Оффтоп Philipp Kontsarenko
19 345

История интерфейсов: откуда появился символ «x» для закрытия окон

Символ «x» сейчас является неотъемлемой частью всех интерфейсов. Он используется как в компьютерных, так и в мобильных приложения для того, чтобы скрыть окно, всплывающий слой или подсказку. Пользователь Medium Лорен Арчер решила узнать, где впервые появился символ.

Поиск первоисточника «x» Арчер начала с продуктов Microsoft. Сейчас во всех разновидностях Windows используется крест для закрытия окна. Однако Windows 1.0 такого символа не имел:

Не было его ни во второй, ни в третьей версии операционной системы. Для закрытия окон использовалась кнопка с горизонтальной чертой, и располагалась она обособленно слева вверху.

Windows 2.0

Windows 3.0

Впервые символ появился в Windows 1995 года. Разработчики расположили его в правой верхней части окна вместе с кнопками «свернуть» и «на весь экран»:

Однако такая перестановка появилась только в поздней сборке Windows 95. Если посмотреть на одну из первых бета-версий операционной системы (с кодовым названием Chicago), можно увидеть, что в ней по-прежнему используется черта, расположенная слева:

Разработчики Windows 95 ставили перед собой цель создать операционную систему с интерфейсом, который будет понятен каждому. Как отмечает Арчер, изменения, которые были внесены в дизайн, были реакцией на обратную связь от пользователей предыдущей версии ОС.

Пользователь Medium решил найти более ранние упоминания символа x. Он обратился к истории Mac OS, которая стала прародителем современных графических интерфейсов. Apple внедрила крест для закрытия окна только в 10 версии операционной системы:

Linux также обновил свой интерфейс только после выхода Windows 95.

Многие интерфейсные решения была заимствованы у Xerox, поэтому Арчер решила изучить их ранние системы.

Систему, которая также известна как Xerox Star, ViewPoint или GlobalView, начали разрабатывать в 1977. Она поступила в продажу под названием Dandelion в 1981 году. Система представляет собой графический интерфейс, который Apple, якобы, использовал как прообраз для собственной ОС Lisa. Представители компании впервые увидели ее во время экскурсии по штаб-квартире Xerox в декабре 1979 года. Но ни в одной сборке ОС Xerox по-прежнему не встречается символ «x»:

Нет символа и в ранних продуктах IBM. Операционная система IBM Visi On GUI. 1983 год.

Интерфейс системы, разработанный компанией Digital Research на базе DOS в 1984 — также без символа «x».

Арчер обнаруживает «x» на скриншоте Atari TOS 1.0. Система была портирована на Atari ST в 1985 году. По утверждению пользователя Medium, это самая ранняя версия программы, в которой используется символ креста для закрытия окна.

Американская компания Atari черпала вдохновение в японской культуре. Само название Atari — это японский термин из игры Go, который означает «попасть в цель». Вероятно, пишет Арчер, использование «х» для закрытия и «о» для открытия окна пришло в интерфейсы из японских символов batsu и maru.

Batsu («х») является символом некорректности, используется для обозначения неправильного, отрицательного, а также как символ атаки. В то время как maru («о») означает правильное, истинное, целое или нечто драгоценное. Batsu и maru в японской культуре также используются в жестикуляции. Скрещенные руки на груди — для batsu, руки над головой — maru.

Playstation с японскими символами batsu и maru.

Другой известный пример использования японских символов batsu и maru — джойстики Playstation, где они применяются в играх со значением «нет» и «да» соответственно.

Арчер считает, что распространенный символ пришел именно оттуда.

Прообразом «x» не могли стать программы, появившиеся на заре компьютеров и не имевшие интерфейсов. Например, первый текстовый редактор Quick Editor, появившийся благодаря Кену Томпсону в 1965 году (позже он участвовал в разработке Unix), использовал q для выхода из программы. Другие программу той же эпохи использовали e, c или Esc, но никто не применял кнопку «x». Чаще всего при нажатии на нее происходило удаление символа в строчке.

#история_интерфейсов #как_появилась_кнопка_закрыть

{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u0430\u043a_\u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c_\u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0430_\u0437\u0430\u043a\u0440\u044b\u0442\u044c","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0444\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432"], "comments": 38, "likes": 29, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 4686, "is_wide": true }
{ "id": 4686, "author_id": 4, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/4686\/get","add":"\/comments\/4686\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/4686"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

38 комментариев 38 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
12

В адаптации на русский язык, концовка статьи должна выгладить так:

Очевидно, что прообразом символа "х", стала буква древнерусского алфавита - Х (хер). "Похерить", "хером перечеркнуть" то бишь закрыть окно.

P.S. Даль:

Хер - название буквы Х «Ха» в старославянской или русской азбуке до реформы 1918 года.

Похерить (херить) может употребляться либо как (устаревший) глагол, обозначающий «крестообразно, подобно букве Х зачеркивать что-либо», либо в переносном смысле в разговорной речи в значении: «уничтожать, ликвидировать или терять»

Ответить
12

Задорнов, перелогиньтесь

Ответить
12

Так и не получил ответ на вопрос "Откуда появился символ х для закрытия окон?". История интерфейсов - хорошо, обзор - замечательно. Но вот ответа так и нет :(

Ответить
4

Уже 8 комментов и еще нет срача Windows vs Mac OS. Что-то тут не так...)

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

4

Странно..
Перекрестие - это же перечеркивание.
Люди так до эпохи компьютеров зачеркивали карандашом/мелом, то что нужно зачеркнуть/стереть/отменить/удалить.
Если такое поведение людей и пришло из Японии, то много раньше 20-го века.

Ответить
0

Из-за формы буквы Х её название хер часто использовалось для обозначения чего-либо крестообразного: у Даля[2] упоминаются «игра в херики-оники» (крестики-нолики) и выражение «ноги хером» как противоположное «ноги колесом». Отсюда же происходит слово похерить (первоначально — перечеркнуть крест-накрест; ср. у Лескова: Владыка решение консисторское о назначении следствия хером перечеркнул[3]).

Ответить
4

Ещё до открытия первоисточника сделал правильный вывод о возрасте Лорин Арчер — юна.

Когда вышла 95, первая мысль про закрывание окон у меня была: «Ну наконец-то стало как надо». Откуда она взялась — не помню (склероз прогрессирует и песок сыплется, да). Но как минимум, до 95 окна закрывались крестиком (и сейчас закрываются) в Transport Tycoon Deluxe. И явно где-то ещё.

Ответить
0

А мне наоборот не понравилось то, что все кнопки в одном углу. Казалось более логичным, что они разнесены: управление окном - справа, управление приложением - слева.

Ответить
2

И тем не менее сейчас Х на PS3 и PS4 — это "да", а кружок — "нет".

Ответить
1

Но не в Японии/Корее, там наоборот, и это настолько логичнее, что я даже не знаю, почему на западе прижилось именно так; но тут поговаривают, что это из-за удобства — до Х проще дотягиваться, там большой палец обычно и лежит, поэтому и "да", ну и так далее.

Ответить
2

Может еще чтобы после иксбокса (A расположена там же где X) шаблон не рвало.

Ответить
0

В то же время, Nintendo, где a и b поменяны местами относительно a и b на xbox это нисколько не мешает и a, по-прежнему "да", а b - "нет"

Ответить
–1

После какого Xbox? PS1 вышла значительно раньше

Ответить
0

у меня пс1-2 не было, но когда я играл в порты игр с них, там вообще "назад" могла быть треугольником, поэтому я сравнивал только пс 3-4

Ответить
9

mysql_query не кошерен и deprecated) Пора на MySQLi и PDO переходить.

Ответить
1

не то( Ребят, как удалить комент?

Ответить
0

SQL injection fail?

Ответить
2

Спасибо за скрины старых интерфейсов.
+ философский вопрос: если мы так все дружно приняли крестик в качестве закрытия, зачеркивания, то:
вариант а) крестик является чем-то объективным, встроенным в наши мозги, обозначающим закрытие;
вариант б) крестик - это результат сформировавшейся культуры письма, где ненужный символ зачеркивали двумя чертами (посколько одна черта могла слиться с символом и не произвести зрительного эффекта зачеркивания).

Ответить
1

Крестик - фигня. Можно как-то протянуть ниточку к зачеркиванию - буквальному, на бумаге. А вот почему положительной отметкой стала галочка - вот это вопрос.

Бонусный вынос мозга - рассуждения про то, что в пунктах выбора одного из нескольких пунктов где-то традиционно выбор обозначается галкой, а где-то - косым крестом напротив желаемого пункта. То есть, косой крест в зависимости от контекста может и отказ, и согласие выражать.

Ответить
0

Предположу, что галочка - птичка - "если сюда птица села, значит сами боги выбрали это место" - как-то так... Либо галочка - символ улыбки, "мне это нравится"...

Ответить
0

Обозначая выбор крестом: "выберем это и ЗАКРОЕМ тему", все сходится))))

Ответить

Комментарий удален

2

"черта, расположенная слева" - это системное меню, вообще-то. включающее в себя и пункт Закрыть.

Ответить
2

Издревле люди крестами решали проблемы

Ответить
2

Пользователю Лорен Арчер было бы не плохо сначала матчасть посерчить: 1) В интерфейсах Amiga крестик был в середине 80-х, но по-скольку приставка — простим; 2) В интерфейсах операционных систем символ «х» был применен в 89 году в первом релизе NeXTSTEP как раз именно для закрытия окон. С вами была рубрика «Разрушители мифов от диванных исследователей».

Ответить
1

Спасибо, интересно. В копилку к статьям про slide to unlock, Пуск и другим.
Вообще побольше бы о таком почитать.

Ответить
0

Кто-то помнит приложения, которые закрывались по Alt-X?

Ответить
1

к слову, обратите внимание, какие сочетания клавиш нажимает Neo в "Матрице", когда его компьютер выдает культовое "The Matrix has you"

Ответить
0

Как=же GEM (GEM Desktop 1.1 was released in April, 1985), где есть подобие креста

Ответить
0

Где на скриншоте подобие креста?..

Ответить
–1

Без эмуляции и описание функционала не отвечу на 100%
Но похож на крест + в углу

Ответить
3

Я вижу ромб и квадрат

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Спорный вывод...
Просто кто-то из графических дизайнеров в Microsoft выпил вечерком вискаря и ему пришла в голову мысль, а почему бы не попробовать закрывать окно крестиком?

Ответить
0

Еще одно бесполезно-полезное открытие, после которого моя жизнь не станет прежней

Ответить
0

по-хе́-рить
Глагол, совершенный вид, переходный,
Происходит от названия старославянской буквы хер (сокр. от херувимъ, херовимъ). Похерить — перечеркнуть крестом, буквой хер (первоначально семинаристское выражение)

Ответить
0

О! А я и не знал, что с детства использовал японские символы для зачеркивания ошибок))

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

В текстовом vim, выход и сохранение – :x Правда vim (не vi) – это начало 90-х, примерно.

Ответить

Комментарий удален

0

Анна, у Вас бешенство.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления