{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как сэкономить, заказывая мобильное приложение? Не платите за пищевую цепочку

Мобильный разработчик 65apps никогда не славился низкими ценами. Но именно нас коллеги из vc.ru попросили подготовить колонку на эту тему.

Мы не будем говорить об экстремальных способах сэкономить, например, привлечении фрилансеров. Мы поговорим о том, как можно получить плюс-минус годный продукт за минимальные деньги.

Для начала маленький ликбез. Разработка софта выглядит так: анализ - ТЗ+дизайн - разработка+тестирование - поддержка. Над всем сверху нависает PM, проджект менеджер, человек, который всем этим рулит. На некоторых составляющих можно прилично сэкономить.

Начнем с самого начала.

Аналитика. Приходите с готовым ТЗ

Когда вы без ТЗ спрашиваете у агентства приблизительную стоимость — озвученная вилка цен вас может ошеломить! Одна граница может в разы, а иногда даже на порядки отличаться от другой.

Потому что клиент без ТЗ и без четкого понимания своего проекта несет для подрядчика огромные риски. И все они заложены в стоимость. При наличии ТЗ риски можно уменьшить, а значит, не закладывать в стоимость.

Сделайте ТЗ сами или закажите у какой-нибудь студии отдельно. Это совсем не дорого. Кроме того, с хорошим ТЗ вы можете провести тендер среди нескольких агентств из ТОП-20 Тэглайна и получить лучшую цену.

Хорошее ТЗ — детальное. Такое, где даны исчерпывающие ответы, что и сколько делать, и какие цели и задачи должны быть решены.

Закажите дизайн сами

Дизайн в хороших мобильных продакшенах — самая маржинальная услуга!

Вам выставят КП, в котором дизайн будет стоить от $15000 и до бесконечности. Вам расскажут про крутой UX/UI, конверсии, CJM и много ещё очень-очень нужных вещей. И очень недешевых.

Но, может быть, не стоит в первой версии приложения так сильно заботиться о дизайне? Сэкономьте. Вылизывать ux/ui и бороться за конверсии вы будете позже, когда ваш проект взлетит и вы получите свои миллионы скачиваний.

Дизайн — это сильно проще, чем разработка или тестирование. Закажите у толкового фрилансера или небольшой студии. Заплатите $2000. Только проверьте компетенции.

Пришло время выбирать, кто будет программировать и тестировать. Нужен подрядчик.

Изучайте подрядчика. Не используйте посредников

С технической реализацией всё сложнее. Здесь ходить к фрилансерам уже смерти подобно. Рассказываем как это работает. Срываем покровы:

  • Если вы пришли в дизайн-студию или диджитал-агентство, вам классно и красиво продадут. Но делать руками ваш проект будет какая-нибудь небольшая региональная студия. Это 100%. Дизайн-студии и диджитал-агентства не держат своих разработчиков, тестировщиков, специалистов поддержки и т.д. Им это просто не выгодно. Ищите конечного поставщика. Не платите за пищевую цепочку.
  • Сейчас многие профильные подрядчики — крупные мобильные студии — развивают партнерские программы. В чем суть схемы? Они круто и вкусно продают, но те заказы, которые в них не лезут, отдают за сейл-бонус 20-50% в региональные студии. Это будет очень красиво упаковано. Вас убедят, что это отличный вариант, рекомендуемый субподрядчик проверен и всё будет круто! Не будет. И, да — не платите за пищевую цепочку.

Отдайте на ревью коммерческое предложение на разработку

Вы получили коммерческое предложение от хорошей студии, убедились, что у нее есть релевантный опыт и реальные боевые разработчики в штате. Ок. Тогда проверните вот такой финт: попросите одну из студий-конкурентов сделать вам ревью этого КП. Вы удивитесь, с каким азартом вам помогут найти переоцененные части работ и помогут с формированием позиции для торга. Кстати, вот важный совет:

Торгуйтесь!

Если подрядчик симпатичен, его подход вам нравится, а ценник — нет, попробуйте поторговаться. Почему-то этого никто не делает. Не нравится цена — идут искать другого. Как по нам — это глупо.

Можно просто попросить скидку. Например, потому что без неё ну никак не влезть в бюджет. Или можно сказать так: «у любого вендора есть заложенный в цене сейл-бонус, я пришел к вам сам, ваши сейлы ни при чем, уберите из цены сейл-бонус».

Можно попросить скидку в низком сезоне. Это январь и сентябрь. Скидку за объем, если у вас большой проект. Ну и так далее. Включите фантазию :)

Работайте с рисками!

В любом КП на fixedcost-проект у любого вендора будет заложена куча рисков. Это нормально. Поговорите с подрядчиком, обсудите риски и попробуйте их снять. Это волшебным образом изменит сумму в строке «Итого».

Дайте подрядчику дополнительный (нематериальный) профит

Продайте подрядчику ваш проект! Кричите, что продукт увидит лично Волож или Цукерберг, у вас дикий бюджет, но на продвижение, что подрядчик на этом проекте получит неслыханный пиар, уж вы-то об этом позаботитесь!

Только действительно позаботьтесь об этом, если пообещали.

Поддержка только у того, кто писал код

Тут все просто: поддерживать свой код легче, чем чужой. Даже если другая компания предлагает вам цену ниже, велик риск, что из-за непредвиденных сложностей качество упадет, а цена заметно вырастет. Плюс не стоит забывать о времени на изучение кода, которое вы оплатите из своего кармана.

Протестируйте гипотезы

Истинная экономия не в том, чтобы сделать одно приложение дешево, а в том, чтобы сделать работающее приложение с как можно меньшего количества попыток. Так что сначала тестируйте гипотезы и делайте выводы на реальных данных.

Сделайте MVP — Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт. Это не часть будущего продукта, это самостоятельный продукт, но с усеченными возможностями. Позже нельзя будет взять и сделать MVP частью будущего приложения.

Также MVP — это недорогая, возможно, сделанная буквально на коленке площадка для тестов. Их результаты позволят получить опыт, подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы и сделать большое приложение работающим с первого раза.


Коробочные и SaaS-решения

Один из вариантов быстрого выхода на рынок и проверки гипотезы — использовать коробочные решения, когда сторонний сервис предоставляет вам готовое решение с определенными функциями.

Например, есть коробочные решения под мобильные устройства для интернет магазинов, систем лояльности, систем доставки, новостных приложений.

Это неплохой старт, но в будущем вам захочется определенных фишек, и «коробки» станет не хватать.

«Обертка»

Если у вас уже есть адаптивный сайт, то можно воспользоваться технологией «обертки». Вкратце — это способ упаковать ваш веб-контент в формат приложения с возможностью устанавливать на устройство через сторы. Это гораздо быстрее и дешевле, чем полноценная нативная разработка.

Но минусов тут полно. Это получится не отдельный продукт. Если на сайте что-то изменится, то в обертке все может слететь. И наоборот: появится потребность в какой-то функции для мобильных устройств — и придется дорабатывать сайт.

А главное: Apple недавно начал бороться с таким «псевдоприложениями» и можно просто не получить одобрение в AppStore.

PWA

Есть еще progressive web app (PWA) — современная трендовая технология. По прогнозам, скоро она будет составлять серьезную конкуренцию в плане скорости, сложности и цены привычным способам работы над приложениям. Можете попробовать, но тщательно проверяйте тех, кто вам это предлагает — пока мало по-настоящему опытных специалистов. Многие могут просто приукрашивать свою степень знакомства с технологией.

Еще несколько тактических советов без подробностей

— Сделайте сначала версию под одну мобильную операционную систему, отладьте ее, а потом уже делайте вторую версию. Так дешевле, мы проверяли.

— Закажите у хороших дизайнеров прототипы, а поэкранно отрисовывайте у более простых специалистов. Тоже сэкономит немного денег.

— Не соглашайтесь на эджайл, если хотите сэкономить. Time&Material, Agile, Scrum и всё вот это имеет свои преимущества, но это точно не про экономию.

— Не экономьте на тестировании. Потом замучаетесь править баги. Уйма денег уйдет на это. Это тот случай, когда скупой платит дважды!

— Не стесняйтесь требовать заложить в договор гарантию на работы по исправлению ошибок и SLA. Возможно, гарантия тогда и не пригодится — зная о таком пункте, подрядчик сразу отнесется ответственнее к своей работе.

В заключение самый главный совет

Мобильное приложение в окружающем нас мире «mobile only» становится основным каналом взаимодействия с аудиторией и её монетизации. Не экономьте на нём!

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Максим Кульгин

Я скажу так, из своего опыта (6 лет в мобильной разработке). Дима несомненно прав в общем, но перспектива мобильной разработки (и это мое мнение) лежит в плоскости конструкторов мобильных приложений (не удержусь, вот пример нашего конструктора для розницы https://appropio.com). Почему? Я просто вижу спрос, мы бывает за день (!) получаем пару клиентов, которые всерьез готовы запуститься на конструкторе. И я не соглашусь с утверждением, что конструктор ограничивает - код то открыт, бери и дорабатывай. Более того, в 99% случаев так и происходит - люди запускаются в базе, а потом просят улучшить. Плавный старт, назову это так.

Кейсы - это клиенты с кол-вом магазинов более 250, которые запускаются на базе нашего конструктора (149 000 р. 2 платформы), получают исходный код, просят доработки - мы делаем. Все довольны - мы получили клиента на развитие, клиент получил меньше рисков, быстрый старт, понятный на начале результат.

Мое мнение - будущее за отраслевыми коробочными решениями в мобильной разработке - то есть конструкторами!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Zhelnin
Автор

Максим )

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кульгин

не, ну а чего? :) повод есть упомянуть... :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Gerasimov

1. Но, может быть, не стоит в первой версии приложения так сильно заботиться о дизайне? Сэкономьте. Вылизывать ux/ui и бороться за конверсии вы будете позже, когда ваш проект взлетит и вы получите свои миллионы скачиваний.

2. ...Дизайн — это сильно проще, чем разработка или тестирование....

Два утверждения сильно закапывающие тебя, Дима, как специалиста, как исполнителя в целом весь 65.. Дизайн по сути это и есть продукт: как работает, какие фичи, какая информационная архитектура и вот это все. Это же не про картинки совсем.

Такие лайфаки себе дороже будут в итоге. Не поддерживаю. Дизлайк. Печалька.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Zhelnin
Автор

Нужно в тему посмотреть. Там же написано, что этот текст про «сделать чтобы как-нибудь работало».
А в общем ты, несомненно, прав. Это всего лишь мобильный интерфейс, а значит дизайн. И да, это визуально центрированный рынок. Так что не спорю с тобой. Просто так была задана тема.

Ответить
Развернуть ветку
Amba Huamba

Аналитика - в теории с ее необходимостью никто не спорит, а в реальности каждый понимает по-своему, и теряет кучу денег на уточнения и переделки :(. Техническая аналитика нужна с пониманием (читай- опытом) ньюансов мобильной разработки. Опыт web/desktop и пр. разработки - хорошо, но не полностью подходит.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Zhelnin
Автор

Шаришь )

Ответить
Развернуть ветку
Иван Лощёнов
Мы не будем говорить об экстремальных способах сэкономить, например, привлечении фрилансеров

...

Закажите у толкового фрилансера или небольшой студии

:-)

Согласен с некоторыми доводами, но мне кажется вы однобоко смотрите на дизайн. То есть его отдать фрилансерам можно, а разработку нельзя? Почему?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kamensky

В принципе, со всем можно согласиться. Верно подмечено, что каждый этап обязателен, за счет этого точно нельзя сокращать бюджет

Хотите дешевле - не идите к топам (идите в регионы)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда