Офтоп
Редакция vc.ru

Google Analytics: Почему главные метрики популярного сервиса аналитики не работают

Аналитик Энни Кушинг написала в своем блоге материал о том, почему, по ее мнению, отчеты Google Analytics по пользователям или посетителям не отражают актуальные данные о них, а лишь отслеживают устройства, с которых пользователи заходят на сайт. Редакторы Growth Hacks публикуют адаптированный перевод материала.

Предполагается, что отчет Google Analytics «Тип посетителей» предназначен для того, чтобы измерить соотношение «новый пользователь vs вернувшийся» на сайте (Google до сих пор колеблется между терминами «пользователь» и «посетитель» в номенклатуре этого отчета). Но на деле, такая информация не представляет ценности. В этой заметке я расскажу вам, почему я так считаю.

Поскольку проблемы, существующие в отчете «Тип пользователя», в той же мере присутствуют и в метриках, я собираюсь увеличить область моего исследования на все пользовательские KPI. Сюда входят пользовательские параметры («Уникальные посетители» и «Активные пользователи»), к которым можно получить доступ через персонализированные отчеты и через «Обзор» (в разделах «Обзор аудитории» и «Обзор конверсии» соответственно).

Так кто же это, Google: посетитель или пользователь?

Ошибочное предположение

Владельцы сайтов, маркетологи и аналитики уже давно состоят почти в любовных отношениях c этими KPI. Но KPI с самого начала были плохо продуманы. Все было основано на предположении, что для того, чтобы зайти в интернет, вы пользуетесь только одним устройством и одним и тем же браузером или приложением на этом устройстве. Даже в давние времена это не соответствовало действительности для тех людей, у кого были компьютеры дома и на работе, и для тех, кто постоянно перескакивал с Internet Explorer на Netscape и обратно.

Повседневная аналогия

Называть клиентов уникальными посетителями или пользователями всё равно, что подменить номер паспорта государственным регистрационным номером автомобиля. У одного человека может быть много различных транспортных средств для передвижения. Но моя машина — это не я.

Поэтому мои подруги могут пользоваться моей машиной без риска быть арестованными за хищение моих персональных данных. Аналогично, ваше приложение-клиент — это транспорт, которым вы, посетитель, пользуетесь, чтобы попасть на сайт. Это не вы. Проблема с ориентированными на пользователя KPI в Google Analytics заключается в том, что они измеряют государственные регистрационные номера, а не номера паспортов.

Проведем эксперимент

Мои девайсы. У меня есть два ноутбука (один Mac и один PC), стационарный компьютер (iMac), один iPad и один iPhone.

Мои браузеры. На ноутбуках и стационарном компьютере установлены четыре браузера: Chrome, Firefox, Safari и Internet Explorer.

Мои привычки в браузере Chrome. Усложним еще больше: я пользуюсь несколькими экземплярами Chrome, потому что с браузером Chrome у мня сложились особые теплые отношения.

Мои приложения. Я пользуюсь большим количеством приложений, которые, в основном, установлены на iPad и iPhone.

Мой квест по покупке бокалов для вина Redneck. Первая фаза

Теперь посмотрим, что происходит, когда я ищу бокалы для вина в стиле redneck в двух различных экземплярах Chrome. Я устанавливаю расширение Google Analytics Debugger, и перехожу на блог One Hundred Dollars a Month, на котором нахожу пост о бокалах для вина.

Затем я проверяю в консоли, какие данные собрал обо мне Chrome. Он показывает, что это моя первая сессия (ранее известная как посещение) и присваивает мне ID посетителя за номером 712640405. Это правильные данные. На этом сайте я раньше не была. И никогда не пила вино из бокалов Redneck.

На этом сайте установлена классическая версия Google Analytics. Если бы здесь была версия Universal, можно бы было увидеть ID клиента, вместо ID посетителя, как это видно на изображении ниже.

Почему Google вдруг поменяла «ID Посетителя» на «ID Клиента»? Потому что Google Analytics измеряет клиентов, а не посетителей. К несчастью, этот сдвиг не отображается в отчетах сервиса, потому что они все еще дают возможность делать отчет по пользователям.

В настоящий момент всё-таки можно измерить актуальное количество посетителей с помощью Google Analytics, вернее его новой версии Universal, но придется преодолеть несколько препятствий, прежде чем вы сможете этого добиться.

Стираем все и повторяем весь процесс в другом экземпляре Chrome. Вторая фаза

Теперь посмотрим, что произойдет, когда я зайду на тот же сайт, с того же ноутбука, но используя другой экземпляр Chrome.

В этот раз мне был присвоен ID посетителя за номером 1140255071. Рискую показаться кэпом, но 1140255071 не равно 712640405. И тут так же сказано, что это моя первая сессия.

Получается, что по данным cookie, я абсолютно новый посетитель. Это плохо, ведь ничего не подозревающий сайт понятия не имеет, что я тот же самый человек, который только что нашел сайт через поиск Google.

Дальше хуже.

Если я зайду через Firefox, то стану третьим посетителем. Safari — еще одним. Через iPad — еще один. Через браузер на iPhone — еще. Ну и приложения на iPhone или iPad. А если учесть, что на каждом своем компьютере, я могу зайти еще и через разные экземпляры Chrome, то на тех сайтах, куда я хожу регулярно, я вполне могла бы быть принята за десять различных пользователей.

Например, на всех своих девайсах я пользуюсь интернет-банкингом, у меня также установлены банковские приложения на телефоне и планшете. Так как для интернет-банкинга я всегда пользуюсь только одним экземпляром Chrome, в любой день, я могла бы появляться на сайте под одним из пяти клиентских ID: с двух моих ноутбуков, стационарного компьютера, приложений на iPhone или iPad.

Почему всё это чушь

Если меня не идентифицируют как одного и того же человека, когда я использую один и тот же браузер и одно и то же устройство, то как Google Analytics собирается идентифицировать меня как одного и того же пользователя, если я начну менять устройства? Никак.

Поэтому я буду считаться «вернувшимся клиентом», если я зайду на сайт с помощью одной и той же версии, одного и того же браузера с одного и того же устройства. И каждый раз, когда я захожу на ресурс с другого устройства, через другой браузер (или его экземпляр), через новое приложение, или киоск, я буду считаться «новым посетителем».

Поэтому, когда вы добавляете ключевые показатели эффективности к своему ежемесячному отчету, вы вообще-то оцениваете не новеньких, недавно заполученных посетителей (хотя, я уверена, что в этой куче данных где-то есть и настоящие новые посетители), вы скорее получаете отчет о разнообразии. Ведь некоторые из ваших посетителей захотят зайти на сайт с помощью разных устройств и браузеров.

Кто может пользоваться ориентированными на пользователя KPI

Вы можете пользоваться ориентированными на пользователя KPI, если вы соблюдаете все нижеперечисленные требования:

1. На сайте есть авторизация. Это самый важный компонент. Должны быть какие-то способы установить подлинность уникальных посетителей. У сайтов типа Facebook не будет проблем с идентификацией уникальных пользователей, потому что абсолютное большинство пользователей авторизовано. Поэтому не имеет значения, каким устройством, браузером или приложением я пользуюсь, потому что Facebook знает, кто я. И, возвращаясь к нашей аналогии с автомобилем, они знают не только мой государственный регистрационный номер, но и мой номер социального страхования.

2. Пользователи авторизовываются, чтобы пользоваться сайтом. На моем сайте есть опция «логин» для подписчиков на мой курс по работе с панелью инструментов. Однако, невероятно много посетителей заходят на сайт не авторизуясь. Мой контент доступен не только тем, кто подписан на рассылку, поэтому если посетители сайта хотят почитать мой блог, можно и не авторизоваться.

3. Вы пользуетесь сервисом Universal Analytics. Если вы хотите использовать все преимущества новых возможностей Google Analytics, то вам придется освоить Universal Analytics, так вы в самом деле сможете отслеживать уникальных пользователей.

4. Вы модифицировали код отслеживания в Google Analytics так, чтобы получить User ID своих подписчиков. Вы можете пользоваться ID покупателей, авторизационным ID, ID подписчиков — всем, что помогает CRM идентифицировать пользователей. Но для Google это совершенно не подходит, поэтому имена, адреса и все подобное исключается. Джастин Кутрони написал хороший пост об использовании свойств User ID.

5. Вы настроили такую выборку, которая использует User ID, чтобы определять новых и вернувшихся посетителей вместо клиентов. После того, как вы добавили дополнительный код, для того, чтобы собирать данные о User ID посетителей, вам понадобится создать также новую выборку, чтобы все заработало. Google не перерабатывает данные так, как, например, Kissmetrics, поэтому, если вы вводите новую характеристику, вам придется начинать с начала. Больше на эту тему можно почитать в разделе о конфигурации User ID.

Эта новая выборка будет отслеживать посещение сайта исключительно авторизовавшимися посетителями. Но все поменялось,и Google Analytics больше не отслеживает, был ли посетитель на сайте ранее по устройствам, теперь сервис смотрит на User ID этого пользователя. В результате этих изменений, Google может предоставлять новые отчеты об использовании сайта на нескольких устройствах.

Лучше, но все еще не идеально

Благодаря всему вышеперечисленному у аналитиков появляется способ идентифицировать пользователя на различных устройствах и браузерах. Конечно, совсем без ошибок пока нельзя. Например, я могу зайти на сайт своего банка и поискать информацию о том, как совершить перевод денег электронно, при этом не авторизовываясь в своей профиле.

Также, если пользователь зарегистрирован на сайте, и авторизован в текущем браузере, но не авторизован на сайте, то эта сессия тоже не будет отражена в том представлении. У Kissmetrics есть преимущество над Google Analytics во всем, что касается способности идентифицировать уникальных пользователей, даже если они не авторизовались. Но это хотя бы шаг в нужном направлении.


Присылайте собственные кейсы, в результате которых вам удалось заметно улучшить (или, наоборот, ухудшить) показатели проекта. Интересные эксперименты обязательно попадут на страницы рубрики Growth Hacks.
0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Tom Andreevich Zarubin
Ответить
7
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Ruslan Gafurov

))

Ответить
0
Развернуть ветку
Roman Rybalchenko

В ролях: Kissmetrics в роли главного аналитического инструмента-убийцы Google Analytics.

Ответить
0
Развернуть ветку
Shasya

Какая-то капитанская статья. GA никогда не скрывал, что пользователь = кука, также как UA никогда не скрывал, что в работе с UserID есть свои очевидные ограничения.
Все эти аналитиксы - это лишь способ быстро и наглядно посмотреть в интерфейсе циферки в некоторых "условных единицах" и оценить соотношение между ними.

Ответить
3
Развернуть ветку
Ilya Krasinsky

У Яндекса та же проблема, но автор больше пугает. Большая часть людей, которая покупает такие бокалы вина, не знает ничего о 3-х браузерах, поэтому масштаб проблемы, имхо, еще не на столько велик.

Другие дело, что returning visitors, которую выводит гугл вообще чушь полная. Если вы были новым пользователем, а потом еще раз открыли этот же сайт, но в другую сессию, то вы попадете и в новые и в вернувшиеся.

Ответить
2
Развернуть ветку
Yakov Filippenko

Тем не менее, для значимое доли сайтов, есть проблема "зашел с работы / зашел из дома / зашел с мобилы".

Яндекс, к слову, внутри умеет ставить хотя бы flash-куку (раньше умел). И часть аналитики, наверное, умеет давать по ней.

Ответить
0
Развернуть ветку
Roman Rybalchenko

Насколько я знаю Яндекс использует флеш куки только для своей внутренней аналитики. А в Метрике дает обычные куки.

У вас есть пруф обратного?

Ответить
0
Развернуть ветку
Yakov Filippenko

Роман, я и писал про "внутри".

Ответить
1
Развернуть ветку
Roman Rybalchenko

Увы, внутри не доступно для обычных пользователей Метрики, насколько я знаю. Это как 2 сервиса одной компании, между которыми вход в одну сторону — данные идут к Яндексу, но не от.

Точно так же Гугл внутри может узнавать пользователей и их пол и возраст по google аккаунту. Но эти данные не передаются в GA.

Ответить
0
Развернуть ветку
Владимир Толмачёв

какая то капитанская статья на самом деле...

Ответить
2
Развернуть ветку
M Z

" я собираюсь увеличить размах моего исследования на все ключевые показатели эффективности"

Ээээ?
Так охладите трахание. Я рассматриваю ее пользу.

Ответить
2
Развернуть ветку
Максим Куликов

кто-то до сих пор не перешел на Universal?))

Насколько я знаю, google очень активно пытается сейчас этот вопрос (кроссплатформенность и кроссбраузерность) решить, причем не привязываясь к регистрациям и аккаунту gmail.

Ответить
1
Развернуть ветку
Natalya Sturza

Он вроде автоматически переводит на UA

Ответить
0
Развернуть ветку
Roman Rybalchenko

Автоматически у всех сейчас поддерживается UA. Миграция техническая прошла в марте-апреле.

Но для работы UA — нужно обновить код, как минимум. А далее передавать User Id, если необходимо.

Ответить
1
Развернуть ветку
Olexandr Kupriyenko

Честно говоря, профессиональный веб-аналитик никогда не сможет поставить себя на место user/visitor-а.
Посудите сами, обыватель вроде меня пользуется исключительно одним браузером на протяжении дня (если мы говорим об офисном сотруднике со стационарным PC). Вот реально, кто использует больше одного браузера, да еще и несколько модификаций одного и того же браузера?
Но касательно входа с разных девайсов - тут выглядит правдиво)

Ответить
1
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

А что, кому-то в голову все еще приходит для новых сервисов использовать GA вместо UA?

Ответить
–2
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Всегда обновляй комменты перед тем как комментить своим комментом

Ответить
3
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Иван Лёпа

поэтому нужно пользоваться аналитикой и метрикой одновременно. потому что ни один из счетчиков не работает корректно на 100%. но Я и G отлично взаимодополняют друг друга если юзать вместе.

Ответить
0
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Чего не хватает GA что есть у ЯМ?

Ответить
1
Развернуть ветку
Сергей Катеринич

Лично мне не хватает там 2 вещей:

1. В GA нет возможности сделать составную цель из ссылок и событий. Только из одних ссылок можно, что очень не удобно.

2. В GA нет тепловых карт и карт кликов.

Ответить
0
Развернуть ветку
Konstantin Shvatsky

Неудобство ведь только в том, что приходится накручивать статистику виртуальными просмотрами. Но они-то легко фильтруются

Ответить
0
Развернуть ветку
Дмитрий Сорокин

У меня глобальный вопрос. Я пользуюсь ноутом с установленным хромом. Но у меня также имеются все остальные популярные браузеры. Моя девушка иногда использует мой ноут, но запускает огнелиса для серфинга. Вопрос, как компьютеру отличить, кто запустил второй браузер? Статья на самом деле бесполезна.

Ответить
0
Развернуть ветку
Иван Лёпа

компьютер сам ничего не определяет. поисковый робот анализирует запросы, поведение на сайте и делает вывод кто ты м/ж. Но есть один нюанс, если твоя девушка зашла на сайт через браузер который ты постоянно юзаешь, в счетчике она будет отображаться как "мужчина"

Ответить
0
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Ого! Поподробней про анализ можно? Это как Золотой грааль или единорог, все про это говорят, но никто не видел.

Ответить
0
Развернуть ветку
Roman Rybalchenko

Нужно уточнить, что показатели новые, вернувшиеся и уникальные никогда не были Меккой для маркетолога. И хорошие маркетологи всегда знали, как работает система и почему именно так.

Ещё автор не учла, что если ей прям надо посчитать прямо живых людей и они не хотят авторизоваться — можно выйти за пределы обычной cookie.

Есть flash cookie, которые не привязаны к браузеру. Есть ever cookie, которые попробуй сотри.

Но для отслеживания компьютер - планшет - телефон — все равно нужно настраивать User Id.

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Мима

Статья у автора ни о чем, потому что суть описываемой проблемы предполагает что для решения нужно авторизовать пользователя, а большинству сайтов нужно считать неавторизованных пользователей. Это не проблема Гугл-аналитики, это просто фундаментальная проблема. Мой айпад может взять и кто-то другой, как верно подметила автор, это не будет означать что это один и тот же пользователь, даже если его учесть как одного пользователя вместе с браузерной сессией в ноутбуке. Ну и пофиг - для большинства задач не нужно отслеживать пользователей между устройствами.

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Konstantin Shvatsky

А custom dimensions разве никак не помогут в вопросе идентификации юзера?

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Сергей Белов
Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 28 комментариев
Как слабоумие и отвага, доширак и донорство крови помогли нам сделать платформу для ИИ-роботов и поднять раунд 50 млн

Tomoru.ru — платформа для создания умных голосовых роботов для бизнеса. Мы начинали как AR/VR-студия, а теперь создаем цифровых помощников для СберМаркета, Skillbox и других клиентов. Бизнес может собрать себе робота сам или заказать готового у сертифицированных партнеров Tomoru.

Мощные сервисы для быстрого машинного обучения: от GPU SuperCloud до суперкомпьютера

В последние три года мы видим рост спроса на технологии искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения. Они проникли практически во все сферы нашей жизни, начиная от различных колл-центров и городских систем видеонаблюдения, заканчивая системами медицинского скрининга и диагностики заболеваний. Даже для оплаты проезда в столичной подземке…

Весь кофе подорожает, капучино за 250 рублей будет нормой: почему рынок штормит не первый месяц и чего ждать в 2022 году Статьи редакции

Основные причины — проблемы у ключевых стран-экспортёров и подорожание морских перевозок.

Как сделать работу компаний и фрилансеров удобной

С помощью сервиса «Рокет Ворк».

Как выпустить заменитель соли на Boomstarter.ru и попасть в список Forbes

Сёстры из Астрахани запустили на Boomstarter.ru продажи нового продукта — зеленой соли. После этого их продукцию начали продавать в сетевых магазинах, а само бизнес-начинение журнал Forbes включил в список лучших стартапов.

«Купи сейчас, плати потом»: новая классика или мимолетная мода

Сервис рассрочек рассказывает о новом финтех-тренде.

«Если клиенты видят халяльный логотип, это придаёт им уверенности в продукте»: как устроен исламский банкинг в Индонезии Статьи редакции

Местные финтех-стартапы могут развиваться только после одобрения представителей исламского духовенства. Какие сложности преодолевают предприниматели, чтобы создать приложение по законам шариата, — в пересказе Rest of World.

Новый дизайн «Секрета фирмы» учтёт пользовательские сценарии потребления и поиска контента

О трендах бизнеса и экономики можно прочесть коротко и ясно в удобных форматах

«Комитет» объявил о планах продать сервис коротких видео Coub Статьи редакции

Компания, владеющая vc.ru, dtf.ru и tjournal.ru, планирует в ближайшее время найти нового владельца для проекта, сообщил на своей странице в Facebook сооснователь «Комитета» Влад Цыплухин.

null