Что нельзя говорить при увольнении: 17 распространенных ошибок Статьи редакции

Издание Business Insider публикует несколько советов о том, что не следует говорить начальству при увольнении, от авторов популярных книг о карьере и маркетинге Линн Тейлор и Даны Маншиали. ЦП приводит адаптированный перевод статьи.

Когда человек планирует сменить работу, ему, как правило, хочется выложить начальству всё как есть, и уйти с надоевшего места, высказавшись. «Вне зависимости от того, с каким настроением вы покидаете компанию, не стоит сжигать мосты», — говорит Дана Маншиали. «От ваших слов при увольнении зависит, будет ли компания поддерживать вас в дальнейшем». Дана отмечает, что обычно люди сожалеют о том, что сказали, когда подавали заявление об уходе.

Есть два сценария, в соответствии с которыми чаще всего развиваются события. В первом случае сотрудник увольняется, потому что нашел другую работу — ему хочется унизить начальство, «преподать компании хороший урок», и он поливает грязью всё, что только может. Другая ситуация: человек увольняется, но никаких других предложений у него нет — тогда он чувствует себя жертвой и спешит обвинить в своих проблемах всех окружающих.

При уходе из компании лучше всего говорить о положительных моментах, например, о приобретенном опыте. «Постарайтесь использовать слова, которые не оставят у руководства неприятного осадка, как бы сложно это ни было. Всегда может так получиться, что вам снова придется устраиваться на работу в это место», — говорит Маншиали.

Линн Тейлор советует не торопиться и потратить некоторое время на обдумывание предстоящего разговора. «Выпишите позитивные аспекты работы в компании. Начальство запомнит всё, что вы скажете. Источать негатив в данном случае не имеет никакого практического смысла».

Вот список из 17 вещей, которые нельзя говорить при увольнении.

1. «Я ухожу … сегодня»

Никогда не стоит покидать компанию, не предоставив руководству достаточно времени на обдумывание ситуации и поиск нового сотрудника. «Если вы сможете предложить начальству больше двух недель, это положительно скажется на вашей репутации, даже если компании не нужно столько времени», — говорит Тейлор.

2. «Это худшая организация, в которой я когда-либо работал»

Чтобы не заколотить несколько дополнительных гвоздей в крышку своего гроба, не стоит давать компании отрицательные оценки — таким образом можно лишь понизить свои шансы на возвращение в случае необходимости. «Нет ничего хорошего в публичном унижении компании», говорит Дана.

Лучше сказать: «Я надеюсь, что мои навыки будут более востребованы в другом месте».

3. «Вы не знаете, как управлять людьми»

Во-первых, оскорбления ни к чему не приведут. Во-вторых, качество управления зависит в равной мере от начальства и от подчиненных, отмечает Маншиали.

Вместо этого можно сказать: «Мне кажется, мы оба устали друг от друга, так что наши отношения как менеджера и подчиненного были не такими, какими должны были быть». Однако лучше всего вообще избежать этой темы в разговоре.

4. «Никому не нравится здесь работать»

«Не пытайтесь изобразить капитана на тонущем корабле. Даже если то, что вы говорите — правда, коллеги не оценят вашего порыва, так как никто не выбирал вас говорить от их имени», — говорит Тейлор. «Если даже они и собираются прыгать с корабля, они справятся с этой задачей самостоятельно».

5. «Другие сотрудники получают повышения, а я двигаюсь в никуда, поэтому я ухожу»

«Слышать такое печально, потому что человек, говорящий так, не понимает, что его продвижение по карьерной лестнице никак не связано с успехами его коллег. Это говорит о низком уровне самосознания», — отмечает Дана.

6. «То, что мы делаем, не соответствует общепринятым стандартам»

Это не прибавит очков увольняющемуся, даже если критика конструктивна. «Как только вы сказали что-то подобное — вы уже воспринимаетесь как изменник, так что не давайте руководству поводов думать, что вы можете стать для них препятствием», — говорит Линн.

7. «Мой труд слишком низко оплачивается» или «Зарплаты в данной компании неконкурентоспособны»

Не стоит сводить всё к деньгам. «Заявления о неудовлетворительном уровне заработной платы, даже если они справедливы, будут восприняты как выпадки против компании, и отразятся на ваших рекомендациях и будущей карьере в целом, — замечает Тейлор, — Хорошенько подумайте, что вы приобретаете, а точнее, теряете, открыто критикуя политику работодателя».

С Линн соглашается и Маршиали: «Вы не можете судить о конкурентоспособности своей зарплаты, если только вы не проводили статистически надежные исследования рынка».

Если же упомянуть о зарплате всё-таки хочется, можно попробовать: «Мне посчастливилось найти позицию, которая даст мне и моей семью небольшую передышку в финансовом отношении».

8. «Я обеспокоен будущим компании»

«Вы просто высказываете свои опасения перед уходом, а руководство будто получает камнем в голову», — считает Линн Тейлор. Лучше не делиться своими сомнениями с работодателем.

9. «Он никогда не давал мне реализоваться, а она всегда была груба со мной»

Сейчас не время упоминать свои отношения с коллегами, говорит Маршиали. «Слишком поздно. Вы уходите. С таким подходом к делу вы будете выглядеть жалким и слабым — так не делайте этого. Говорите только о себе».

10. «Я получаю недостаточно работы» или «Мне всегда скучно»

Это утверждение говорит только об отсутствии инициативы, и работник, произнесший подобное, навсегда маркирует себя в глазах начальства, как «немотивированный». Перекладывать вину на босса или сотрудников в данном случае бесполезно — что было, то было. Лучшая тактика — говорить кратко, профессионально, поблагодарить за предоставленные возможности.

11. «Я не вмешивался в чужие дела и делал свою работу — но мои старания не были поощрены»

Зарплата и профессиональная занятость — и есть награда. Маншиали говорит, что сотрудник, который хочет привлечь внимание начальства и получать от руководства благодарственные письма или другие поощрения, должен говорить об этом с боссом сам, а не ждать, что его просто заметят. «Превосходство в своей работе — это не только слепое повиновение начальству. Откровенно говоря, такая стратегия может иметь неприятные последствия».

12. «Я уже сообщил об этом коллегам, а теперь говорю вам»

Вне зависимости от того, насколько натянуты отношения сотрудника с руководством, всегда нужно уважать позицию начальника и сообщать ему о своих планах покинуть компанию до того, как делиться этим с кем-либо ещё. «Всё, что вам нужно — дальнейшая поддержка от начальства. Вы не получите её, если поставите своих коллег выше руководства», — говорит Дана. Линн советует обсудить своё решение с семьей и близкими друзьями не с работы, а затем направляться прямо к начальнику.

13. «У меня есть отличное предложение от гораздо более крутой компании»

Последнее, что хочет услышать без пяти минут бывший работодатель, — то, насколько прекрасна компания, в которую уходит сотрудник. «Не называйте организацию, в которую уходите, и не говорите о ней ничего, кроме того, по каким причинам она вам больше подходит», — советует Тейлор.

14. «Я не смог вас найти, так что оставил письмо (сообщение на автоответчике) о том, что…»

При увольнении нужно сделать всё возможное, чтобы поговорить с начальником лично. Только после обсуждения проблемы с боссом лицом к лицу можно написать ему формальное заявление об уходе.

15. «Вот что не так с этой работой: …»

«Не давайте непрошенных советов, — говорит Линн, — это будет выглядеть надменно. Поблагодарите работодателя за обучение и предоставленные возможности».

16. «Я готов (не готов) выслушать встречные предложения или претензии»

Во-первых, вряд ли работодатель захочет что-то противопоставить. Во-вторых, незачем заявлять о своем желании или нежелании выслушивать оппонента до того, как об этом вообще зашла речь.

17. «Удачи. Вы на тонущем корабле»

Это одна из самых ужасных вещей, которая может проскользнуть у увольняющегося, говорит Маншиали. «Просто пожелайте компании успехов».

Линн Тейлор отмечает, что не сказать ничего из вышеперечисленного при расставании с начальником довольно сложно — увольнение, чаще всего, — это кульминация месяцев или даже лет копившегося разочарования. Однако постараться избежать этих фраз всё-таки стоит во благо будущей карьеры.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Максим Горкун

А как же классическое "я нашел себе работу в более гетеросексуальном коллективе"?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Rodionov

Идиотские советы.

Человек, который взял на себя ответственность работать с людьми и быть лидером, не может быть неженкой, которого можно обидеть конструктивной критикой, это раз.

Во-вторых, если конструктивная критика и есть, то лучше её высказать, ибо отсутствие обратной связи ужасно.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Rodionov

И да, в любом случае, испытывать негатив не нужно, а ещё лучше не доводить ситуацию до того момента, что обиженной бежать к первому попавшемуся предложению.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Иванов

вы путаете конструктивную критику и обидки

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Rodionov

Если человек обидчивый, то эти советы ему не помогут — на новом месте работы будет терзать себя мыслью, что мог бы якобы мудаку-начальнику всё высказать, но даже этого не смог сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Henry Tikson

краткое изложение поста:

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Шмиг

Скажу честно, что сам завтра собираюсь увольняться... случайно наткнулся на эту статью, передумал уходить так, как хотелось изначально - правду начальнику в глаза и "до свидания!".

Спасибо за напоминание, что в любой ситуации надо находить положительные моменты.

Ответить
Развернуть ветку
Koan

Андрей, зайдите-ка ко мне в кабинет

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Иванов

Удачи! Вы на тонущем корабле :D

Ответить
Развернуть ветку
Koan

Какие мы обидчивые!
Андрей, я понимаю, что Вам не понравился наш разговор. Могли бы сказать это мне лично в кабинете, а не придя домой раздавая минусики. Peace!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шмиг

Хлопнул дверью :)

Ответить
Развернуть ветку
Артур Король

Последняя фраза огонь, надо запомнить.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Talanov

18) Злорадствовать можно начинать когда на вашей новой работе все устаканится, вы получите первые N зарплат (которые будут явно вкуснее) и у вас будет вполне четкое виденье карьерного роста (говорить о котором было почти неприлично на прошлом месте работы).
Хотя скорее не злорадствовать, а слегка подкалывать, ибо быть высокомерным говном это не очень хорошо.
/* раз в неделю обедаю с коллегами с прошлого места работы */

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Sokol

Хотелось бы аналогичные серии статей не с точки зрения наемного работника, а работодателя.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

по-моему вполне очевидно, что с сотрудником лучше расставаться по-доброму. В случае, если он сам уходит пожелать удачи, а в случае увольнения тем более аккуратно действовать, ибо уволить сотрудника насильно невероятно тяжело. Даже если он последний мудак, он потом всплыть может в абсолютно ненужный момент у важного клиента или еще где.

Ответить
Развернуть ветку
Roma Fedorov

Мне повезло у меня одни женщины на работе!

Ответить
Развернуть ветку
Valera Bystrov

думаешь, тебя это спасет?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Фомин

Много раз менял работу, но никогда не возникало желания сказать при увольнении что-то из вышеперечисленного.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Маханьков

Когда я уходил из компании, где меня кинули с зарплатой я сказал что-то вроде "Я знал, что есть вероятность не получить деньги. Но у меня были другие цели".

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Это тебя в предпоследнем месте кинули?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Маханьков

Ага. Gregory's Cars. Не даром они на 4-м месте в черном списке работодателей СПб висят. Но я же наивный!

Ответить
Развернуть ветку
Koan

Служба безопасности компании потом не беспокоила? Они же догадались о тех самых флешках, которые Вы приносили на работу

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Shpurik

Всё верно. Уходить надо мирно, сохраняя хорошие отношения.

А для "конструктивной критики" есть Glassdoor, например.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Illia Kravchenko

А что остается, если не один из перечисленных пунктов? Не говорить о причинах увольнения совсем, и при этом улыбаться и прикидываться что всё окей?

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда