Apple — атомная электростанция: Бывшие топ-менеджеры о бессонных ночах и бесконечном потоке писем Статьи редакции

26 сентября ресурс iMore опубликовал подкаст, в котором два бывших менеджера Apple высшего звена рассказывают о том, каково это — работать в компании, и какие привычки топ-менеджеров сильнее всего усложняли жизнь сотрудникам. ЦП выбрал самые интересные моменты дискуссии.

Дон Мелтон ушёл из Apple в феврале 2012 года. Он занимал в компании место директора по интернет-технологиям. Нитин Ганатра покинул Apple месяцем ранее — в январе 2012 года. Он ушёл с позиции технического директора. Дон и Нитин рассказали, какие порядки, установленные в компании, доставляли им наибольшие неудобства.

Д.М.: В своем блоге я написал о причинах ухода из Apple — и одной из них было то, что воскресный вечер — рабочее время для всех сотрудников компании. Потому что каждый понедельник проходят митинги и конференции — так что отложите свои телефоны и садитесь за компьютер, чтобы быть готовыми к завтрашнему дню. Никого не волнует, что по телевизору показывают ваше любимое шоу.

Особенно плохо стало после того, как закончился «Клан Сопрано». Скотт [Форстал, вице-президент — ред.] смотрел его, так что когда передача начиналась, можно было засечь час и заниматься своими делами — принять ванну или поужинать с семьей.

Скотт — очень «вечерний» человек. Он никогда не ложится рано и всегда довольно поздно встает. Все сотрудники должны быть на связи где-то до двух ночи. Сколько раз я получал письма от него в 1:30 или даже 2:00 — и отвечать на его сообщения нужно было незамедлительно.

Н.Г.: Мне кажется, лучше всего характеризует Скотта как менеджера то, что первый рабочий мейл по воскресеньям я получал от него около 11 утра. Если к этому времени никаких писем не пришло, я думал: «Сегодня Скотт занимается чем-то действительно весёлым».

Д.М.: Да? Мне ничего такого не приходило. В это время меня начинал нагружать работой Бертран [Серле, вице-президент — ред.], а от Скотта, бывало, целый день ничего не было слышно. Но иногда письма от него начинали приходить пачками — он всегда спохватывался о каком-то деле в последнюю минуту, и любая проблема, присланная им, требовала срочного решения.

Мне кажется, одна из причин, почему мне (а также Анри Ламиро) всегда доставались задания, дедлайн для которых чуть ли не через час — то, что мы отчитывались непосредственно перед ним. Ему, похоже, просто нравилось смотреть, как мы выкручиваемся. Я не знаю. Однажды, например, я узнал о том, что должен сделать, вообще из третьих рук — Скотт хотел приберечь это на поздний вечер.

Кстати, когда вы слышите от пиарщиков и СМИ рассказы о том, как Тим Кук приходит на работу в предрассветные часы и сидит там допоздна — это не просто мифы, которые должны заставить вас поверить, что быть руководителем компании очень трудно. Тим действительно так и делает. И всё начальство. Они всё время на работе. Никогда нельзя было быть уверенным, во сколько придет письмо от руководства.

Н.Г.: Похоже, Тим вообще никогда не спал дольше трёх-четырёх часов, да?

Д.М.: Да. И Стив [Джобс] тоже.

Н.Г.: Часто мне приходили письма, которые вообще изначально мне не предназначались. Например, от Скотта, пересланное мне Стивом или ещё кем-то. В 2:45. Эдакий паровоз из писем, и всё руководство: вице-президенты, исполнительные директора, — сидят и ждут, когда я отвечу. И так неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом.

Д.М.: Компания проводила тимбилдинг, ко мне пришли сотрудники и сказали: «Мы хотим стать менеджерами». Я сразу спросил у них: «Как вам спалось прошлой ночью?». Они ответили, что очень хорошо. Отлично, сказал я, это была последняя ночь, когда вам хорошо спалось.

Мне пришлось объяснять им, что если начальник посылает письмо, он хочет получить ответ. Не важно, сколько времени — даже если за окном час ночи. И если он его не получает, он злится. Не сильно, но всё же.

Потому что быть менеджером — огромная ответственность. Это очень напряженная работа, и вы всегда должны быть на связи. Я не говорю, что это не весело, не вдохновляет, или что вы не смогли бы работать среди таких блестящих людей — просто все они трудоголики, и с этим нужно считаться.

На том тимбилдинге я попытался объяснить при помощи метафор, каково работать в окружении топ-менеджеров — Стива, Бертрана, Эви [Теванян, главный разработчик — ред.], Скотта, Фила [Шиллера] и Тима.

Я сказал, что это похоже на работу на атомной электростанции, с единственным отличием — защитный костюм вам не выдадут. Вокруг слишком много излучения, и либо вы научитесь выживать в таких условиях, либо умрёте. Они совсем не злые, они просто очень энергичные.

Н.Г.: Точно, энергичные. Представьте: им нужен ответ, и у вас он уже есть, но как бы быстро вы не среагировали — это будет недостаточно быстро.

Д.М.: Спасибо, Нитин, это лучшее описание, что я слышал. Да, именно так.

Н.Г.: Что мне больше всего понравилось в работе большинства менеджеров Apple — то, что они заботятся о своих подчиненных. Я всегда чувствовал, что Скотт ограждает меня от ненужной ерунды и сообщает только о том, что мне действительно нужно знать, чтобы хорошо выполнять свои задачи.

Так же я поступал и со своими подчиненными — если в час ночи обнаруживалось, что Скотту что-то нужно, и я мог справиться с этим самостоятельно, я так и делал — незачем будить всю команду, пусть спят. Но если проблема требовала вмешательства определенных сотрудников, мне ничего не оставалось, как поднять их и работать.

Д.М.: Да. Если вы получаете письмо от руководства, но не уверены в ответе, то вы, конечно, перенаправляете его тому сотруднику, который может справиться с вопросом. Однако если он не ответит до утра, вас обоих ждет смерть, серьезно.

И это ещё не всё. Мне приходилось следить за почтой даже в отпуске. Я находился в другой стране, но они все равно присылали мне пачки писем.

Н.Г.: Точно. Я всегда брал в отпуск ноутбук, и мне приходилось проверять его как минимум четыре раза в день.

Д.М.: Всего четыре?

Н.Г.: Ты смеешься, а я так себя и чувствовал — бездельником. Где это так работают — босс прислал мне письмо, а я заставил его ждать четыре с половиной часа или даже больше.

Д.М.: Да! Так ни в коем случае нельзя было делать. Стив даже говорил с нами на эту тему, просил, если мы не знаем ответа, так и говорить, а не тратить рабочее время на выдумывание решения. Просто напиши: «Я не знаю. Сейчас я работаю вот над тем-то, и вот через какое время я смогу заняться этой проблемой».

Ко мне иногда приходят и спрашивают, что нужно, чтобы преуспеть в этом бизнесе. И я всегда отвечаю: нужно просто оказаться в нужное время в нужном месте. Однако вы должны быть готовы посвятить Apple свою жизнь — ни больше ни меньше. И мне кажется, в любой ИТ-компании так же.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Valentin Dombrovsky

Вроде и не скажешь такого в адрес Apple, однако мне почему-то всё время думается, что компания, работающая на высасывание соков из сотрудников - неэффективная компания. То есть налицо отсутствие налаженных бизнес-процессов, хотя опять же странно такое говорить об Apple.
Впрочем, может, отсюда истории с гнущимися айфонами и релизом iOS 8.0.1? Ведь это всё напоминает ошибку какого-то невыспавшегося менеджера...

В общем, компания, работающая на переднем фронте технологий, относится к людям, как к ресурсу подобно какой-нибудь фабрике 19-го века. Удивительно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

А как к людям должна относится компания, которой нужна ответственность и производительность?
Банально, но ответственность и производительность растут тогда, когда на человека накладывают большую ответственность и требуют большой производительности. Никакие хаки из серии "мы не будем требовательным к сотрудникам и они станут за 8 часов делать то, что другие делают за 16" не работает, это миф, созданный теми, кому повезло. А даже если так, то те же сотрудники за 16 часов сделают то, что другие за 32 - и глупо было бы их на это не мотивировать.

Это, конечно, не отменяет необходимости контроля перегрузов и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Насчёт ответственности и производительности правда. Но в таком случае ответственность требуется и от высшего начальства. "Доёбывание" делами, которые нужно "сделать сейчас" - это не про эффективность, а про корпоративные войны. Избавиться от таких горе-вице-президентов может помочь плоская орг. структура, при которой менеджер может обсудить действия вице-президента, собственно, с президентом. Как минимум.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Ну да, с одной стороны "вот задача, сделай вчера" - плохая практика и признак плохо поставленного процесса.
С другой стороны - этого не избежать и в нормальном рабочем процессе кранчи и перегрузы не отсутствуют, а просто проводятся с толком и расстановкой, в правильной дозировке. Может, в статье как раз описывают такие дозы обязательного напряга перед выпуском продукта.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Возможно. Но я обратил внимание именно на то, что со стороны менеджера выглядит специально сделанной "подлянкой" вице-президента.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Такие истории часто возникают, когда менеджер начинает заигрываться в политику. Все вот эти "надо вчера" оттуда же. Причем сверху это диагностируется плохо, хотя подчиненные явно видят. Очень может быть, что Форестолла попёрли из-за этого.

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда