Оффтоп Редакция vc.ru
40 080

Вежливый отказ: как отвечать «нет» хорошим людям

Писательница и эксперт по коммуникациям Александра Франзен поделилась секретом, как отвечать отказом на электронные письма от друзей и знакомых. 

Франзен вспоминает, как получила письмо от подруги. Не задушевной, но весьма уважаемой. Подруга просила помочь с одним проектом. Дедлайн? Прошел неделю назад. Ей нужно было всего несколько часов времени. Она была готова заплатить.

Франзен вздохнула, посмотрела в свой календарь и призадумалась. Проектом можно было заняться, только если что-то перенести, вставать пораньше, ложиться попозже и вдобавок поработать в выходные. Невеселая перспектива. Кроме того, Александру совсем не вдохновлял этот проект, и даже деньги, которые предлагала подруга, не делали его привлекательным. Лучше было уделить время интересным задачам. Ну, или просто провести время с любимым человеком.

Одним словом, не было ни одной существенной причины ответить подруге «да», кроме установок «быть милой» и «помогать друзьям». Однако иногда надо идти им наперекор, подумала Франзен, и приняла решение ответить отказом.

Как ответить другу «нет» и не испортить отношения? Это оказалось непростым делом даже для профессионального писателя и опытного специалиста в области коммуникаций. Отказывать нужно тоже уметь — и в этом сильно поможет заранее подготовленный шаблон отказа.

Универсальный сценарий:

Привет, [имя]!

Спасибо за письмо.

Я горжусь, что ты ______. Мне приятно, что ты хотела бы поработать вместе со мной.

Я вынуждена сказать «нет», потому что ____.

Но я хотела бы тебе помочь [чем именно].

Спасибо за _____! Я ценю нашу дружбу.

[несколько вдохновляющих слов].

[подпись]

Вот так может выглядеть реальное письмо:

Привет, Мария!

Спасибо за письмо!

Я горжусь, что ты занимаешься организацией конференции для интернет-предпринимателей. Мне приятно, что ты хотела бы поработать вместе со мной.

К сожалению, я вынуждена ответить «нет», потому что на этой неделе у меня хлопот полон рот — столько дел навалилось, что конца-края не видно.

Но я очень хотела бы тебе помочь. Возможно, тебе пригодится план проведения прошлогодней конференции для животноводов Крайнего Севера, которую готовила моя коллега. Документ я высылаю во вложении. Кстати, она будет рада ответить на твои вопросы во ВКонтакте (ее страничка: vk.com/konfetka1966).

Спасибо за твой оптимизм и жизнелюбие! Ты же знаешь, как я ценю нашу дружбу.

Удачи на мероприятии! Я представляю, какая это непростая работа.

Пиши!

Саша

Этот сценарий сработает, если выполнить три обязательных условия.

1. Отвечать быстро.

Нельзя откладывать ответ в надежде, что друг забудет про письмо. Не забудет.

2. Кратко объяснять причину отказа.

Объяснять друзьям причину отказа — важно и правильно. Но не стоит ударяться в подробности. Это никому не нужно. Скажем, в приведенном выше сценарии говорится только про напряженный график. Если объяснение честное и лаконичное, друзья поймут.

3. Предлагать что-то взамен

Секрет вежливого отказа — в предложении альтернативной формы помощи. Будет уместно прислать ссылку на полезную статью или ресурс в интернете, дать несколько советов или порекомендовать нужного человека. Это должно быть что-то, чем легко поделиться и что не отнимает много времени.

Франзен вспоминает слова Джобса, который утверждал, что фокус — это умение говорить «нет», и советует не перегружать себя излишними обещаниями, которые отвлекают внимание от более важных задач.

А если кто-то недоволен вежливым отказом, то, по словам Франзен, вопрос в том, настоящий ли это друг и не пора ли сказать «да» новым друзьям.

#Стив_Джобс #как_говорить_нет

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0438\u0432_\u0434\u0436\u043e\u0431\u0441","\u043a\u0430\u043a_\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442\u044c_\u043d\u0435\u0442"], "comments": 12, "likes": 46, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 5059, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 19 Sep 2014 12:15:42 +0400" }
{ "id": 5059, "author_id": 2, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/5059\/get","add":"\/comments\/5059\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/5059"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

12 комментариев 12 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
17

Привет, Саша!

Спасибо за письмо.

Я горжусь, что ты успешный, с машиной и деньгами. Мне приятно, что ты хотела бы потрахаться вместе со мной.

Я вынуждена сказать «нет», потому что на этой неделе у меня хлопот полон рот — столько дел навалилось, что конца-края не видно.

Но я хотела бы, правада. Возможно ты захочешь съездить со мной в Вегас пошопиться, или в тот торговый центр в центре, где те милые шубки за 3300$, о которых я говорила.

Спасибо за предложение! Ты же знаешь, как я ценю нашу дружбу.

Удачи! Ты у меня молодец :-*

Пиши!

Маша

Ответить
7

Да, но можно ли вежливо отказать "вежливым людям".

Ответить
5

Всегда проблемы, потому что не умею отказывать.

Все пункты хорошие, но из личных наблюдений -- лучше не говорить причину отказа. Причина дает зацепку для продолжения уговоров:

"нет времени" -- "там всего на пару минут" и тд

Ответить
2

Вот, да. Иногда еще хуже - скажешь два слова про причину, начинаются уточнения - что да почему, а зачем и т.д.

И, кстати, письмо - это полбеды. Хуже, когда это звонок с просьбой.

Ответить
1

Да! По телефону я всегда не успевал придумать достойную и вежливую причину.

Ответить
4

"К сожалению, я вынуждена ответить «нет»" -
"К сожалению, я не смогу тебе помочь" +

Ответить

1

Привет, кот!
Спасибо за письмо.
Я горжусь, что ты умеешь ссать в обувь незваным гостям. Мне приятно, что ты хотел бы поработать вместе со мной.
Я вынужден сказать «нет», потому что специфика моей работы немного отличается от твоей.
Но я хотел бы тебе помочь и купил специально для тебя литр молока и селедки.
Спасибо за предложение о сотрудничестве! Я ценю нашу дружбу.
Оставайся всегда таким же никчемным и ленивым.
Твой хозяин.

Ответить
1

"Я горжусь, что ты занимаешься организацией конференции для интернет-предпринимателей."

Что за глупость? Почему я должен гордиться тем, что сделал другой человек? Восхищаться - да, но гордятся обычно своими достижениями или своих детей.

В общем и целом структура письма правильная - пролог, отказ, объяснение причины, lite-версия помощи, эпилог. Стиль типично американский, даже странно по-русски читать.

Ответить
1

"Хочешь покритиковать, сначала похвали!" (Афоня)
Если надо сказать человеку то, что он не хочет услышать, начни с похвалы и приятных слов...
Это трюк, он всегда срабатывает

Ответить
0

Очевидная очевидность.

Ответить

0

Господа, тут вот прокрутил этот сценарий в голове и прикинул, как после прочтения этой статьи люди ринутся писать друг другу подобные отказы, а, ввиду довольно таки неплохой вероятности того, что один человек, прочитавший эту статью на ЦП, скинет её другому, прочитавшему на этом же ресурсе, между друзьями может возникнуть слегка неприятная ситуация.

Ответить
0

а почему она должна возникнуть - "нет" оно и есть "нет". а то что отвечающий удосужился ответить четко и лаконично, хоть и по шаблону - уже говорит о том, что он ценит собеседника.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }