{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Русофобия или арифметика: почему российские стартапы непривлекательны для США

Обсуждали российский стартап — b2b-компанию, которая автоматизирует одну из задач офлайн-ритейла, делает «умные» планшеты для консультантов или распознавание лиц постоянных посетителей — детали не важны совершенно. Основатели приехали на релевантную американскую выставку и начали продажи. Типичный диалог шёл так.

— Что делаете?
— Автоматизируем, распознаём.
— О, круто. То что надо! А вы кто такие вообще?
— Стартап. Делавэрская компания. Подняли миллион инвестиций!
— Нам надо с вами работать! Мы любим ребят из технологий. А где у вас уже были внедрения?
— Такие-то и такие-то сети, в России это лидеры рынка!
— В России? Ну, до свидания.

Основатели считали это русофобией. Я предложил представить, как на выставке в Москве «Ленте» или «ВкусВиллу» предлагают решение, опробованное в сети супермаркетов Ботсваны — кажется, реакция будет аналогичной. Собеседник возмутился в духе «Как? Россия и Ботсвана? Нас нельзя сравнивать!».

Полез в «Википедию». С Ботсваной я промахнулся, надо брать Алжир, по основным параметрам он для нас, как мы для американцев. ВВП по номиналу, то есть формальный объём рынка в США $19 трлн, в России $1,5 трлн, в Алжире $180 млрд. Соотношение 12:1 и 9:1, Алжир к нам чуть ближе.

ВВП на душу с учётом покупательной способности, то есть грубо — платёжеспособность населения: в США $59 тысяч, в России — $28 тысяч, в Алжире — $15 тысяч. Два к одному там и там. Стоимость самой дорогой компании в Штатах, показатель зрелости бизнеса, — $800 млрд (и это ИТ), у нас $70 млрд («Роснефть)», в Алжире $4,5 млрд (местный телеком). 11 к одному и 15 к одному.

Мы, местные жители, конечно, знаем, что интернет-компании у нас развиты непропорционально сильно: «Яндекс» и Mail.Ru Group существуют наперекор статистике, и объективно наши технологические решения лучше, чем должны бы быть. Но откуда об этом может знать менеджер американской сети супермаркетов? Что мы сами знаем об особенностях Алжира? Там же, наверное, тоже есть что-то, что выделяется и чем они гордятся — я даже ради этого материала поленился выяснять.

Или возьмём для примера Грузию. Числа пропорций попадают не так точно, как в Алжире, она ещё меньше, но по историческим причинам мы должны знать о ней больше, чем об африканских странах. И что мы таки знаем, кроме водки и балалайки, то есть вина и шашлыка? Прозрачные кабинки для полицейских и удобный для туристов Тбилиси? Американец тоже слышал, что у нас коррупция и снег. Дальше?

В общем, не было на выставке никакой русофобии или несправедливости, а только голая арифметика и нормальная человеческая психология. Чтобы покорять американский рынок, нужны американские истории успеха.

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Mike Espoo

А Вы попробуйте на этой выставке в США сказать что Вы из Скандинавии или любой другой страны Европы, у которой ВВП небольшое и у Вас не будет проблем.
Тут скорее вопрос бизнес репутации страны и ассоциациях.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

У меня регулярно уходят клиенты(в том числе фирмы из Fortune 500) из-за этой темы.
Как только понимают с кем имеют дело ссылаются на политику компании, очень сожалеют и выбирают продукт конкурентов со стоимостью в 5+ раз больше.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Superstartuper

Как вариант. Но в данном примере подвох в том, что спрашивают про конкретные внедрения - тут слов из песни не выкинешь

Ответить
Развернуть ветку
George Yudin

Такая же фигня будет если нет клиентов и офиса в США)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Titov
А Вы попробуйте на этой выставке в США сказать что Вы из Скандинавии или любой другой
страны Европы

И будет примерно такой же ответ. Ибо кому нужны не понимающие рынка странные люди ? А как они саппорт делать будут ? а сколько у них саппорт персонала в пределах "пешей" досягаемости - те в сша ? А какой опыт этот саппорт персонал имеет в решении проблем американских клиентов ?

За редким исключением не работают американские компании с неместными.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бурцев

Ну и неровен час можно однажды проснуться, а твой партнер из России под санкциями. Кому это нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Mon Ey Box

Или арестован с целью отжатия бизнеса...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Причин ровно три:

- политика (непрозрачное правовое поле, непонятно что запретят/лицензируют завтра, передел бизнеса в пользу госкорпораций, непрозрачное судопроизводство, непрозрачность банковских процедур);
- политика (Крым, Донбас, Сирия, Трамп, Лондон...) - здесь неважно виноваты везде или нигде;
- политика (нетерпимость меншинств, оппозиции, хэллоуина...), которые могут противоречить личным воззрениям конкретных лиц или целям компании.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Не работает логика, иначе бы с Китаем дел тоже не имели.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Странная логика сравнивать по ВВП и искать истоки в этом.
Исходя из нее получается, что фраза "— Такие-то и такие-то сети, в Канаде/Австралии/Испании это лидеры рынка!" вызвала бы такой же негатив у американского визави. Что-то я в этом сильно сомневаюсь, однако.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Cat

Это не русофобия, это такая репутация.
У нас на работе (в Канаде) начальник по сетевой охране, прямым текстом на совещании говорил "Стоит проявлять особую осторожность с клиентами из пост советского союза, там работает принцип 'если не украл, значит дурак'"

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Mikhail Malyshev

Столько статистики наприведено, чтобы оправдать банальньную русофобию.

Почему-то многие считают, что если инвестор - весь такой из себя прогрессивный-западный либеральный хипстер, то у него просто не может быть стереотипического мышления - например, потому что в младшей школе его пугали ракетами коммунизма.

Нужно работать над тем чтобы стереотипы о русских на западе менялись, а не замалчивать проблему с воплями "да они не биготы, это мы просто такие дикие".

Ответить
Развернуть ветку
Александр Латушкин

Сделайте пилот в Мексике или Канаде и рассказывайте про него)

Ответить
Развернуть ветку
George Yudin

Главная проблема это отсутствие офиса и клиентов-кейсов в США. Все остальное откровенный буллшит.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Навалом SaaS и софт продуктов сидят в глуши(кейс: заснеженная глухая деревня в Норвегии с 30 сотрудниками - лидеры рынка в своей отрасли) с клиентами по всему миру(большая часть из США).
То что Вы с этим не знакомы, не означает, что этого нет.

А свой офис в США - это пустая трата бабок.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Привалов

В целом - да, но последний абзац...
Вот недавно Люксор пошел по бороде, а, между прочим, одной из крупнейших сетей был. Про сами фильмы - у Бэдкомедиану.
Игровой рынок? Больших студий (Биовар Вологда?) у нас нет, как рынок продаж только начал обеляться (спасибо стиму и региональным ценам), теперь опять пиратство скакнуло (спасибо государству и ценам). Сколько у нас семей по России PS4 игры за 3999 штука или хотя бы вот Баглфилд 5 за 4000 могут купить? Или вы про Денди?) Еще "Волк и яйца" обороты набирает :/

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Лучше: советский :) негатива точно больше будет.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

а какие варианты бюджетного скрытия РФ происождения ? Эстонская регистрация в электронном государстве ? что ещё ?

Ответить
Развернуть ветку
Крымский Чайничек

Человек, который писал данный текст в рынке ИТ - технологий ноль без палочки. Давайте признаем это честно и тогда многое станет на свои места.

Да существует такое понятие как "рашен дисконт" т.е. когда фирму из СНГ на рынке оценивают в 10 раз ниже чем ее аналогию из Европы или США. Но это не приговор потому что единственное что имеет значение - продукт. Он либо востребован либо нет.

По поводу востребованности. К этому не имеет отношение уровень ВВП, название страны или ваша репутация. К этому имеет отношения навыки и видение рынка. Во время криптовалютной лихорадки инвесторам было плевать кто пилит проект, лишь бы делали качественно. После того как этот пузырь лопнул, думаю кадры вернутся в нормальное русло и мы услышим про новые проекты, которые подняли бабла.

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда