{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Умная» клиника – это только технологии?

Smart Hospital of the Future - Bundang Источник: сайт госпиталя

В медицину, как и в иные отрасли, проникла диджитализация: ведущие клиники мира используют новейшие технологии, оперируют при помощи роботов, переводят всю информацию в цифровой вид, диагностика предсказывает проблемы в самом начале или даже до их возникновения. Но только ли с помощью технологий можно улучшить процесс лечения человека и ускорить его выздоровление?

Эксперты компании Philips отметили, что помимо проведения терапевтических процедур важной составляющей выздоровления пациента является благоприятная лечебная среда. По данным проведенного компанией исследования, комфортные условия пребывания в больнице способствуют не только снижению уровня стресса, но и ускоряют процесс восстановления.

Говоря о комфортных условиях нахождения в ЛПУ, можно выделить несколько составляющих: наличие устройств, включающих пациента в процесс лечения, индивидуальный подход к каждому больному, правильно выстроенная логистика перемещений по больнице, доступ родственников больных в любое время, благоустроенное пространство больницы.

Партисипативность, то есть превращение пациента из объекта лечения в полноценного участника этого процесса, является одним из принципов 4П-медицины, новой модели здравоохранения. Включение в процесс лечения самого пациента позволяет ему чувствовать себя комфортнее. Благодаря партнерству пациент понимает, что с ним происходит, он мотивирован к участию в профилактике и лечении, делает осознанный выбор и принимает на себя ответственность за свое здоровье, что часто мотивирует человека изменить привычный образ жизни. В качестве одного из вариантов включения пациента в процесс можно назвать смарт-кровати, использующиеся в стационаре госпиталя Бундан Сеульского Национального университета, филиал которого скоро появится на территории Международного медицинского кластера.

Международный медицинский кластер источник: сайт ММК

Это не просто больничные койки, на экранах-планшетах, встроенных в смарт-кровать, пациенту доступна вся информация о ходе его лечения, результаты анализов, а также панель управления кроватью, освещением и температурой в помещении для максимального комфорта пользователя.

Персонализация, также являющаяся частью 4П-медицины, позволяет пациенту чувствовать себя спокойно, осознавая, что врач разбирает его случай отдельно, учитывая все особенности организма и протекания болезни, а персонал клиники удовлетворяет потребности клиента, чтобы сделать его пребывание в стационаре комфортным.

Одним из ярчайших примеров клиники, ориентированной на пациента и заботящейся о его эмоциональном состоянии, является клиника Мэйо (Mayo Clinic) в США. В этом лечебном учреждении на общение с пациентом отводится отдельное время и этому специально учат врачей и медсестер, а на сбор первичной информации уходит не менее 45 минут. Комфорт пациента играет настолько важную роль, что сотрудники клиники часто делают то, что выходит за пределы их служебных обязанностей: они могут купить пациенту билет на поезд, пустить к больному посетителя ночью, присмотреть за маленьким ребенком.

Комфортной должна быть и диагностика. Внимательное отношение медицинского персонала к посетителю, подробное и спокойное объяснение всего происходящего с ним, определение предрасположенностей и формирование рекомендаций для продолжительной и качественной жизни будут вызывать только положительные эмоции. Более того, правильно устроенное диагностическое отделение избавит пациента от дискомфорта: кабинеты врачей должны располагаться в той последовательности, в которой человек будет их проходить, а общий коридор со смежными ходами избавит посетителя от ненужных действий, например, необходимости постоянно снимать и надевать одежду. Подобным образом устроен диагностический корпус «Хадасса» в Международном медицинском кластере.

Возможность предоставить доступ родственникам в любой ситуации сегодня вызывает массу споров. С одной стороны, Минздрав России заявил, что присутствие близких в реанимационном отделении не противоречит законодательству и врачи обязаны пускать родственников в реанимационные отделения. С другой стороны, многие доктора приводят массу причин «против»: санитарные условия, теснота, неадекватное поведение родственников в стрессовых ситуациях. Хоть вопрос доступа в реанимацию по-прежнему актуален, интеграция процесса лечения в обычную жизнь пациента должна стать нормой. Западные клиники уже позволяют родственникам пациента присутствовать при процессе лечения, часто даже в реанимационных палатах или в палатах интенсивной терапии. Когда пациент видит, что рядом с ним близкие люди, он испытывает комфорт, уверенность, и эти ощущения помогают ему пройти через необходимые медицинские процедуры.

«Лечебным» свойствам архитектуры сегодня также стали уделять больше внимания. Атмосфера вокруг может как способствовать скорейшему выздоровлению, так и вести к ухудшению состояния. В Скандинавии и США проводились исследования: пациенты, помещенные в комнату с видом на глухую стену, выздоравливали медленнее и вынуждены были принимать больше лекарств, нежели те, кто из окна смотрел на зеленый ландшафт. Здание диагностического корпуса медкластера также уходит от привычного образа лечебного учреждения в России. Интерьеры корпуса открыты и дружелюбны: стекло, натуральное дерево, светлые тона и позитивные зеленые оттенки, естественный свет…

Окружающее пациента пространство должно быть призвано снизить уровень стресса, вызванного страхом и болью, и ускорить процесс выздоровления. Это возможно сделать не только с помощью интерьерных решений, но и благодаря изменению подхода медицинского персонала к своей работе. Необходимо постоянно обучать работников лечебных учреждений и повышать уровень коммуникативной культуры «пациент/семья – персонал». Привнесение новых технологий, знаний в российскую медицину являются, без сомнения, важной составляющей дальнейшего развития отечественной медицины. Но и непрерывное обучение персонала общению с пациентами и их родственниками, создание комфортной среды – необходимая часть современной «умной» клиники. И мы уверены, что такой должна быть скоро каждая больница.

0
1 комментарий
Иосиф Никонофф

Создаётся стойкое впечатление, что автор не понимает проблем отечественного ЗО. Или делает вид, что не понимает. Звучит классно, но пока система остаётся настолько советской, насколько сейчас есть, инновации ей не помогут.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда