ГЧП, любительский биатлон, “гаражные” технологии: куда движется спортивный бизнес

Эксперты, спортивные функционеры и аналитики рассказали, каких стартапов ждут инвесторы и как опередить тренды.

1. Привлекательность российских стартапов для международных акселераторов и привлекательность российских инвесторов для западных стартапов.

Крупнейший в мире акселератор спортивных стартапов Hype Sports Innovation приглядывается к отечественным разработчикам. Нам, в свою очередь, безусловно, тоже есть что показать. Летом представители израильской компании впервые побывали в России. В ноябре они планируют вернуться сюда снова с целью отобрать лучшие российские инновационные проекты и стартапы в области спорта. Встреча с будущими потенциальными участниками акселератора запланирована в рамках конференции Sport Innovations.

Кроме этого, обсуждается идея создать в России собственный стартап-инкубатор, который будет заниматься проектами в области спорта. По словам израильтян, Россия для них один из растущих рынков, где могут открыться возможности для тех проектов, которые у них уже есть. Представителям бизнеса и предпринимателям стоит обратить внимание на эту организацию, особенно учитывая то, что будет возможность пообщаться с ее представителями вживую.

Вот пример одного из проектов, которые поддерживает Hype Sports Innovation. Двое парней из Голландии придумали небольшую камеру размером с футбольный мяч с двумя объективами и искусственным интеллектом. Камера следит за передвижением мяча по площадке, анализирует траекторию, осуществляя при этом профессиональную видеосъемку (используя зумирование и общие планы). Стоит это изобретение 250-300 долларов. Стартап имеет огромные перспективы продавать данное оборудование по всему миру.

2. Любительский биатлон и инклюзивный спорт.

Бег и плавание - демонстрируют колоссальный уровень вовлеченности у поколения миллениалов. Более того, сейчас идет развитие на опережение таких видов как :

  • любительский биатлон (практически в каждом российском городе можно лыжников-любителей, плюс наличие хорошей инфраструктуры и имеющиеся разработки от производителей винтовок - потенциал для массового развития);
  • инклюзивный спорт (В нашей стране около 2,5 млн. ежедневно занимающихся спортом наряду с 12 млн. россиян - людьми с ограниченными возможностями. Именно для них необходима разработка технологичных решений: роботизированные руки, роботизированные коляски, нейроинтерфейсы и др.).

Главной мотивацией для развития таких видов являются профессионально организованные соревнования, которые, очевидно, появятся в ближайшем будущем.

3. Развитие государственно-частного партнерства в строительстве и поддержке спортивных объектов.

Усилия спортивных функционеров в России направлены на вовлечение граждан страны в занятия спортом. В соответствии с майскими президентскими указами декларируется стремление сделать так, чтобы спорт стал нормой жизни, как минимум для половины населения нашей страны.

Сегодня практически все спортивные объекты (так называемые “наследия” Сочи-2014 и ЧМ-2018) переданы в муниципальное ведение, что стало огромной нагрузкой на местные бюджеты. В результате, часть объектов эксплуатируется неэффективно, существует риск замораживания их деятельности по причине ресурсоемкости.

Часть регионов даже стремятся отказаться от управления и просят вернуть объекты в федеральное ведение. Чтобы стадионы, спортивные центры и другая инфраструктура стали эффективными, их жизненный цикл должен закрывать потребности самого субъекта (города, области). Соответственно, объекты инфраструктуры должны продолжать жить, стать местом культурно-спортивных событий, отдыха и развлечения. Практика показывает, что это возможно не везде.

Для реализации таких задач имеет смысл привлечение частных партнеров (бизнеса). Сейчас шесть российских регионов получают субсидию на строительство объектов спорта, их дальнейшая эксплуатация будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства. За 2018-2020 гг. Министерство спорта направит 750 млн. рублей на развитие ГЧП

Интересно, что за последние 8 лет уже реализовано 59 проектов с объемом частных инвестиций в 12,5 млрд. рублей., а до 2020 года планируется привлечь еще 10 млрд. рублей. Соотношение доли бизнеса и государства в проекте, как правило, составляет 50/50, иногда 45/55 (в пользу государства). В настоящее время такие проекты реализуются в Алтайском крае, Республике Бурятии, Волгоградской и Воронежской областях.

Наиболее успешный кейс в Набережных Челнах республики Татарстан со строительством фитнес-центра с открытой аквазоной и благоустройством набережной, при этом впервые подписано соглашение с расписанным планом услуг на 9 лет вперед и впервые стали прописываться риски.

Как государство, так и бизнес, заинтересованы в квалифицированных кадрах для последующего управления спортивными объектами. С этой целью в настоящее время Минспорта формирует всероссийскую базу резюме специалистов. Таким образом планируется привлекать менеджеров и управленцев в регионы и эффективно закрыть кадровые вопросы.

Дискуссия по данной теме с участием Министра спорта РФ продолжится на Russian Stadium Forum.

4. Вытащить из “гаражей” технологичные проекты.

Все собравшиеся эксперты отметили, что ежегодно появляются проекты, о которых ничего ранее не было известно. Только за последние 2 года в России было идентифицировано более 400 технологичных и инновационных стартапов, о которых ранее никто ничего не знал: от гаражного производства сноубордов до считывающих информацию носителей. Таким образом, прозвучал призыв к молодым разработчикам и предпринимателям: выходить из “подполья”, не бояться конкурировать с крупными компаниями, делая ставку на собственный креатив и эффективность проекта. Именно публичный выход на “арену” даёт возможность показать свой проект профессиональному сообществу, получить обратную связь, узнать, насколько он интересен инвесторам, партнерам и целевой аудитории.

5. Огромный запрос на знания и образование.

Одной из тенденций является ошеломляющий спрос на знания и образование. Получения специальных навыков по реализации инновационных проектов, в том числе и в спортивной отрасли, сравнимо по популярности с крупнейшими традиционными образовательными трендами, типа юриспруденции и международных отношений. При этом очевиден крен в сторону неклассических форм образования, которые в первую очередь дают навыки, а не формальный статус специалиста в виде “корочек”.

6. Big Data - то, что сейчас продается.

Яркий тренд будущего - билетные инновации. Сейчас идет активная работа со вторичным рынком, которая сильно недооценена с точки зрения влияния на прибыли и понимания того, как устроен путь зрителя. Основная цель - отследить зрителя массовых мероприятий от начала до конца. Всё это ценнейшая маркетинговая информация, которая стоит больших денег. Традиционные инвестиции (в виде вливания в рекламу и пр.) уже никому не интересны. В США, например, внедряются системы, позволяющие определить, сколько конкретных человек смотрят на тот или иной конкретный щит во время футбольного матча.

В современном мире понятие билетная система вышла за рамки классического определения. Сегодня важно фиксировать во сколько зашел зритель, сколько времени провел в буфете, сколько потратил, сколько времени провел в очереди в туалет, куда и сколько раз посмотрел и пр. Таким образом создается детализированный портрет зрителя. Тот, кто реализует подобные системы раньше других, обеспечит себе процветание в сложном высокотехнологичном будущем.

7. Бизнес готов инвестировать в стартапы.

Все, что нужно стартапу для получения денег, кроме перспективной идеи - это маркетинговый подход. Сейчас как никогда важно рассказать о себе целевой аудитории, зачастую это происходит через участие в премиях, выставках, форумах и других деловых мероприятиях.

Сегодня важно создавать события как продукты. Это касается не только спортивных направлений, но и любых других ивентов: фестивалей, конференций и т.п. У бизнеса есть деньги, и он готов вложить их, в том числе и в регионы.

Средний бизнес, который традиционно спонсировал проекты в регионах на принципах “дружеской” поддержки, понимает, что это должно выражаться в цифрах и профитах. Интерес крупного бизнеса к региональному событийному маркетингу значительно выше. Крупный бизнес ищет более эффективные рычаги и инструменты взаимодействия со своей аудиторией в сегменте массового спорта, а также как сделать такие инструменты эффективными. Крупному бизнесу важно, чтобы финансовая поддержка, которую они готовы оказать, дошла бы до конечного человека.

В качестве спикеров встречи выступили:

Елена Сандакова, руководитель Службы управления проектами развития спортивной индустрии Минспорта России; Дмитрий Маневич, руководитель управления маркетинга и партнерского сервиса Олимпийского комитета России; Дмитрий Перлин, международный эксперт в области билетных программ и технологий, экс-директор по билетной программе и работе со зрителями Оргкомитета «Сочи 2014»; Юрий Гаркунов, директор департамента интернет-проектов КХЛ;Владимир Волошин, управляющий партнер Fight Nights Global; Анастасия Шалимова, младший менеджер (практика оказания услуг спортивным организациям) PwC Россия; Светлана Архипова, главный редактор Журнала Sport Engineering; Максим Белицкий, руководитель Международной Школы спортивного менеджмента (МШСМ) МИРБИС; Евгения Мальцева, основатель и генеральный директор Sponsor Consulting; Иван Мешков, основатель и генеральный директор Sellout Sport System; Иван Шабанов, исполнительный директор ФНЛ; Иван Катанаев, директор по развитию InStat Sport.

Вот такой интересный бизнес-завтрак прошел 23 октября на стадионе "Открытие Арена".

0
1 комментарий
Katia Koroleva

Молодцы парни из Голландии! Думаю, и у нас не хуже найдутся.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда