{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Без учителей, без лекций

Мы решили начать изыскания с анализа примеров современных инновационных школ. Сегодня мы посмотрим на только что открытую Сбербанком школу — образовательный проект для подготовки специалистов в сфере ИТ. Постараемся изложить, что нам нравится в этом проекте и что не очень. Позднее мы обязательно будем возвращаться и досконально разбирать отдельные элементы и принципы в обучении. А пока в ближайшее время мы будем смотреть на существующие проекты с замыслом построения образования будущего.

Елена Балакирева

Что хорошо, интересно и, главное, какой эффект от той или иной новации?

Здорово, что обучение происходит от практических задач, под которую самим учеником подбирается поясняющий (теоретический/лекторный ли) материал. Это вызывает осознанность потребления знаний и использование широкого контента. Также благодаря этому в конце обучения мы получим весьма прокаченного специалиста с большим практическим опытом.

Классно, что студенты заняты как индивидуальными, так и коллективным проектами без вмешательства "надзирающего" органа (в лице учителя например). В результате выполнения таких заданий будут отработаны навыки и самостоятельной, и командной работы (тоже самостоятельной и ответственной за результат для команды), что является важными компетенциями современности.

Важной и мудрой составляющей являются peer-to-peer подходы к обучению и оценке. Получение пояснений, поддержки и затем оценивания от коллег работает в две стороны: получающий познает силу командной организации, отдающий в процессе и сам учится новым навыкам, и приобретает уверенность в знаниях.

Применение индивидуальных траекторий обучения позволяет оптимально использовать время, не буксовать и не оставлять пробелов: уровень сложности последующей задачи зависит от того, как ты справился с предыдущей. Автоматизированная проверка заданий позволяет получать быстро обратную связь и двигаться дальше.

Элементы геймификации добавляют, пожалуй, здоровую состязательность с самим собой и коллегами, способствуют мотивации через выработку гормонов активности.

В целом мотивация на обучение, на успех, на преодоление барьеров, как кажется, имеет практическую осознанность, подкрепляется сотрудничеством, возникающей ответственностью, выбором и перспективой развития.

Разумен кажется подход, когда студент может выбирать специализацию, и в том числе, как мы поняли, по ходу своего обучения. Ведь не попробуешь, не поймешь?

Конечно, кампус. Который, по замыслу создателей, подпитывает чувства и исключает любой дискомфорт, который когда-либо присутствует или присутствовал в рядовых комнатушках заводских цехов...

И, наконец, бесплатно. Безусловно, привлекательно. Однако, не стоит забывать об известном сыре в мышеловке. Возможно, не все так гладко, некоторая информация есть в комментариях к основной статье.

Перейдем теперь к тому, что понравилось не очень.

Что только с 18 лет. Как кажется, осознанное обучение и интеграцию в жизненную среду можно начинать и раньше, где-то плюс-минус вторая-третья часть переходного возраста.

Что есть отбор, да еще и отсев, и причем по неясным правилам, и нет никакого сотрудничества по выбору и определению траекторий развития тех, кто не выплывает из бассейна. Пожалуй, это связано с узкой специализацией школы — только на ряде профессий в области ИТ, и только с заточенностью на определенную группу работодателей, у которых есть еще и свои понятия о корпоративной культуре. Ведь в действительности для Сбербанка это способ нанять на работу и обучить программистов "в стенах" корпорации. При этом тут ничего плохого нет, так или иначе поступают и другие известные на рынке работодатели.

А стоит ли работать на выходных? сдавать задания к полуночи? Попасть в "бассейн" и затем пытаться выбраться из него? когда же мы оставим в прошлом изнуряющую борьбу за место под солнцем? О том, что население планеты растет неимоверными темпами, мы, конечно, не забываем, но это не должно означать, что мы должны выжимать из себя все соки в погоне за... Помните фильм "Погоня за счастьем"? При всей погоне, показанной там, главный герой говорит о том, что важно обрести мечту и не терять веры в нее, где бы ты и кем бы ты ни был.

Итоговые экзамены по автоматизированной проверке. Наверное, это неплохо. Но нам кажется, нельзя исключать человека, будь то команда или ментор, тьютор, эксперт. Очень важна, и особенно в итоге, комплексная оценка.

Да, подход без учителей/преподавателей, несущих через лекции знания, становится ясным, но отсутствие тьютора, ментора, модератора или коуча кажется не вполне разумным. Последние могут открывать возможности, пути размышлений...

А вот про тот же кампус. При всей его "элитарности" рабочие компьютерные ряды кажутся швейным производством...

А что думаете вы? какие принципы и подходы в школе будущего близки вам, а какие не очень?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда