{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Готовят ли продажников в вузах или эти факультеты — фикция, оторванная от реальности

В последнее время набирает обороты дискуссия, актуально ли еще высшее образование или оно постепенно отходит на второй план. Ведь если раньше это был один из этапов пути для освоения какой-либо профессии, то теперь оно стало ценностью само по себе. И если по поводу физиков-ядерщиков или инженеров никто не сомневается в необходимости получать полный объем знаний, которому учат в институте, то более гуманитарные сферы вызывают разногласия.

Эксперты онлайн-школы английского языка EnglishDom решили порассуждать, нужно ли быть магистром, чтобы попробовать себя в торговле.

Я б в продажники пошел, пусть меня научат

Нужно ли менеджеру по продажам образование? Сейчас их учат в любом ВУЗе, кроме разве что мединститута. При этом в обществе к выпускникам с этой специальностью относятся снисходительно. Дескать, все пять лет занимались видимостью учебы только ради того, чтобы получить корочку. А работодатели жалуются, что вчерашних студентов всё равно приходится многому учить, и не понятно, чем они все эти годы занимались.

Откроем секрет, так происходит абсолютно в любой специальности. Недаром же молодых врачей не допускают полноценно к пациентам, пока они не пройдут интернатуру и ординатуру – то есть практику под присмотром старших коллег. Ведь цена ошибки и неопытности слишком высока.

В остальных же областях новичок получает полевые знания как может. Университет дает только общую базу. Разумеется, она важна. И есть много вещей, которые актуальны во все времена и в любой специализации. Но также стоит учитывать, что постоянно появляется что-то новое, а учебные программы так быстро не меняются.

К тому же у каждой компании своя специфика. Вам в любом случае придется проводить дополнительное внутрикорпоративные обучение. Не только для того, чтобы новый сотрудник выучил ваш ассортимент, но и для того, чтобы узнал, какой у вас принят стиль общения с клиентами, какие возражения вы чаще слышите и как на них отвечать, какие у вашей компании цели, задачи и ценности, в конце концов.

Брать или не брать, вот в чем вопрос

В какой-то степени претензии к качеству образования в этой специальности обоснованы. И вероятно, именно этим объясняется тот факт, что, в продажах часто работают люди, изначально от этого далекие. И это несмотря на сотни выпускников, которые ежегодно выходят с факультета менеджмента.

Многие из успешных профессионалов в этой области имеют в дипломе совсем другую специальность, а то и обходятся вообще без высшего образования. Максимум, за их плечами тренинги по работе с клиентами или какие-нибудь трехнедельные курсы.

Так может диплом вообще не имеет никакого значения? Ведь если раньше руководители маниакально писали «требуется в/о» даже в вакансии уборщицы, то теперь они поняли, что круглый отличник – вовсе не равно «хороший специалист».

Но не всё так просто! Как бы то ни было, высшее образование – вещь важная. Ведь в институте, помимо профильных знаний, учат разным полезным навыкам: аналитическому мышлению, умению отделять главное от второстепенного, способности быстро искать информацию, мастерству коммуникации.

Насколько студент в этом преуспел, будет понятно не из его зачетки, а из того, чем он занимался всё это время в институте. Если человек успевал проходить практику, ездить на разные конференции, участвовать во внутри университетских мероприятиях, то вероятно это именно тот, кто вам нужен. Если же диплом пестрит пятерками, но перед вами явный заучка, то, увы, ждать от него успехов в бизнесе не стоит. Скорее всего, подстраиваться к быстро меняющимся обстоятельствам он не сможет. Зато будет хорошим исполнителем там, где работа требует соблюдения четких инструкций и не подразумевает креатива.

Кого позвать?

Итак, вы уже определились с тем, что главное – профессиональные навыки и личные качества, а высшее образование – дело вторичное. Но всё-таки работодателям и HR-ам обычно хочется подстраховать себя и заранее представлять, чего ждать от нового сотрудника, а также по-максимуму использовать его скиллы. И тут есть несколько стратегий в зависимости от образования кандидата.

  • Выпускники профильных ВУЗов. Наверняка, вы хотите, чтобы ваш товар продавал специалист, имеющий профессиональное представление о вашей продукции, а не просто человек с хорошо подвешенным языком. Ведь это всегда вызывает больше доверия и демонстрирует экспертность вашей компании. Поэтому если вы торгуете мебелью, то плюсом для соискателя станет диплом дизайнера интерьеров. Если занимаетесь металлопрокатом, то образование химика или технолога по металлу. А для продвижения бухгалтерских курсов подойдет человек, сам имеющий корочку по бухучету.
  • Выпускники факультетов психологии, филологии, философии и т.д. Экспертные знания по вашему профилю им придется получать в процессе работы. Зато у них есть другой плюс. Как правило, у гуманитариев широкий кругозор, и они хорошо работают с клиентами, которым важно «а поговорить?». Есть такой тип покупателей, которых интересует не только сам товар, но и ощущение своей значимости, а для этого им надо получить свою долю внимания. Тут, конечно, особенно хорошо подходят психологи. Но и остальные перечисленные выше специальности тоже обычно легко схватывают эту технологию.
  • Выпускники мехматов, физматов и других технических факультетов. Их достоинство в том, что они хорошо владеют причинно-следственными связями, умеют решать задачи, выстраивают стройные логические цепочки и вообще ясно мыслят. С таким работником у вас точно не наступит хаос в делах. И работа будет подчиняться не вдохновению, а четкому и понятному порядку, что обычно идет только на пользу фирме. Кроме того, выпускников этих ВУЗов обычно выгодно отличает умение просчитывать планы на несколько ходов вперед и не бросаться на яркие заманчивые предложения, которые впоследствии грозят обернуться убытками.

«Делайте выводы!»

А вывод состоит в том, что образование нельзя рассматривать в отрыве от человека. Да, правильный диплом значительно облегчит вам жизнь и сократит время адаптации нового сотрудника на новом месте. Однако он может быть также ничего не значащей бумажкой, если его наличие не подкреплено соответствующими знаниями, научной базой и практическими навыками.

В то же время, даже институт, законченный с отличием, не освобождает вас от необходимости ввести новичка в курс дела, кураторства его на первых порах более опытным коллегой и возможных ошибок из-за незнания специфики конкретно вашего товара. Но всё поправимо! Если вы выбрали по-настоящему толкового соискателя, то этот период, скорее всего, займет не больше пары недель, а через пару месяцев вы будете иметь в команде крепкого менеджера по продажам.

0
3 комментария
Дмитрий Шумилов

Диплом особой роли не играет если по факту у тебя нет способностей к продажам. Статья годная. Радует что многие компании при собеседовании перестали рассматривать наличие диплома как определяющий фактор при принятии на работу

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Валерьевич

Смотря что продавать. Если продавать компьютеры, дома или лекарства, то конечно профильное образование не помешает. В продажах важно быть экспертом, а чтобы быть экспертом важно разбираться в тонкостях того, что продаёшь. Если продаёшь сложный товар, то образование высокий плюс.

Но опять же, я например занимаюсь продажей электротранспорта. С помощью ютуба вполне хорошо освоил сначала познания в том как работает электричество вообще, а затем уже в электротранспорте в целом. Без высшего образования. Меня два раза с медицинского факультета выкидывали, при том с первого же курса )

Для отличного продажника главное высоко развитые личные качества и экспертность в том, что он продаёт.

Если для этого нужна вышка - хорошо, это будет в плюс, а если хочешь продавать "тяжёлый товар" как например нефтяное оборудование - то это уже серьёзное конкурентное преимущество даже слабого продажника перед отличным продавцом, который в этом ничего не понимает.
Но если товар не сложный и его легко освоить самому - лучше вместо вуза заниматься активно работой над своими коммуникативными навыками.

У нас в компании из 6 человек только у айтишника есть вышка, а все остальные максимум со специальным техническом образованием в колледже, в том числе и наш директор. Все остальные всё сами изучают на практике и теории.

В универе есть серьёзный минус - студент учиться мыслить головой других людей, а не своей головой. А это в бизнесе, особенно для продажника весомый минус. Кроме того для студента важнее получать хорошие оценки, а не получить в первую очередь результат. Вот так и появляются работники, которые хотят получать зп, но не хотят проявлять инициативу и отвечать за себя и за свой результат.

Поэтому лично я всегда ставлю на голодного и активного бродягу с улицы, которому нечего есть, чем на лощённого студента, который пять лет обучался на менеджера. У первого мотивации больше и он возьмёт на себя ответственность, а вторые как правило ждут когда за них всё сделают и подготовят ) Для выполнения монотонной понятной работы такие студенты подходят, но вот для рывка в неизвестность, где нужно проявлять инициативу и отвечать за себя и других - маловероятно.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Журба
Автор

Высшее образование дает прежде всего широту кругозора и навыки тому, как учиться. Конечно, даже самый крутой вуз дает только теоретические знания, увы. Поэтому уже с 3-4го курса студенту хорошо бы начать работать, или хотя бы проходить стажировки и практики. Конечно, сейчас все чаще слышу концепцию, что можно вообще не поступать в вуз, а идти к профессионалам в ученики, получать практические знания, и забить на корочки. Это достаточно смелая концепция, но пока наше общество не совсем готово принять ее.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда