдруг появится возможность, то я с удовольствием поработаю в IKEA.

В день открытия IKEA в Москве новый магазин посетило 37 509 человек. Многокилометровые пробки растянулись по дороге, люди кидали свои машины где попало, а продажи побили все рекорды. Основатель компании Ингвар Кампрад стоял у входа, еле сдерживая слезы, и пытался пожать руку каждому входящему. СМИ окрестили это событие «экономическим чудом».

В 2010 году я переехала жить в Новосибирск, ушла в декрет. В Новосибирске была IKEA, и я поставила перед собой цель — устроиться работать в компанию после декрета. Вскоре так и случилось: я прошла собеседование в IKEA и стала работать там дизайнером (других позиций на тот момент не было).

6 сильных сторон корпоративной культуры IKEA

Корпоративная культура IKEA не всегда понятна посторонним. В ней есть идеологическая составляющая, а все члены команды — верные последователи ІKEA-культа: они трудоголики, которые работают с вдохновением и энтузиазмом.

Корпоративная культура IKEA создавалась десятилетиями. В ее основе лежат четкие принципы, которые обеспечивают компании кадровую и финансовую стабильность.

1. Соответствие ценностей сотрудников ценностям компании

Ценности компании — это фундаментальные убеждения, на которых базируется бизнес. Они определяют основные принципы и идеи работы команды, к чему сотрудникам стоит стремиться, как им нужно взаимодействовать друг с другом, клиентами, конкурентами. Бизнес развивается успешно только в том случае, когда ценности сотрудников совпадают с ценностями компании: человек себя чувствует комфортно в команде, он мотивирован и отлично работает.

В IKEA культурное соответствие ценится больше, чем опыт и регалии. Первый этап собеседования в компании проходит по ценностям, т. е. уже на входе подбираются люди с нужными убеждениями, идеями, принципами.

Проводит собеседование рекрутер, который задает соискателю определенные вопросы. Например, такими вопросами могут быть:

  • «Насколько ты критично относишься к проблемам?» — оценивается энтузиазм, потенциал преодоления трудностей.
  • «Что для тебя значит развитие?», «Чего ты хочешь достичь?» — оценивается стремление к развитию, движению вперед, самосовершенствованию.
Тут есть развернутая версия презентации https://ppt-online.org/381598

Второй этап собеседования в IKEA — оценка hard skills (профессиональных навыков), и там все построено на ручных заданиях. Одним из моих заданий был кейс по витринистике — мне нужно было на листе бумаги расставить витрины магазина так, чтобы сформировать оптимальный путь клиента.

Кроме hard skills во время собеседования оценивались также soft skills, от которых во многом зависит взаимопонимание в команде.

Soft skills — навыки, которые не связаны с определенной профессией. Они отражают личностные качества человека: умение конструктивно общаться, креативно мыслить, самостоятельно принимать решения.

Клинические исследования доказывают, что 85% успеха человека в профессии зависит от soft skills, и только 15% — от hard skills.

2. Welcome-тренинг — полное погружение новичков в корпоративную культуру

Каждый новичок в течение первых трех дней «погружается с головой» в культуру IKEA — знакомится не только со своими правами, обязанностями, но также с историей, традициями компании, корпоративными ценностями, узнает детали работы команды. Задача этих трех дней — влюбить человека в ИКЕА.

Первым ко мне пришел знакомиться директор — галантный француз. Общение с руководителем на равных произвело на меня сильное впечатление, WOW-эффект. Директор выступил с 10-минутной речью, рассказал, как он попал в магазин, почему работает в Новосибирске. Потом приходили юридический отдел, отдел продаж, отдел дизайна, отдел логистики. Фактически, за эти три дня я узнала все тонкости работы в ИКЕА и полностью погрузилась в ее ценности.

3. Баддинг — адаптация и обучение новичков через человеческое общение и внимание

В 80% российских компаний никаких buddy и системы адаптации новичков нет. Новые сотрудники чувствуют себя брошенными, а огромное количество новой информации и обязанностей вводят их в ступор. При таком подходе не стоит удивляться, что они через несколько месяцев сбегают из компании.

В IKEA у меня был классный buddy, который возился со мной три месяца. К нему можно было прийти с любыми личными или профессиональными вопросами. Он в буквальном смысле водил меня за ручку, интересовался моими успехами, проблемами. Это было обучение, адаптация через человеческое общение и внимание.

Позже я и сама стала buddy. В IKEA есть специальные тренинги, где тебя учат быть наставником, другом, напарником для новичков, человеком, которому доверяют.

Современные исследования демонстрируют, что грамотный онбординг (система адаптации новых сотрудников) дает компании весомые преимущества:Повышает преданность сотрудников организации в 18 раз. Увеличивает продуктивность сотрудников на 70%, а их удержание — на 82%.

4. Финансовая стабильность, социальная безопасность

В IKEA нет заоблачных зарплат, но они всегда выплачиваются вовремя, все четко понятно с финансовой точки зрения. Компания полностью оберегает своих сотрудников:

  • Предоставляет полную ДМС, включая страховку от несчастных случаев.
  • Формирует внутренний пенсионный фонд: сотрудники компании после выхода на пенсию получают выплаты не только от государства, но и от IKEA.
  • Не допускает переработки. За любую переработку компания требует объяснение, так как за нее положены сверхурочные.
  • Не устанавливает жесткие дедлайны. В IKEA сроки выполнения задач длинные, поэтому люди всегда работают в спокойном темпе, без напряжения и стресса.

5. Прозрачная система карьерного роста

В IKEA есть четкое видение своего карьерного роста. Карьерная лестница состоит из трех ступеней: специалист, опытный специалист, ментор. Каждые полгода с сотрудником встречаются buddy + руководитель отдела и проверяют его компетенции: от знания истории, миссии IKEA до hard skills. Таким образом, уже через 6 месяцев после начала работы новичок может стать специалистом.

Сотрудники IKEA часто переходят из отдела в отдел, из магазина в магазин, переезжают в другие города. Когда я работала, было много примеров, когда девчонки из отдела питания после обучения переходили в продажи и даже в дизайн. Возможность работать там, где ты хочешь, — одна из главных фишек IKEA.

Когда я работала в IKEA, текучки кадров практически не было. Основной причиной ухода людей был переезд в другой город, где нет магазинов компании. Сама я проработала в IKEA 6 лет — это самое долгое время работы на одном месте в моей карьере. Я ушла, потому что, находясь в декрете со вторым ребенком, поняла, что хочу заниматься обучением, развитием. Но свободных мест на позицию эйчара в IKEA не было.

6. Мотивация не рублем

IKEA — это очень экономичная компания. Там повсюду стоят/висят таблички с напоминаниями: выключить компьютер, свет, воду. Это их особая шведская ментальность. IKEA не раскидывается деньгами, и мотивация в ней построена не на деньгах. Например, я работала buddy отдела на добровольных началах, хотя во многих компаниях это — оплачиваемая позиция. Но зато у меня была возможность участвовать в разных тренингах, интересных проектах.

Да, IKEA предоставляет скидки на питание, свои товары, фитнес. Но такие плюшки есть во многих компаниях. Масштабный корпоративный праздник в IKEA только один — Новый год, который отмечается в феврале (после окончания финансового года).

В компании все компенсируется не деньгами или экстравагантными плюшками, а именно корпоративной культурой. Если бы российские компании строили свою работу на ценностях, у них бы не было проблем с деньгами. Сильная корпоративная культура мотивирует, вдохновляет работников и позволяет платить им меньше.

С чего начать построение корпоративной культуры?

Первое, что нужно сделать при формировании корпоративной культуры — определить ценности. Сделать это можно двумя способами:

  • Собственник бизнеса сам выявляет ценности и под них находит сотрудников. Но если компания уже существует, возможно придется поменять многие ценности, потому что не все сотрудники могут быть с ними согласны.
  • Руководитель собирает сессию со своими основными игроками и «вытягивает» из них ценности. Сессию лучше проводить не в офисе, а в комфортном месте, где все будут расслаблены.

Когда ценности выявлены, составляется кодекс: как мы себя транслируем, работаем с клиентами, внутри команды.

В IKEA есть кодекс, где четко прописаны деловая этика между сотрудниками и по отношению к клиентам, цели, внутренняя мораль компании. Кодекс позволяет создать единое моральное и духовное пространство, сделать коллектив более сплоченным, упорядочить бизнес-процессы. Через кодекс проводится обучение новичков — человек уже на входе понимает, что от него ждут, к чему он должен стремиться.

Кодекс исключает формирование корпоративных микрокультур в разных отделах компании, что рано или поздно приводит к «лебедь, рак и щука». Когда у разных отделов разные ценности, нормы поведения, начинаются межгрупповые конфликты, которые мешают работе компании и достижению совместного результата.

Тот самый внутренний мануал для сотрудников

Подборка книг про культуру ИКЕЯ https://www.livelib.ru/selection/2031355-ikea

Делаю ИТ-решения для производственных компаний, и пишу про НЕ технические проблемы айтишных руководителей.

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Сидор

"7–8 окладов компенсации за увольнение, а они все равно не уходят! Разбираемся почему так происходит."

Во-первых вы не разобрались
Во-вторых, откуда известно что не уходят с комплекцией 7-8 окладов? Или вы решили повредить нашим новостям
В третьих, вся статья подходит почти ПОД ЛЮБУЮ западную компанию. Просто меняете название в тексте и все - и это почти на 100% верная информация.

В четверых, у ИКЕА, точнее у ее основателя, был своя уникальная концепция найма людей и выстраивания бизнес-процессов, которая головная ИКЕА вроде бы придерживается до сих пор.
Но в статье этого нет от слова "совсем" .

К чему это программная статья, которой никак не раскрываем особенности внутренней кухни ИКЕА но полна шаблонов и штампов про корпоративную культуру?
Ах да, написать свой ТГ канал

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Ещё такой дизайн слайда приложили, что точно понятно: такой дизайн именно в Икее и сделали. Думаю, это их корпоративный шаблон.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitry Ilyin

Возможно, я что-то упустил. Но почему Владимир Афанасьев говорит о себе в женском роде ('я родилась в алмате...') и 2 раза ходит в декрет? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Меня тоже это удивило, но я толерантный, возможно ему так хочется

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Dima

Родилась в Алма-Ате, но стал мужиком в России :/

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кондратьев

Премию там какую-то хочет, видимо получить.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Так и вижу:
- Так, ребята, мы закрываемся, работать больше не будем. Всем придется уволиться. Поэтому, мы решили вместо 3 окладов по сокращению, выплатить вам 7-8. Это даст вам больше времени на поиски новой работы.
- Вы что, у нас тут такая хорошая тусовка, что нам не нужны деньги, лучше тусовку оставьте.

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Да пиздеж это. Мне кажется, это все попытки какого-то местного бизнесмена через некоторых не очень умных сотрудников попытаться надавить на компанию чтобы она продала по дешевке свой бизнес, а не просто ушла.

Ключевое слово - некоторых. Уверен, более 90% сотрудников вполне себе согласны на такую компенсацию

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Григорий Матасов

Я не понимаю, о чём вообще идет речь. Разве тут есть какая-то ситуация выбора: либо получаете 7-8 окладов и увольняйтесь, либо не получаете и оставляете себе тусовку и культуру?

Между чем и чем люди выбирают? и в чём вы разобрались?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Смирнов

Вот да. Такое ощущение, что люди не понимают, что Икеи больше нет, и корп.культуры, следовательно, тоже

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikolay Vinogradov

После моего сокращения с VW я понял одно, что вся эта корпоративная культура "чушь собачья". Нас пихали всякими лозунгами 10 лет, говорили о ценностях и ответственности, но как пришёл пи3дец, всё это растворилось. Большего лицемерия как за последние 2 месяца я в жизни не видел.

Ответить
Развернуть ветку
Hey You

А чего ожидали от них? Чудес волшебных?
Чтобы они несмотря на запреты телепортировали материалы а вместо вывода прибыли отдавали ее сотрудникам?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Григорий Матасов

Странная позиция. Граждане России в массе своей уже больше десятка лет смотрят на всю этумвакханалию с узурпацией власти, попиранием всех мыслимых прав и свобод, промыванием мозгов всяким геополитическим имперским говном и прочими радостями нашей авторитарной клептократии — и не осознают ни своей причастности, ни своей ответственности. Но когда западная компания говорит: извините, мы с этим разъёбываться не будем — то она становится лицемерной.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кондратьев

А теперь представь, что теже самые приемы были в СССР.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Стерлядка Вяленая
Большего лицемерия как за последние 2 месяца я в жизни не видел.

Так все компании вокруг лицемеры. Кто вам напрямую скажет, что вы - всего лишь винтик, помогающий компании делать прибыль. И за то, что вы винтик, так и быть, вот вам какая-то зарплата. Никому это не понравится, поэтому все компании как один вещают о твоей эксклюзивности, уникальности, о том, что каждый очень важен, вместе вы одна семья и прочая чушь))) Когда я слышал от работодателя в юношестве "мы одна семья" всегда просил часть прибыли, побольше выходных и свободный график. Разумеется, меня посылали подальше. А странно, в семье бы мне обязательно это все дали. Как правило работодатель сильно обижается на такие заявления, иногда его прорывает на фразы типа: "а если каждый так будет просить? А если мы вас будем просить работать без выходных с утра до ночи? А если ...". Ну так постойте, не я же говорю, что мы одна семья)))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Когда этот движ начался, я лишь проорал и обрадовался, что не пошел в бмв прошлым летом.

Имхо, автобизнес в целом далеко не самый лояльный к сотрудникам

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ilya Xaziev

Компания хорошая. Может им с такой хорошей корпоративной культурой лучше выйти против первопричины? Против того февральского события, из-за которой компания уходит с нашего рынка?) Или хотя бы пусть разъясняют людям, которые за "пустьуходят,санкциинапользу", о потере такой компании

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

нельзя
в рашке за это набутылить могут
лучше вякать в сторону менеджмента
Это безопасно, всё равно всех увольняют

Ответить
Развернуть ветку
Demyan Belyakov

Я так постылую дамочку выпроваживал. И водку и пиво ей отдал и осетинский пирог. А она все не хотела в такси садится. Про корпоративную культуру правда не говорила.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

А куда им уходить то? Большинство западных компаний с похожей "культурой" сейчас сокращают штат. Уйдут, вместе с закрытием икеа.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Так вот кто строил непролазные бесконечные лабиринты внутри Икеа!
Попал на вход - капец, живым и не ранее чем через 3 часа до выхода точно не доберешься)))))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
onets

Есть интересная книга Леннарта Дальгрена - "Вопреки абсурду: Как я покорял Россию, а она - меня". Главный прикол в том, что у икеи был принцип "без взяток". Ну вот почитайте как они в Россию заходили.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Карпова

Лучики поддержки Икее >>>>>>>>>>>>

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Они могут хотеть или не хотеть что угодно. От их хотелок сейчас ничего не зависит.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ну если альтернативой работе в Ikea является работа в «Пятёрочке», я бы тоже сильно расстраивался, конечно…

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

Каждый раз, когда читаю, что ИКЕА - это фантастические магазины, в которых люди вдохновляются, по-хорошему офигивают и так далее. Я один с проблемами? 2 раза был в икее, первый раз глянуть что это, так каждый шаг матерился в этом проклятом лабиринте без окон и дверей. Второй раз через пару лет, когда гнев остыл, подумал, может я что-то не так понял в первый раз, и пошел в другую икею. И тут же вспомнил всю ненависть к этому лабиринту. Где-то в середине магазина уже плохо становится от приглушенного света, толп народа, не совсем свежего воздуха, а вариантов у тебя 2: или топай пол магазина назад, придешь на вход. Или топай пол магазина вперед - придешь на выход. Хотя в магазине и не поймешь, выход может быть как в 100 метрах, так и в 700, нигде ж не написано, тупо стрелки вперед и все. В общем больше я туда не приходил, и не пойму, чему там люди так радуются, и чем восхищаются в этих магазинах. Слышал, что там гарантия хорошая, и мол цены низкие, но это к "вдохновлению от магазина" вроде никак не относится.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Bolt Thrower

вывод: ИКЕА хороша не только в шкафах и кроватях, но и в корпоративной культуре

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда