10 правил идеальной презентации

Большой шрифт, 20 репетиций и другие советы от эксперта 500 Startups.

Через полторы недели наша команда выступит перед инвесторами на демо-дне. Стоит задача за 2 минуты рассказать про продукт, нейроинтерфейс на основе ИИ для реабилитации после инсульта i-Brain. Подготовка идет полным ходом, написали советы, как сделать питч для инвесторов, которые нам дал Крис Барри из совместного акселератора Сбербанка и 500 Startups.

Крис поднял $385 миллионов, будучи предпринимателем, и провел более 200 питчей как инвестор.

1. Четкая позиция

Вся презентация должна служить одной цели. Это же относится и к слайдам. Один слайд = одна мысль. Частая ошибка — поместить на один слайд сразу несколько ключевых метрик или много текста. В таком случае возможны два сценария: аудитория увлечена чтением и не слушает вас совсем либо не читает слайд, то есть текст оказался бесполезным.

Незнакомые ранее с презентацией люди не могут быстро усвоить всю информацию. Компания — ваше детище, лучшее во всем мире. Как и любому родителю вам хочется говорить о своем ребенку. Но важно не забывать, что остальным это не так интересно.

2. Правило 30 секунд

Вводная часть должны быть не более 20-30 секунд. После начала выступления аудитории достаточно 30 секунд, чтобы понять, интересный вы собеседник или нет. За это время надо успеть установить контакт, заинтриговать аудиторию, помочь ей удержать внимание.

3. Не усложняйте

KYSS-принцип — Keep Your Slide Simple. Не тратьте время на мишуру вроде оформления или сложного дизайна презентации. Это не конкурс художников. Крис показал слайд из презентации Airbnb, после которой они первый раз подняли большой раунд. Черный текст на белом фоне. Просто и понятно.

Слайд из питча  Airbnb.

4. Используйте большой шрифт

Пункт связан с предыдущим. Не стоит пытаться впихнуть все, что есть в голове. Не перегружайте презентацию лишней информацией. Достаточно черного шрифта на белом фоне. Кстати, на восприятие презентации также может влиять проектор и/или особенности зрения отдельного человека. Крис рассказывал о случаях, когда из-за неправильно подобранных цветов слайды казались пустыми.

5. Выбирайте изображения аккуратно

Если картинка слишком сложная, то слушатель будет думать о ней, а не вашем выступлении. Используйте однозначные картинки, смысл должен пониматься всеми одинаково.

Правильно подобранное изображение способно усилить чувства, которые вы пытаетесь вызвать словами

Сравните свои ощущения от двух картинок ниже, какая больше подходит к слову «скучно»?

6. Аккуратно с графиками

Опять же, не перегружать слайд. Достаточно одного взгляда, чтобы понять суть? Супер, значит, слушатели не тратят время, чтобы разобраться, за какой именно линией следить, или понять подписи.

7. Рассказывайте историю

Не читайте слайды, оживите их: продумайте сюжет своего выступления, которая вдохновит и запомнится. Истории надолго запоминяются и не дают заскучать.

8. Взаимодействуйте с аудиторией

Во время тренировочных выступлений я был слишком сосредоточен, стараясь не забыть текст, поэтому не было контакта с аудиторией. Чтобы разрядить обстановку, Крис советует задавать вопросы, в том числе риторические.

Слайды дают факты, вы говорите сердцу

9. Не врите

Большой соблазн преувеличить заслуги и преуменьшить риски. Большинство инвесторов, особенно в Кремниевой долины, разбираются в области, в которую инвестируют, либо слышали подобные презентации множество раз, поэтому они легко отличить, где правда или нет. Вы не первый, кто выступает перед ними, они уже видели большинство этих цифр.

Крис рассказал про стартап, который во время питча заявил, что одна крупная компания была их клиентом. Оказалось, что в комнате был CIO этой компании, и он никогда не слышал об этом сотрудничестве. После такого заявления ни о каких инвестициях не может быть и речи. Да и репутация подпорчена.

Избегайте клише. Перед вами десяти команд уже сказали, что они увеличат рынок, сделают мир лучше.

Например, клише « первоклассная команда» . Заявление будет правдой, только если вы реинкарнировали Джобса, пригласили Гейтса и Маска. Тогда да, у вас первоклассная команда, лучшая в мире.

10. Тренируйтесь питчить

Крис понимает, что выступать на английском намного сложнее, чем на родном языке. На русском-то сложно. Менторы советуют провести репетиций 20 раз от начала до конца, чтобы не задумываться над текстом и концентрироваться на аудитории. Многие команды в акселераторе снимают себя на видео, чтобы посмотреть на себя глазами слушателей.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Петр Смирнов

смешно

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Коваленко
Автор

На самом деле очень часто грустно смотреть и слушать презентации, оформленные не по советам. Чего человек хотел сказать, что ему надо, зачем я время на него потерял? Грустно.

Ответить
Развернуть ветку
Рифат Гилязиев

Для чего хэштег Сбербанк? Для чего столько ошибок? Вы акселерацию проходите или тренируетесь в кликбейт заголовках?

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Коваленко
Автор

Акселератор Сбера, старюсь уважать тех, благодаря которым 500 появился в России. Ошибки - неизбежное зло неотредактированного потока мыслей. Что такое кликбейт? Заранее признателен за пояснение. С уважением, Геннадий

Ответить
Развернуть ветку
Рифат Гилязиев

http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/211165-clickbait-grammar

В краткой аннотации к вашему произведению "советы от эксперта 500 Startups", а не "вольный пересказ того, что я услышал от человека, который когда то работал в 500 Startups". Таким образом содержание вводит в некоторое заблуждение, для чего собственно используется бренд 500 Startups, вероятно с целью придать весомости и авторитета.

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Коваленко
Автор

Спасибо. Понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Niko

Вы учите людей делать слайды и репетировать, но при этом не можете избежать воды и опечаток.

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Коваленко
Автор

Учат менторы, точнее делятся своим опытом. Мастер-класс Криса бы интересным - зафиксировал. Главное, суть.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда