{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Археологи нашли в Омской области большое средневековое захоронение

В городе Таре Омской области нашли могильник, включающий более 90 захоронений. Это самая крупная находка, обнаруженная в этом раскопе. Работа выполнена студентами подведомственного Минобрнауки России Томского государственного университета (ТГУ).

На фото: кубик

В городе Таре Омской области нашли могильник, включающий более 90 захоронений. Это самая крупная находка, обнаруженная в этом раскопе. Работа выполнена студентами подведомственного Минобрнауки России Томского государственного университета (ТГУ).

Тара — средневековый город, расположенный в Омской области. Благодаря хорошо сохранившемуся культурному слою (слой земли на местах человеческих поселений, содержащий следы деятельности человека) археологам часто удается находить в этой местности уникальный материал.

Так, в этом году студенты факультета исторических и политических наук ТГУ во время летних раскопок, организованных в рамках ежегодной полевой археологической практики, обнаружили на городском кладбище крупное православное захоронение, состоящее из 90 могил и множества предметов быта. Основной вывод, к которому пришли историки, — отсутствие единого канона погребения у православных в средневековой Руси.

Среди найденных вещей — ядро для затинной пищали (оружие XVII века), откопанное в поселенческом слое. Также в одном из могильников студенты обнаружили золотую серьгу. Это редчайшая находка, поскольку в средние века в могилах православных обычно не оставляли украшения.

«Мы расчистили один из костяков и по антропологическому материалу определили, что это женское погребение. Нашли у нее в руке православный крест или, как мы их называем, крест-тельник, а когда повернули череп, увидели, что под ним лежит блестящая золотая серьга в виде свернувшейся в кольцо змеи, кусающей себя за хвост. Сам образ змеи очень древний и распространенный, и теперь нам нужно понять, «прочитать» то, что мы раскопали. Однозначно можно сказать, что эта женщина явно из семьи, которая могла себе позволить положить золотую вещь в могилу. По методике реконструкции лица по черепу эксперты смогут воссоздать облик женщины. На вопрос, к какому времени относится найденный могильник — XVII или XVIII веку, пока нет однозначного ответа: упоминаний о нем, описаний, обозначений в документах и картах того времени нет или они не сохранились. Археология для того периода времени — чрезвычайно важный источник новой информации», — говорит руководитель полевой практики, заведующая кафедрой археологии и исторического краеведения факультета исторических и политических наук ТГУ Мария Черная.

На фото: крест-тельник

Все погребения располагались не в дощатых гробах, а в деревянных колодах, то есть в выдолбленных стволах деревьев. При этом кресты-тельники находились на груди умерших и лишь один был вложен в руку. По словам ученой, на тарском кладбище могил с тельниками оказалось в несколько раз меньше, чем погребенных, что отражает общую для того времени практику — отсутствие обязательного правила ношения креста, как и правила класть его в могилу.

Кладбище находилось за пределами стен Тары, хотя в то время хоронили и внутри городов — около церквей, рядом с жилыми постройками, а то и под полом дома — как отголосок культа предков: пусть умерший охраняет своих сородичей. Глубина могил была разной, от 50 см до 1–1,3 м, варьировалась и их ориентация в пространстве. К примеру, в тарском могильнике захоронения расположены перпендикулярно друг другу — по линиям север–юг и запад–восток.

«Один из наших коллег проанализировал положение рук погребенных по материалам разных могильников и насчитал несколько десятков — как они только не лежали! Здесь тоже какого-то правила не было. Археология хорошо показывает, что жесткого канона захоронения у православных средневековой Руси не было. Мы наблюдаем в ходе раскопок вариации в погребальном обряде, причины которых прозаичны: скажем, хоронили за пределами города, потому что внутри уже не хватало места, ориентировали могилу, исходя из планиграфических и топографических особенностей местности и т. д. В сознании наших предков, жизнь которых была весьма непростой, практическая сметка уживалась с иррациональными, мистическими представлениями о жизни и смерти, по сути своей языческими. Так, люди того времени умели себя защищать, они владели правилами ведения боя, умели пользоваться оружием, детали и элементы которого — пули и пулелейки, курки, пищальные кремни, ножи, наконечники стрел и другие — представлены в раскопках. Вместе с тем свое жилое пространство они обороняли и посредством защитной магии, нанося сакральные метки на окна и двери. Это отражение так называемого народного варианта православия, носителями которого были наши предки», — продолжает Мария Черная.

Среди прочих находок Тарской экспедиции — монеты, фрагменты гончарной керамики, железные ножи, подковы, игральные фишки и кубик, другие предметы.

На фото: игральная фишка

Благодаря труду студентов ТГУ, Омского государственного университета и волонтеров военно-исторического клуба «Служилые люди Сибири», также принимавших участие в летней полевой практике 2022 года, объявленного Годом народного творчества и нематериального культурного наследия народов России, коллекцию кабинета антропологии ТГУ пополнит новый антропологический материал.

0
1 комментарий
under construction

по классике средневековьем принято считать период с 500 до 1500.
Поэтому назвать поселение возникшее в 16 веке средневековым идея так себе.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда