iPhone за год подорожал на 10%. А как доллар влияет на цены в российских интернет-магазинах?

Росстату бы не понравились такие цифры

+6,9%

инфляция в интернет-магазинах

При чем здесь iPhone

Его удобно взять за пример. Новый базовый iPhone XS после презентации стоит $999. Столько же год назад стоил базовый iPhone X. Для российского официального рынка цена выросла на 10%: было 79 990 руб., стало 87 990 руб. Похоже, причина в росте доллара: за год он подорожал на 17,3%.

Средневзвешенный курс доллара в сентябре 2017-го — 57,69 руб/$, в сентябре 2018-го — 67,66 руб/$. Рост на 17,3% (евро вырос на 14,7%). График: ЦБ РФ

Официальная годовая инфляция в сентябре 2018 года ожидается в пределах 3,2–3,3% (сентябрь к сентябрю). При расчётах Росстат смотрит в том числе на стоимость «смартфона» (возможно, что и iPhone), «компьютера планшетного», одежды, обуви и даже кормов для животных. То есть на то, что многие покупают в интернете.

Стало интересно, как меняются цены исключительно в интернет-магазинах — без учёта условной «говядины бескостной» и «газа сжиженного», которые Росстат тоже считает. Ну и как эти цены зависят от скачков валюты.

Как мы считали

Посмотрели чеки, которые пробивали курьеры интернет-магазинов при доставке. На онлайн-кассах и планшетах курьеров установлено наше «кассовое» приложение Grotem / Express.

Потом сравнили цены на товарные позиции, которые были в чеках в сентябре 2017-го и сентябре 2018-го. Среди них товары для детей и животных, спорттовары, инструменты, автомобильные аксессуары, медицинская продукция, электроника, включая смартфоны. Всего около 5 тысяч товарных позиций (SKU).

Отдельно сравнили сентябрьские и августовские цены с июльскими. Ведь в августе–сентябре 2018-го был скачок валюты из-за очередных санкций: средневзвешенный сентябрьский курс доллара выше на 7,6%, чем в июле. В этот раз в выборке оказалось 10 тысяч SKU.

Что получилось

Выяснилось, что за год цены в российских интернет-магазинах выросли на 6,9% (сентябрь к сентябрю). Ситуация грустнее, чем с потребительской инфляцией.

На резкий скачок курса интернет-магазины отреагировали повышением цен почти на 1,6% (сентябрь к июлю 2018-го). Это же половина годовой потребительской инфляции от Росстата!

В сентябре 2017-го валюта подешевела больше чем на 3% (по сравнению с июлем), и в интернет-магазинах цены немного снизились. В августе–сентябре 2018-го рубль заметно ослабел, и мы видим приличный рост цен

А как вы ощущаете инфляцию в российских интернет-магазинах?

Автор — директор по развитию Grotem.

0
43 комментария
Написать комментарий...
Алексей Шапошников

вы без палева читаете состав чужих чеков?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

Как понять?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шапошников

"Посмотрели чеки, которые пробивали курьеры интернет-магазинов при доставке. На онлайн-кассах и планшетах курьеров установлено наше «кассовое» приложение Grotem / Express."

big brother is watching you?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

вы всё правильно поняли. Только при чем здесь палево? Это обезличенные данные, они для внутреннего пользования - например, для техподдержки.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шапошников

что-то похожее помню было про приложение для бургеркинг... для техподдержки, номера карты, запись аудио....

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

у нас защита лучше, чем у бургерной

Ответить
Развернуть ветку
Илья Казначеев

Где пруфы, Билли?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

как в этом случае должны выглядеть пруфы?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Казначеев

Объяснение, за счет чего защита лучше, какая информация собирается и как она хранится, какие меры предпринимаются чтобы ее не украли и чторы недобросовестный партнер не поимел клиентов. А security through obscurity - это не защита. Бросаться подобными заявлениями может каждый.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

Вы из Бургер Кинга, что ли?

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Nevzorov

как обезличенные, если в составе онлайн-чека мыло клиента и фио?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

мы их не рассматриваем - просто загружаем в Power BI. И вы здесь не видите не то что ФИО, но даже названия магазинов, верно?

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Tabakov

Наоборот, big brother больше не монополист в интерпретации данных. Множатся вот такие small brothers, которые тоже могут в анализ. И это прекрасно.

Пусть накапливают большие данные, от этого есть прок. При этом я не могу придумать, зачем Гротему под лупой разглядывать персонально мои чеки. А бояться утечки этих данных - в интернет не ходить. Они скорее утекут из самого интернет-магазина.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

Гротему незачем под лупой разглядывать, всё так. Но если вдруг понадобится, можно и разглядеть

Ответить
Развернуть ветку
Ilya P

Звучит как угроза)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Лышнова

Как быть: копить и наслаждаться или ,ну, и ладно новые, модные гаджеты? Автору спасибо, хороший обзор.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

Это не обзор, это аналитика )

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Medvedev

я за последний месяц купил 'газа сжиженного' на ~10 тысяч рублей, а в российских интернет магазинах не купил ничего. и что из этого следует?

чтобы считать инфляцию надо брать потребительскую корзину, а не какие-то конкретные товары.

то что импортная техника (особенно та, что ввозится не представителями производителя) очень активно реагирует на курс - вроде всем известно

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

вот поэтому в выборке тысячи позиций, а не только газ или смартфоны. Выборка даже больше, чем у Росстата. Товарных категорий не меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Дмитриевна

история стара как мир: курс растет - цены растут, курс падает - цены растут

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

всё так. Вопрос в том, как сильно падают или растут

Ответить
Развернуть ветку
Анна Дмитриевна

ну все же знают, что росстат объективно необъективен

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

это как посмотреть

Ответить
Развернуть ветку
Анна Драгун

Так а вывод: покупать в пятерочке, а не в ИМ?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

зачем так радикально

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Medvedev

а вы не думали с таким подходом заняться торговлей? очень ведь удобно - поднимаешь цены каждый день и гребешь бабло лопатой!

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Nevzorov

Не знаю что там у кого растет после 2014г, но я точку G нашел у покупателей прилично спустив цены.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

а что вы продаете? Сильно снизили цены?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

так вот это и интересно: всякие Алиэкспрессы наступают, а в российских интернет-магазинах цены растут выше потребительской инфляции.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Galimov

Потребительская инфляция считается по только по ценам из товаров входящих в потребительскую корзину. В неё входят товары классифицируемые как товары первой необходимости, в т.ч. смартфоны. Тот же iphone по классификации росстата скорей всего является предметом роскоши, так как на рынке есть устройства обладающие теми же основными функциями и стоящие в 5-10 раз дешевле.
Я к тому что не очень корректно искать связь между инфляцией и такими товарами, вам вашу выборку из 5000 SKU надо порезать и откинуть все товары, стоимость которых превышает более чем в 3-4 раза минимальную стоимость внутри их категории. И уже по очищенной выборке сделать аналогичный замер. Тогда вы получите более приближенный результат к понятию "Инфляция в интернет-торговле" и её можно будет сравнивать с общей официальной инфляцией

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

а зачем брать самые дешевые товары в категориях? Мы берём то, что покупают.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Galimov

Ну вы же сравниваете свои расчеты с инфляцией. Конечно данные инфляции и вашего расчета изменения цен будут отличаться, туда входят товары из принципиально разных категорий
Идеология потребительской корзины вообще строится по принципу отсутствия переплаты за бренд. То что я предлагаю это простой приём апроксимации выборки в эконометрике. Он естественно содержит массу допущений, но результат будет более приближен к реальности, так как основной разброс отклонений скорей всего лежит в верхней ценовой категории.
Сейчас условно говоря вы сравниваете динамку цен местного рынка и ЦУМа, общие схожие тенденции есть, но отличается основная часть факторов определяющих ценовую политику. Вы же не только телефоны в 5000 SKU взяли, которые от доллара в основном зависят

Ответить
Развернуть ветку
Илья Обманов

А sku для аналитики брали иностранных производителей, или местных?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

А вот всё, что было в чеках, то и брали. К сожалению, нельзя отдельно отобрать "наших" и "не наших". Ну и это же часто очень условно: для российского смартфона откуда комплектующие?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Обманов

для медицинской можно, товары для детей и животных, так же, так что не всегда условно)

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

ну ок, деготь чисто наш. Пенька тоже )

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Вот только для России некорректно брать как бенчмарк цену в $999, если мы не говорим о серых телефонах.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

мы говорим исключительно об официальных реселлерах Apple и официальных рублевых ценах. А почему нельзя брать $999 за ориентир?

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Потому что Россия относится к ЕМЕА где установлена другая базовая цена и в евро.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

окей. Смотрите,что написано:
- сентябрь 2017. 999 долларов и 79 990 рублей.
- сентябрь 2018. 999 долларов и 87 990 рублей.

В чем некорректность и как мы противоречим воле EMEA?

Ответить
Развернуть ветку
IO

Вы просто считаете оба по-своему. Юрий считает, что 1000$ != 79 990р в 2017, и указывает на цены в евро, а вы берете 999$ просто как у.е. и вычитываете из цены 2018 цену 2017.

Ответить
Развернуть ветку
IO

У Росстата хуй за щекой, это давно известно. Когда пару лет назад цены в розничных магазинах галопировали по 5% в месяц и в итоге вылилось это в 100% за полтора года, Росстат рисовал нейтральные 10% за год.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

Да там почти 13% за год было официально.

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда