Uber для сиделок

О поддержке социального предпринимательства не говорит только ленивый. Людей, действительно готовых помогать социально незащищенным - единицы.

Подробней о перспективах развития сервисов ухода за пожилыми и ограниченно-подвижными людьми и центре sidelkin.com
Роман Сидельников (основатель сервисов: www.sidelkin.com и www.AntiFranshiza.com)

Сиделки в тени

Рынок частного ухода за пожилыми и ограниченно-подвижными людьми – такая теневая сторона экономики, которую мы вообще стараемся не замечать. Тем не менее, это вынужденная услуга, которая может возникнуть в любой семье и совершенно внезапно. И этот спрос – тоже порождает предложение, давая возможность предпринимателям не лишенным чувства милосердия – зарабатывать, помогая другим людям. В этой статье я поделюсь с вами своим видением перспектив развития рынка социальных услуг в России.

Впервые я обратил внимание на рынок ухода за пожилыми и ограниченно-подвижными людьми около двух лет назад. Это произошло случайно, по мере стечения семейных обстоятельств. Тогда я столкнулся с данной сферой как клиент и, когда я увидел его неразвитость, первой моей реакцией было расстройство, но затем я понял, что это – уникальная возможность использовать свой 30-летний опыт развития бизнеса в различных сферах экономики для развития этой отрасли, отстающей от других сфер экономики России на 7-9 лет, что очень много.

Так я принял важное для себя решение – посвятить ближайшие годы своей жизни реальному развитию социального предпринимательства и повышению уровня жизни пожилых людей.

Это не просто благородная цель, которая тешит мое самолюбие, а стремление помочь реальным людям. Социальным предпринимателям, заказчикам и главное – самим подопечным.

К сожалению, я не успел этого сделать для моего отца, но хочу успеть сделать это для своей мамы и для близких других людей. На данный момент в России население пенсионного возраста составляет уже 29% и эта цифра, несмотря на все пенсионные реформы, растет. В 2017 году в России было 72 млн 142 тыс. занятых (данные Росстата) и 43,5 млн пенсионеров (29,6% населения, данные ПФР),сообщает ТАСС. Ежегодный рост рынка надомного и больничного ухода России составляет порядка 20%, что обеспечивает неуклонный рост спроса на данную вынужденную услугу.

Гастарбайтеры у постели пенсионера

Спрос заметно опережает качественное предложение, потому что на сегодняшний день основную массу исполнителей представляют собой практически не подготовленные случайные люди, как правило нелегально работающие гастробайтеры из бывших республик СССР.

Среди них есть отличные специалисты, которые желают и готовы обучаться и развиваться в данном непростом, но важном ремесле. Но в то же время большинство из них – это люди, которые не хотят ничему обучаться, а просто хотят получать деньги, пользуясь безысходностью подопечных и низкой платежеспособностью заказчиков. Это действительно крайне важный вопрос, потому что в силу закона наше государство заботится только об одиноких гражданах, а пожилые и нуждающиеся в уходе люди, имеющие семью – вынуждены заботиться о себе сами, часто не обладая нужными для этого средствами, знаниями и возможностями.

Как состыковать спрос и предложение?

Сейчас только ленивый не рассуждает о поддержке социального предпринимательства, но мало кто в действительности делает что-то полезное для социально-незащищенных слоев населения. А рынок ухода за пожилыми людьми позволяет решить сразу две действительно социально значимые проблемы:

  • Помочь пожилым и людям, нуждающимся в уходе;
  • Обеспечить работой отзывчивых людей, готовых помогать другим.

К сожалению, профессия специалиста по уходу (совсем недавно ей придали новое название «Помощник по уходу», или в привычном обиходе «Сиделка») – не является в современном обществе престижной, но это скорее временное отклонение от нормы, потому что именно способность помогать другим людям является наиболее благородным и заслуживающим уважения занятием. Хотя мало кто из предпринимателей надолго остается на этом рынке, требующем ежедневной кропотливой работы, с полной самоотдачей.

Заходя на рынок надомного ухода, первое что я сделал – предложил нескольким игрокам партнерство по созданию единой и главное удобной системы автоматизации бизнеса, необходимость и неизбежность создания которой более чем очевидна. Однако в ответ я слышал лишь их споры со мной о том, что: «В этом бизнесе много нюансов, которые невозможно автоматизировать». Я категорически не согласен с таким утверждением, потому что убежден – все, что можно сформулировать – можно автоматизировать!

Именно такая ментальная незрелость существующих игроков рынка привела меня к пониманию необходимости создания нового сервиса на рынке ухода. Так был создан новый проект, для более глубокого изучения специфики рынка патронажных услуг и последующего тестирования системы его автоматизации.

Uber для сиделок: ниша свободна?

Несмотря на мою открытость к сотрудничеству (я вообще убежден, что по-настоящему значимые проекты можно реализовать только сильной командой), после успешного старта этого проекта те, кто активно спорил со мной относительно перспектив автоматизации рынка патронажных услуг, на каждом углу стали заявлять о разработке собственных отдельных проектов, даже используя предложенную мной терминологию «Uber для рынка сиделок».

Особенно забавно было наблюдать, как они презентовали мою идею потенциальным инвесторам, путаясь в цифрах и в описании задач, которые будет решать предлагаемый ими сервис. Или когда под видом «нового» проекта инвестору предлагалось проинвестировать в один из их ранее разработанных сайтов поиска сиделок, с многолетней посещаемостью порядка 1-5 пользователей в день и не имеющих никакого отношения к автоматизации бизнеса.

Де-факто этот рынок пока все еще достаточно хаотичен. Сейчас на нем присутствует всего несколько игроков, предлагающих участникам рынка свои франшизы с внутренними закрытыми системами учета, которые представляют собой автоматизацию работы с внутренней базой данных, как правило, написанные не совсем корректно, видимо разными программистами, на языке 1С. Однако, большинство игроков рынка патронажных услуг (а это по нашим данным порядка 500 компаний и не менее 136 тыс. сиделок) – пока вынуждены вести учет в локальных и облачных таблицах и даже записывая в блокнотике, как это делали лет 20 назад.

Время от времени, обсуждая возможность сотрудничества по совместному проекту, «бывалые» игроки рынка – заявляют о своей заинтересованности в участии в проекте, но при этом, не хотят инвестировать даже в разработку MVP проекта и тестирование. Лично мне такой подход кажется очень странным и не продуктивным. Я имею в виду, что совершенно нормально, когда участники проекта не полностью инвестируют в свой проект сами, но когда они отказываются вообще инвестировать в свой проект – это точно не нормально. Получается они просто в него не верят, а это точно тревожный сигнал для любого грамотного инвестора.

Три преграды на пути к успеху

Если же говорить об основных препятствиях быстрому развитию рынка автоматизации ухода в России, то ими являются:

  • Низкий средний уровень доходов населения (причем речь идет сразу о заказчиках, подопечных и исполнителях).
  • Второе вытекает из первого – это факт того, что современными смартфонами до сих пор обладает не более 20% специалистов по уходу (у 80% все еще кнопочные телефоны).
  • Крайне низкий уровень пользовательской грамотности исполнителей, которых необходимо обучить работе со смартфонами и специализированным ПО, необходимым для работы.

Именно для решения этих трех задач в действительности и требуется помощь государства и стратегических инвесторов. Ведь потенциал данного сегмента рынка действительно огромен. Мировой объем рынка частного ухода уже превысил отметку в $250 млрд, с темпом ежегодного прироста порядка 9%. Российский рынок частного ухода примерно оценивается пока в объеме чуть более 1 млрд. рублей, но в виду его значительного отставания от мирового и темпы роста – значительно выше.

Более того, текущие тенденции повышения контроля со стороны государства за рынком ухода ведет к повышению требований к специалистам по уходу. Но крайне важно сначала создать необходимую для этого рынка инфраструктуру и, что очень важно, тщательно протестировать ее работоспособность. Иначе исполнители, не имеющие возможности найти другую работу, будут просто «загнаны в угол». А подопечные останутся без так необходимого им ухода.

Чтобы подобной тупиковой ситуации не возникло, я считаю, что выход будет найден в области активного и профессионального взаимодействия представителей власти и реального бизнеса. А построение единой, и желательно независимой, системы последовательной автоматизации ключевых бизнес-процессов и взаиморасчетов рынка патронажных услуг – позволит не только вывести участников данного рынка из тени, но и способствовать его активному развитию, а значит и привлечению новых социальных предпринимателей в отрасль и, главное, реальному росту уровня качества жизни пожилых людей.

0
3 комментария
Игорь Игорь

Интересно когда появится юбер для юберсервисов

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

всё так, рынок большой. в спб так и не смогли найти русскую сиделку. нерусская получала 1 200 в день и вела себя как в армии бойцы из республик средней азии: первый год "не понимаю", второй год "не положено". русский плохо знала и ничего не понимала, и не хотела ничего менять. но у нее были документы (как? откуда?) по которым можно было её где-то отметить и получить небольшую компенсацию.

Ответить
Развернуть ветку
Roma Side
Автор

Да, этот рынок сейчас на 90% серый. Но, усиленный контроль государства приведёт к росту стоимости услуг, для и без того обедневших людей. Поэтому развивать его нужно крайне аккуратно и учитывая интересы всех сторон.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда