Офтоп
Павел Федоров

Жулики и мечтатели: Почему плохая журналистика разрушает краудфандинг

Редактор Pando Daily Джеймс Робинсон написал колонку о том, как журналисты влияют на ход кампаний по сбору денег на очередной умный гаджет.

Сотрудники Madrobots.ru перевели для ЦП материал Робинсона.

«Устройство готово, и мы нуждаемся лишь в небольшой сумме, чтобы начать его производство» — магическая фраза, которую использует каждый второй hardware-стартап, собирающий деньги с помощью краудфандинга. Её достаточно, чтобы медиа написали о твоём продукте, как будто он точно выходит уже завтра. Но это неправда. Совсем.

Получив от сообщества ничтожные $50-100 тысяч, стартапы наивно полагают, что за этим обязательно последует инвестиции от венчурного фонда, и этого будет достаточно для коммерческого релиза своего первого устройства. На деле оказывается, что без опыта и идеально налаженной работы всегда требуется больше миллиона долларов (как правило, намного больше) и дополнительные месяцы работы для решения возникающих в ужасающих масштабах проблем. Запуск даже крайне сложного интернет-сервиса не сравнится по сложности с выпуском своего «железа». Всё всегда идёт не так, как планировалось — здесь это аксиома.

Это обман, чтобы набрать классы

Проблема в том, что у журналистов нет времени и желания разбираться, насколько высока вероятность провала очередных умных часов. Зато они с радостью расскажут, что, профинансировав проект сейчас, уже завтра первые владельцы смогут отслеживать своё настроение в течение дня или избавиться от вредных привычек с помощью встроенного электрошокера — они просто хотят привлечь максимум внимания к своему материалу. Читать каждый день про стартап, чья идея на самом деле не работает, и он скорее всего скоро канет в небытие, никто не хочет.

Нет никакой гарантии, что продукт вообще выйдет, и, тем более, что он окажется действительно крутым. Тем не менее, Kickstarter и Indiegogo до сих пор воспринимаются многими как место, где можно сделать предзаказ и вскоре получить товар. В большинстве случаев, это происходит из-за неправильного освещения краудфандинг-кампаний в медиа.

Смотрите сами:

TechCrunch весной восхвалял технологичную замену полотенцу — The Body Dryer. Благодаря широкому освещению в сети, проект привлек сумму, превышающую запрошенную в шесть раз. Устройство всё ещё не отправлено. Всё это на фоне кардинальных изменений в дизайне и, естественно, многочисленных запросов на возмещение вложенных средств.

Материал Mashable про умные часы Ritot, проецирующие информацию на запястье владельца, был с интересом воспринят читателями, которые в общей сложности поделились им с друзьями и подписчиками 3600 раз. Спустя несколько дней стало известно, что концепт оказался лишь фантазией авторов. Несмотря на это, с помощью Mashable и других изданий было собрано почти полтора миллиона долларов.

Сомнительные интересы журналистов и краудфандеров объединились: все они стараются создать иллюзию совершенного продукта, который нужен каждому. И если ко вторым никаких вопросов нет — для них это нормально, то медиа однозначно не должны вводить в заблуждение свою аудиторию, не различая задумку с одним полу-рабочим прототипом от реального продукта.


Основатель Madrobots.ru Николай Белоусов солидарен с Робинсоном. По его словам, для того, чтобы недобросовестные стартаперы не получили незаслуженной славы, достаточно провести проверку фактов.

Николай Белоусовоснователь Madrobots.ru

В августе я отмечал юбилей — 100 поддержаных проектов на Kickstarter. По этому поводу написал материал примерно того же содержания, что и Джеймс Робинсон из Pando. Посыл поста достаточно простой — нужен аудит проектов со стороны краудфандинг-площадок, чтобы они отсекали дилетантов еще на этапе подготовки кампаний.

Примеров проектов, которые не оправдали ожиданий, я знаю уже десятки. Только на днях Джеймс Робинсон написал разоблачение очередного не оправдавшего ожидания проекта Tellspeck.

Похоже, пока он единственный из всех гаджет-журналистов всерьез относится к анализу происходящего в сфере краудфандинга. Если не образумить журналистов, краудфандингу конец, и мы вновь окажемся во власти корпораций вроде Sony и Samsung.

У меня есть три совета журналистам:

Думайте о читателях

Не гонитесь за трафиком и лайками пользователей, своими текстами вы ставите под угрозу саму концепцию краудфандинга, поощряя проекты с изначально неосуществимыми параметрами и приводя к ним сотни и тысячи людей.

Не ведитесь на превышение необходимой суммы сбора

Не обращайте внимания на суммы и не пишите «собрал в пять раз больше запрошенной суммы», пока порядок сборов не превышает $1 млн.

Большинство «железных» стартапов прекрасно понимают, что краудфандинг для них — возможность собрать прессу и привлечь внимание венчурных инвесторов, то есть, по сути, проверка гипотезы. Мало кто изначально планирует покрыть все свои финансовые потребности исключительно краудфандингом.

Проверяйте факты и собирайте мнения экспертов

Почему-то 99% новостей о новых проектах публикуется без фактчекинга. Никто из журналистов не догадывается спросить у инженеров и людей, близких к «железной» индустрии, реально ли заявленное авторами.

Не стесняйтесь спрашивать. Примеров, когда продукт-утка попал в медиа, десятки. Последний из них — «невидимый зонт» Air Umbrella. Разоблачение о невозможности создания такого продукта было опубликовано еще в 2012 году. Это не помешало большинству изданий написать об этом проекте и таким образом подвергнуть риску потерять свои деньги сотни людей.

0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Комментарий удален

Развернуть ветку
Александр Лисовой

Вы проводили краудфандинг или искали инвесторов? Прилагается ли к жвачке дэйтинг с геолокацией? Где ваши страницы в социальных сетях? Адаптирован ли ваш сайт под мобильные устройства?

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Рубрика "Почувствуй себя экспертом, раздавай советы, как БОСС".

Ответить
0
Развернуть ветку
Nikolay Belousov
Ответить
0
Развернуть ветку
Renat Badgiev

ЦП, что случилось? Почему почти в каждом посте этот спам?
Или все ок? =) Так надо? =)

Ответить
–1
Развернуть ветку
Nikolay Belousov

Я вас слушаю, что вы называете спамом?

Ответить
0
Развернуть ветку
Renat Badgiev

В комментариях время от времени появляются сообщения о покупке копии iphone и т.п., не имеющие отношения к теме

Ответить
0
Развернуть ветку
Renat Badgiev

Речь идет не о самом посте, а только о комментариях к нему =)

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
Ozon запустил встроенный в маркетплейс онлайн-кошелёк «Ozon Счёт» Статьи редакции

Им можно оплачивать заказы только на Ozon, пользователям доступен кешбэк.

Найти свою аудиторию на YouTube: алгоритм Influmtr определяет, что смотрят геймеры в Штатах или фанаты Tesla в Германии

Это удобный инструмент для планирования рекламных кампаний и коллабораций с тематическими блогерами на 10 мировых рынках.

Увлечение самолётами, которое переросло в бизнес

Предприниматель из Волгограда производит и продаёт по всему миру симуляторы дополненной реальности.

DiDi впервые показал в России электромобиль для водителей такси

Его представили 7 декабря на форуме «Открытые инновации» в Сколково.

Как и чем сейчас живут московские рестораны, отмеченные гидом «Мишлен»

Узнали и рассказываем, как повлиял звездный статус на рестораны «Деликатессен» и «Паризьен», и за что их сотрудники получают повышенные чаевые.

Какие тренды мобильного банкинга актуальны в 2021 году: главное из отчета Go Banking

7 декабря digital-агентство Go Mobile выпустило ежегодный отчет о мобильном банкинге в России. Эксперты оценили 35 банков и выявили основные тренды, в рамках которых развивались их мобильные приложения.

Мечтает ли Мастер кампаний «Яндекса» об электроовцах? Алгоритмы «Директа» заменят агентства. Мы станем водителями такси

Испытали новую волшебную таблетку «Яндекс.Директа» — «Мастер кампаний» в e-com, мебели и недвижимости. Дешевые лиды в три клика в сверхконкурентных нишах.

Сезон подкаста как эксперимент: научили ведущих бегать и отправили на полумарафон. Кейс Sports.ru и adidas
Несвободный фриланс: сложности продуктов для проектных исполнителей

Хоть количество фрилансеров в России растет, на рынке все еще сложно создать продукт с F2B или P2P-моделью.

Фото: Unsplash
«Газпромбанк» взял семь номинаций на двух премиях

Редко удается получить сразу несколько наград, а ещё реже получается это сделать на двух премиях сразу. Тем не менее, у нас получилось: стали лауреатами Digital Leaders и «Время инноваций»!

null