Под угрозой штрафа: Как получить согласие клиента на SMS-рассылку Статьи редакции

Сотрудники агентства мобильного маркетинга DEVINO Telecom написали для ЦП колонку, в которой рассказали о правовых тонкостях подписки абонента на SMS-рассылку: законодательных нормах, размерах штрафов и вариантах получения согласия пользователя.

Мобильный телефон всегда под рукой, где бы мы ни находились: на работе, дома, в транспорте, в магазине. Гаджет — это отличный способ связаться с потенциальными покупателями. SMS-информирование повышает эффективность программы лояльности, но важно отличать грамотную рассылку от обычного надоедливого спама: в первом случае абонент дает согласие на получение рекламных сообщений.

В конце октября вступили в силу поправки в законодательство о связи, которые определяют, что рассылка «должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки» (ст. 44 ФЗ «О связи»).

Если же такое согласие не будет получено, то заказчик SMS-рассылки рискует по-крупному: Федеральная антимонопольная служба за отсутствие согласий выпишет штраф от 100 до 500 тысяч. Причем это «ценник» не за всю нелегальную рассылку, а за каждое сообщение, на которое не было получено согласие. Очевидно, что намного выгоднее действовать по закону.

Доказывать, что согласие от абонента получено, придется не оператору связи, а именно заказчику SMS-рассылки. Подтверждается оно при наличии анкеты, заполненной собственноручно каждым из получателей сообщений. Вариантов заполнения анкеты два. Первый – традиционная бумажная. Оформить такую анкету можно при первом визите клиента в магазин, салон и так далее.

На фирменном бланке организации, содержащем название и логотип компании, клиент указывает свои персональные данные: ФИО (полностью), место жительства, номер и серию паспорта, номер мобильного телефона. В конце анкеты также указывается дата заполнения и проставляется подпись клиента. Если какие-либо данные отсутствуют, то анкета считается заполненной некорректно и, как следствие, согласие недействительно.

Конечно, далеко не каждый клиент пожелает оставить свои паспортные данные, но, как показывает практика, анкета все-таки может быть признана корректной при наличии остальной информации. Из-за достаточно расплывчатой формулировки закона получается, что подобные прецеденты создают правоприменительную практику, которой в дальнейшем будут придерживаться заказчики SMS-информирования. А вот если в анкете вместо полного ФИО клиент напишет только имя, то анкета точно будет признана недействительной.

Есть несколько нюансов, которые могут привлечь внимание контролирующих органов: например, согласие считается оформленным некорректно, если указанный номер мобильного телефона не принадлежит человеку, подписавшему анкету. Проверить эту информацию можно по запросу сотовому оператору.

Согласие на обработку персональных данных и их передачу третьим лицам и на получение рекламно-информационных рассылок — это обязательные поля при получении согласия. Кстати, согласие, полученное при пополнении счета через терминал, не рассматривается как оформленное надлежащим образом, так как клиент не оставляет никаких персональных данных, кроме номера телефона.

Не пройдет и вариант, когда в рассылку включается клиент, чья дисконтная карта зарегистрирована в системе CRM, поскольку он давал согласие на оформление карты, а не на получение рекламно-информационных сообщений. Но если в перечне условий получения дисконтной или бонусной карты уже прописано согласие на получение рекламных сообщений, то при активации карты клиент автоматически дает согласие на участие в SMS-рассылке.

Второй вариант получения согласия — заполнение анкеты в электронном виде. Здесь тоже есть свои нюансы: например, запрещено автоматическое проставление галочек под условиями оферты, прописывающими согласие на получение рекламных сообщений. Пользователь должен самостоятельно подтвердить свое решение.

Если клиент не указывает имя и фамилию, что, по идее, должно автоматически сделать его анкету некорректной, всё же есть способ засчитать такое согласие легальным. Поскольку по закону действия клиента должны позволять его однозначно идентифицировать, то на указанный номер ему можно прислать сообщение информационного характера («Вы получили данное SMS, так как оформили подписку на рассылку») или прислать пароль от личного кабинета, тогда введение пароля станет необходимым идентификатором действий.

Еще один вариант — звонок оператора по номеру клиента для получения устного согласия, но такой разговор в обязательном порядке должен фиксироваться, а его запись — храниться заказчиком рассылки. Все согласия пользователей должны сохраняться, потому что может понадобится их показать, если клиент пожалуется на рекламную SMS-рассылку своему мобильному оператору или в ФАС.

Несколько реальных примеров согласий из практики Devino Telecom:

«Прокатило»

Формат соблюдает все требования закона:

  • согласие выражено посредством совершения действия (ставит свою подпись);
  • форма предусматривает однозначную идентификацию абонента (указаны личные данные);
  • клиент выражает согласие на получение рассылки.

«Не прокатило»

Карточка клиента в CRM системе не доказывает, что клиент дал свое согласие на получение рассылки. Может быть, он получил дисконтную карту, но согласия на получение рассылки не давал.

Документ не содержит информации, по которой можно однозначно идентифицировать клиента и его согласие на получение рассылки. Для установки согласия клиента имени недостаточно. Однозначной идентификацией могут быть: ФИО, паспортные данные, адрес регистрации.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

0
31 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Интересно, а сработает ли такая схема при которой берутся ФИО и телефон при заполнении формы заказа на сайте и возле кнопки "заказать" сделать приписку:
"При нажатии кнопки заказать вы соглашаетесь с договором публичной оферты, обработкой своих персональных данных и направлять на указанный мною адрес электронной почты и/или на номер мобильного телефона рекламу и информацию о товарах, работах, услугах "Рога и копыта" и его партнеров."

3

Может и проканает на время (хотя зачем??? если это решается пунктом в оферте и чекбоксом), но это легко отменить (есть прецеденты), когда вас обвинять в навязывании одной слуги при приобретении другой.

1

Да, это вариант спрятать весь этот текст в оферте.
Но опять же, нужно заставить клиента поставить чекбокс.
Без этого чекбокса не отправлять заказ?

1

Ну да, так все делают. Некоторые особенно дотошные делают так что пока ты не проскролишь весь текст, кнопка "согласен" (ну или чек бокс) будут неактивны, но это для гурманов )))))

1

Но тут опять же возрастает шанс потерять клиента. Пытаешься максимально облегчить путь до завершения заказа, а тебе законодательно подкидывают палки в колеса.

0

Комментарий удален

Когда все заведут себе УЭК или ЭЦП, тогда да. Подписи клиента нет. Электро́нная цифровая по́дпись является законным подтверждением подписи. Так что все эти электронные подтверждения хрень, в которую на суде не будет считать доказательством. Sad bad true.

0

С yota mobile не знаю проблем спама (может быть еще все впереди)

1

А какой у вас номер(напишите сюда)?

6

А подтверждающие смс от банков, восстановления паролей с сайтов по смс, уведомления о статусе заказа в магазине, доходят без потерь?

1

А теперь давайте статью на тему как прижучить тех кто шлёт вам смс, куда писать,кому звонить, кого шантажировать штрафом.

1

Есть интернет приёмная прокуратуры.

1

Я говорил про работающие методы. Этот работает?

1

Да это работает. Мы в свое время прекратили рассылать, когда из мухосранска, где мы рассылали смски мне позвонил следователь и сказал, что ему принесли на нас заявление. Слава богу все само разрулилось, съехали на теме "случайно получилось, номер нечаянно попал в базу наших клиентов...." )))

1

Комментарий удален

Олег, этот метод работает лучше, чем любой другой. Прокуратура пересылает дело тем, кто этим занимается и контролирует ход дела.

0

smsnenado.ru

1

Эхххх, я вот помню было время - генерировали номера по первым трем цифрам и рассылали через интернет-сервисы. Доходило 25-35%, получалось почти вдвое дешевле если покупать рассылку у контор.

1

А еще лучше покупаешь базу номеров платежеспособных пользователей и фигачишь. Эм ну я конечно этим не занимался. :D

1

Так это и есть СПАМ) Какая эффективность от такой рассылки?

0

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Аминь! Даёшь меньше спама!

1

Комментарий удален

Обязательная смс аутентификация полностью решила бы вопрос.

1

А я вот начинаю заподазривать странное когда меня интернет-магазин просит подтвердить заказ введя текст из смс.
Ладно когда банк это делает, но когда магазин, похоже что хочет подписать меня на какую то рассылку гороскопов за 100 руб в день.

0

Это верно, нечего сказать. Можно было бы организовать схему заказчик -> оператор -> абонент. Где оператор несет ответственность перед абонентом, а заказчик перед оператором, что напрочь лишило бы абонента головной боли. Ведь сообщения с подтверждением от оператора ни для кого не новость.
Плюс такой схемы — возможность отключать рассылки через оператора, как отключаются дополнительные услуги оператора.

0

Или подключать рассылки.

0

Действительно, тема электронного согласия для интернет проектов (а других тут, наверное, очень мало) раскрыта очень слабо.
Тут, я не понял, например, если клиент хочет получать транзакционные смс, то это надо подтверждать или нет? Может это посчитаться за рекламу? (Сообщение о статусе заказа, например)
И достаточно ли одной галочки, о согласии получать "смс сообщения о статусе заказа, информации о товарах, продуктах и услугах, рекламные сообщения с сайта такого то".
С подтверждением по смс.

Или тут должны быть 2 галочки отдельные? Что бы не было обвинения навязывания одной услуги при приобретение другой?

1

Согласие нужно обязательно - вне зависимости от типа сообщений. Сообщение о статусе заказа - это сервисные (информационные) SMS, к транзакционным относится только информация о передвижении денежных средств на счету. Как его оформить согласие в интернете с точки зрения действующего законодательства напишем в следующий раз.

0

Комментарий удален

Мсье Олег хитёр :)

0

Увы, на Украине таких изменений нет и приходится отвлекаться на всякие "купи слона".

0

Я так и не понял. Как электронно все по закону сделать?
Мне не нужны не ФИО, ни адрес, только смски слать для двухфакторной авторизации на сайте. Нужно согласие на это?
Вот например так:
Присылаем смс. «Вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных(номер вашего телефона). В ответ на это сообщение отправьте 1 для согласия, 0 для отказа.»

0

Виктор, согласие нужно для отправки абоненту всех типов смс - транзакционных, сервисных и рекламных. Единственное - на транзакцию и сервисные почти никто и никогда не жалуется. Как должна быть оформлена электронная подписка напишем в следующей колонке.

0

Пока народ не подает в суд и не пишет жалобы в ФАС, все так и будет.

0
Читать все 31 комментарий
Американский сервис экспресс-доставки продуктов 1520 с основателями из России закрывается после года работы — Insider Статьи редакции

Стартап не смог найти финансирование и рассчитывал на сделку с конкурентом, но она не состоялась, говорят источники.

Почему вас больше не существует: рождение и смерть субъекта в истории философии

Десять лекций — десять историй о том, как развивалось понятие о философском субъекте — носителе сознания. Вместе с доктором философских наук Дианой Гаспарян и аудиторией открытого лектория Сигнум мы прошли долгий путь от древнегреческой философии до исследований XX века и рассказываем о курсе подробнее.

И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
«Сбермегамаркет» и «Эльдорадо»: оплаченный заказ Xbox Series X выборочно отменен избранным покупателям

Итак, продолжение рассказа о ситуации с тем, как «Сбермегамаркет» и «Эльдорадо» приняли многочисленные оплаченные заказы на консоль Xbox Series X, выдали людям чеки об этом, а затем через несколько дней благополучно отменили заказы.

Сервис доставки в почтаматы 5post обманывает и присваивает посылки

Совсем недавно я решил заказать с АлиЭкспресс несколько товаров для домашнего бара. По отдельности они не дорогие, но для общей картинки нужны все. Через неделю после заказа мне приходит смс с номера "5post" о том, что одна из этих посылок ждёт меня в ближайшей пятерочке. Я скачал приложение, зарегистрировался там и увидел, что моя посылка будет…

SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

Как мы отправили 2000 распечатанных фото вашим мамам за 1 неделю после запуска

Как это получилось и сколько заработали. Без фейлов не обошлось.

Это моя сестра - Таня. Пришла на помощь, пока срочно искали еще одного менеджера
Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Дайджест новостей Сбера: сайт Digital Пётр, сценарии для умного дома и платина от Forbes

Прошлый дайджест мы целиком посвятили 180-летию Сбера, поэтому новостей накопилось много. Среди них — запуск сайта по распознаванию рукописей Петра I, большое обновление на платформе умного дома Sber и другие. Рассказываем всё самое интересное.

Картинка, сгенерированная ruDALL-E по запросу «рыжий котик»
​Почему от коронавируса в Японии умирают по 0-3 человека в день?

Данный пост меня побудило написать отношение людей к ковиду в моей родной стране учитывая всю ситуацию. Мне много людей пишет с вопросами по ситуации в Японии, и рассказывают свои мнения по вопросу вакцинации.

Маленький стартап против гигантов: Kytch может починить ломающиеся машины для мороженого McDonald's — сети это не нужно Статьи редакции

Джереми О’Салливан и Мелисса Нельсон придумали устройство, которое предотвращает поломку автоматов для мороженого — проблемы с ними есть в 10% ресторанов McDonald’s. Несмотря на убытки франчайзи, сеть его запретила и почти уничтожила Kytch.

Wired
null