{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Когда умрёт ваш стартап

Я — программист. И нам грустнее всего, когда вы, предприниматели, делаете свой стартап и он проваливается.

Ведь мы не получаем крутой проект в портфолио, как мы изначально планировали. Ну а еще довольно печально осознавать, что несколько месяцев были потрачены впустую.

Если вы хотите делать свой стартап, то вам будет интересно. Я вам расскажу статистику.

Почти 10 лет мы помогаем стартапам. За это время в сумме мы отработали на проектах 251114 часов. Сделали 212 проектов. Проекты были и совсем небольшие, как, например, сделать фронт-енд часть для сайта. Так и гигантские, где месяцами работала команда из 8-10 человек. Но в среднем проект длился 1184 часа.

Грустная статистика

Примерно 14% проектов не доживают до конца разработки. Заказчики прекращают финансирование и сворачивают проект.

Причин может быть много:

  • Закончились деньги / изменились планы / развелся с женой. И другие трудности;
  • Планировалось сделать приложение для айфона, начали разработку, которая должна была идти три месяца, но через месяц а айфоне уже появилась такая функция. Приложение не пропустят в маркет, так что ничего не остается;
  • Изменилась ситуация на рынке и заказчик понял, что такой продукт уже не нужен.

Совет: перед тем как начинать тратить деньги на свой проект потратьте время на планирование. "Едешь на день, хлеба бери на неделю".

Если проект сделан, сдан и работает, то тут еще тоже не все так хорошо, как вы могли подумать.

Бывают ситуации, когда заказчик тратит все деньги на разработку и у него больше не остается денег. Но он рассчитывает на то, что он покажет готовый продукт инвесторам и получит деньги на маркетинг, рекламу и дальнейшее развитие.

У нас нет статистики о том, сколько проектов проваливаются на этом этапе, так как нет полных данных.

Но могу с уверенностью сказать, что знаю несколько таких случаев, когда заказчик потратил большое количество денег и вложил большое количество своей энергии, но потом не смог получить инвестиции. Инвесторы просто не верили в его проект.

Совет: Если своих денег нет, то разумнее потратить меньше денег на разработку и сделать MVP и уже его показывать инвесторам.

Даже если вы доделали свой проект, запустили рекламную кампанию, то это еще не говорит о том, что пользователи будут пользоваться вашим проектом.

Есть шанс на то, что вы спустите большое количество денег на рекламу, но ваш продукт не будет нужен людям.

Предприниматели – очень уверенные в себе люди. И довольно часто излишняя уверенность им мешает. К нам часто обращались к люди с довольно странными проектами. Не нужно было быть Вангой чтобы понимать, что этот проект точно не оправдает ожиданий.

Совет: Если вы планируете тратить значительную для вас сумму денег или большое количество энергии на ваш стартап, то не поленитесь и закажите аналитику. Так вы узнаете нужен ли кому-то ваш продукт, увидите емкость рынка, увидите конкурентов, о которых вы, возможно, не знали.

Ну и само собой ни один стартап не сможет работать, если у вас слабая команда. Даже если вы сделали продукт, провели успешную маркетинговую компанию и получили клиентов, которые готовы пользоваться вашим продуктом – это только начало.

В 2015 мы работали над большим стартапом. Основатели потратили на него несколько сотен тысяч долларов. И потом успешно продали. Но, судя по всему, новые управляющие были не настолько хваткими и не смогли собрать сильную команду и к сожалению проект закрылся.

Совет: даже если вы сделали стартап, это еще не конец. Вам нужно учиться формировать команду, найти сильных сейлзов, продактов, аккаунтов.

Вывод

И знайте, что любому человеку, который вместе с вами делает ваш стартап всегда очень важно то, насколько вы компетентны, адекватны и энергичны. Если у меня есть два гипотетических стартапа, над которыми я могу начать работать, то я всегда выберу тот, в котором более адекватный заказчик, даже если он меньше по стоимости.

Из-за того, что я понимаю, что проект попадет ко мне в портфолио. Заказчик будет доволен и будет советовать меня своим знакомым.

Перед тем как делать стартап думайте, анализируйте, общайтесь с конкурентами. Ведь если ваш стартап не выстрелит, то многим людям будет очень грустно.

0
88 комментариев
Написать комментарий...
Илья Чаплинский

Герман, заметка о том, что заказчикам следует лучше продумывать свои идеи. Потому что программистам нужны не только деньги за труд, но и проект в портфолио. А проект зачастую не получается, потому что заказчик не спрогнозировал спрос / опоздал с подбором персонала / не обеспечил продвижение. Программисты не могут повлиять на это, отсюда и попоболь, и эта заметка.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Schipakov

Если программисты все сделали корректно, продукт готов — клади в портфолио. Какая разница, насколько он успешен у публики? Ведь любой мало-мальски адекватный подрядчик оценивает работу программистов, а не идею, над которой они работали. Даже частичную разработку можно адекватно оценить. В общем, не понятно, о чем автор грустит в таком ключе.

Ответить
Развернуть ветку
docdiduz did

Как тогда отличать в портфолио реально выполненные проекты с ссылками на живой ресурс от проработанных максимум за неделю дизайн макетов красиво оформленных как готовый продукт?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Schipakov

А у программистов разве не код оценивают? Не умение мыслить и строить алгоритмы? Причем здесь дизайн макеты?

Ответить
Развернуть ветку
docdiduz did

Вы в портфолио чисто код выставляете?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Chekhov

Александр, вот представьте что вы хотите сделать проект. Когда вы ищите исполнителя, по каким параметрам вы будете выбирать? Что будет влиять на ваше решение?

Вот к примеру вы хотите положить плитку в ванной, и вы нашли две компании у которых есть описание что они уже 100500 раз клали плитку в ваннах и коридорах. Вы же не будите выбираете исполнителей основываясь на их дипломах, или просить компанию, а покажите мне пожалуйста кто именно мне будет класть. А пусть он мне расскажет алгоритм как именно он будет класть плитку. А скорее всего вы посмотрите отзывы и посмотрите портфолио. А вот представьте что в портфолио просто картинка в Фотошопе или 3d рендер. А у другой компании есть не просто картинки, а прям фотография, или даже есть возможно реально пойти и посмотреть как они сделали. Кого вы, скорее всего, будуте рассматривать как исполнителей в первую очередь ?

Ответить
Развернуть ветку
Max Yankov

У программистов стартапов, которые обычно являются всяческой вёб-разработкой, оценивают то, насколько продукт выдерживает высокую нагрузку и насколько его потом легко поддерживать. Эти вещи можно сколько угодно пытаться оценить теоретически, но единственная нормальная проверка - это реальная нагрузка и история развития проекта. Разработчики Whatsapp, напимер, получили прекрасную репутацию за свою архитектуру и использование Erlang - но если бы их продукт оказался бы неудачным, то никто (включая их самих) так и не знал бы, хорошие они принимали технические решения или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Петров

по факту часто переделывается по мере роста

Ответить
Развернуть ветку
85 комментариев
Раскрывать всегда