Сергей Топоров, LETA Capital: Четыре вопроса инвестора к интернету вещей

Старший менеджер по инвестициям фонда LETA Capital Сергей Топоров написал колонку про интернет вещей — взгляд на тренд со стороны инвестора. На примере стартапа для удалённого управления автомобилем Remoto он объяснил, как нужно презентовать подобный проект фондам.

Тема интернета вещей и умных девайсов сейчас сильно перегрета. «Смарт что угодно», мультиварки с Wi-Fi и сковородки переполняют рынок. Фитнес-трекеры вроде Jawbone и Fitbit дают кучу статистики, но 90% людей через 2-3 месяца перестают ими пользоваться, так и не поняв, что с этой статистикой делать. При этом количество подключенных к интернету девайсов (сейчас, по данным ABI Research, их более 16 млрд) и рост цен на них говорят о безусловной перспективности темы интернета вещей. 

Три проблемы интернета вещей

Еще недавно основной проблемой интернета вещей было исчерпание IPv4-адресов. С разработкой протокола IPv6 этот барьер удалось преодолеть. Но остаются вопросы энергоэффективности, синхронизации и безопасности, которые явно тормозят интернет вещей и инвестиции в него.

Первая проблема для развития интернета вещей — это энергоэффективность. Попадая в зависимость от подключенных устройств, мы должны быть уверены, что в определенный момент не окажемся в ловушке. Например, что из-за севшего мобильного телефона не заглохнет машина и не захлопнется навсегда холодильник.

В данном направлении перспективными будут проекты по повышению энергоэффективности девайсов, меток, модулей. Окажутся востребованными проекты, предлагающие увеличение срока жизни батареи, ускорение ее заряда или создание инфраструктуры зарядных станций. К примеру, израильский проект StoreDot уже предлагает полную зарядку батареи за несколько секунд.

Вопрос синхронизации также остается открытым. Для комфортной работы и повышения спроса на интернет вещей данные подключенных устройств должны быстро и качественно синхронизироваться. В этом случае классическая архитектура хранения данных начнет уступать распределенной.

Проекты в этой сфере уже набирают популярность. В конце октября компания Google купила облачный сервис Firebase, который умеет в реальном времени обновлять данные на всех подключенных клиентах. У Facebook есть Parse, облачная BaaS-платформа для мобильных разработчиков. В России развивается хороший проект по синхронизации данных Swarm.

Огромный вопрос стоит к безопасности интернета вещей. С одной стороны, интернет вещей несет много преимуществ и интересных кейсов, с другой — может затронуть приватность жизни пользователя.

Никто не обрадуется несанкционированному доступу от микроволновки, которая станет прослушивающим устройством, или ботнету в стиральной машине. Привлекательное решение «умного замка» вскоре сможет заменить обычные ключи, а пока к нему есть вопросы по безопасности: попасть в помещение, прикоснувшись к замку, может любой посторонний, имеющий доступ к приложению.

Но надо понимать, что эти проблемы порождают массу возможностей, и решения могут сильно повлиять на ее развитие.

Четыре вопроса от инвестора

Несмотря на всю привлекательность будущего с подключенными устройствами, тема интернета вещей все еще остается очень высокорисковой и капиталоёмкой. Зачем инвестировать сейчас в железо, когда софт гораздо маржинальнее и гибче? Производство — дорогое удовольствие и несет много дополнительных проблем с логистикой, сертификацией, таможней. Будучи стартапом, который ищет инвестиции, нужно знать ответ на этот вопрос.

Недавно мы инвестировали 1,5 млн долларов в bright box — разработчика решения по удаленному управлению функциями автомобиля Remoto. Когда мы смотрим на подобные компании, основными факторами принятия инвестиционного решения становятся ответы на четыре вопроса.

Какую проблему решает проект в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

Инвестору важно понимать, что есть у компании на данный момент, и видели ли, к примеру, прототип продукта клиенты, готовые за него заплатить. Естественно, если проект сырой — привлечь деньги сложнее. Как пользователю и инвестору мне нужно, чтобы устройство решало проблемы, а не подкидывало новые. Интернет вещей должен быть там, где он реально востребован. Например, в таких отраслях, как логистика, автотранспорт, пищевая промышленность.

Remoto провели опрос среди автовладельцев и выяснили, что им необходимо от продукта, а после предложили им нужные возможности.

Сколько реальных клиентов у продукта сейчас и сколько будет в будущем?

На этом пункте часто спотыкаются B2C-проекты. К примеру, техночайник нужен только гикам — платить лишние 30 долларов просто за то, чтобы не отрываться от дивана, хотят не все. Фитнес-трекер – игрушка для увлеченных спортом пользователей, которые знают, зачем замерять данные и как их использовать, а не просто дань моде.

Remoto уже сейчас пользуются тысячи автомобилистов. Для массового сегмента автомобилей подобные предложения практически отсутствуют, поэтому компания приняла решение сфокусироваться именно на нем и предложила автомобилистам доступную по цене технологию. Как инвесторы, при принятии решения мы учитывали, что проект принят официальным импортером KIA в России — «Киа Моторс Рус» — в качестве оригинального дополнительного оборудования для автомобилей бренда и предлагается к установке во всех дилерских центрах KIA.

Как заработать денег в краткосрочной перспективе и как использовать решение сейчас для окупаемости бизнеса?

Нужно иметь план, как дойти до клиентов и встать на каждую полку магазина. Краудфандинг, кстати — хороший тест спроса. Но самое главное — попасть в поле зрения ритейлеров и продавать свой продукт сразу на Запад.

Ответом на этот вопрос у Remoto были текущие продажи в сотрудничестве с KIA, планы по сотрудничеству с другими автомобильными брендами массового сегмента и укреплению лидирующей позиции на рынке мобильных приложений для автодилеров (сейчас у Dealer Mobility более 90 000 скачиваний).

В чем большая история проекта?

Ещё один важный вопрос. Убедите инвестора, что ваше решение широко распространится и станет стандартом в интернете вещей, и тогда он удесятерит свои вложения.

В случае с Remoto, нужно было просто представить, что будет когда все авто подключатся к интернету и смогут общаться с пользователями и между собой. Планов и идей в этом направлении очень много, и мы надеемся, что когда-нибудь этот день наступит.

Если фонды вам отказывают, не переживайте. Причин может быть много: в вас и идею просто не верят, не готовы нести долгосрочные риски, идея реально говно. Но то, что вы что-то начали, уже достойно уважения, и никогда не поздно доказать инвестору, как он был неправ. Когда-то никто не верил в Cisco с его сетевым оборудованием, сейчас они строят город будущего в Южной Корее. В Сонгдо к интернету будет подключено практически все — окружающая среда, строения, транспорт, предметы.

0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Сергей, в целом неплохой формат рекламы продукта. На сколько я помню, это не первый PR Remoto на ЦП.

Мне очень любопытно следующее:

"Remoto уже сейчас пользуются тысячи автомобилистов. Для массового сегмента автомобилей подобные предложения практически отсутствуют, поэтому компания приняла решение сфокусироваться именно на нем и предложила автомобилистам доступную по цене технологию."

А Starline?

На сколько я знаю, цена Remoto с установкой - около 20 000₽. Возможно, что-то изменилось, но чем это доступнее популярных сигнализаций с технологиями CAN/GSM? В чем конкурентное преимущество?

Я понимаю Ивана, он интересное направление выбрал. Нижегородские коллеги хороший аппаратный базис разработали. Но это не дает инновационного рывка по отношению к имеющимся продуктам.

У старлайна функционирует крупное НПО.

Естественно IMHO

1

Ренат,
1. Важно что только наш продукт является оригинальным для Киа. В ближайщее время мы публично объявим еще о сотрудничестве с одним ьрендом из масс сегмента.
2. Наш продукт уже ставит Киа на заводе, это заводская опция. Никакой Старлайн за 20 лет своей работы добиться не смог.
3. Стоимость решение у официального дилера ниже сигнализации с GSM/GPS/CAN примерно на 10 тысяч рублей.
4. Только Remoto корретно работает со штатной системой охраны автомобиля полнустью интегрируясь с ней. Внешний сигнализации ее отключают.

0

То есть 300 штук Kia Soul Space – это уже конвейер? Сами-то себя не обманывайте (не говоря уже об инвесторах).

0

Алексей, это была установка на конвеере. Кроме того это не единственная серия авто, следити за новостями

0

Позвольте полюбопытствовать, почему установка на заводе не удалась Старлайну и другим производителям сигналок, но удалась вам?

0

Комментарий удален

Лучше, когда всего 1 вопрос. Инвестору от стартапера. "А на кой хуй ты мне? Какая такая экспертиза у тебя? Знаешь топа с Фоксконна?"

0

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Читать все 6 комментариев
Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

Улучшили лендинг сообщества маркетологов, опросив 80 человек: неочевидный способ использования custdev

Основная ценность любого клуба – комьюнити, поэтому критически важно было отладить процесс привлечения новой аудитории и удержания старой. В этой статье мы расскажем о первом пункте. До этого был только лендинг, который редко продвигался в платной рекламе, был ориентирован на пользователей уже знакомых с брендом Convert Monster.

Как за 150 тыс. руб. мы увеличили продажи на 67 млн. руб. в месяц

Для нас эта история о том, как начать собирать базовые данные и работать с аналитикой. Для заказчика - это порочный круг из непонимания причин снижения продаж и отсутствия объективных решений.

5 неожиданных сервисов Почты России, которые постоянно выручают меня в бизнесе

В прошлом году я открыл для себя совершенно удивительные фишки Почты России. С тех пор апка Почты у меня на главном экране в айфоне.

@АнтиспамБот — когда ты реальная заноза в з@днице, или как давали отпор «П0шлым_Дев4енкам»

Прошло меньше двух недель с того дня, как в статье на vc.ru я рассказал про @antispamname_bot, предназначенный для борьбы со спамом в никнейме юзеров телеграмма вида «PEАЛЬНЫЕ_ZНAКОМСТVА» и «ПОИСК_PAPTHЕRОV». В новой статье я поделюсь тем, как прошли эти 10 дней: как бота подключили огромные чаты медиа изданий с аудиторией 100 000+ человек, чаты…

Единственная бирюзовая инвестиционная компания в России. Часть 1
Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Документы сгорели, а главный свидетель выпал из вертолёта: история золотого месторождения, стоившего акционерам $3 млрд Статьи редакции

Проект разработки «крупнейшего золотого месторождения» компанией Bre-X на острове Борнео оказался мошенничеством на миллиарды долларов, за которое так и не смогли никого наказать.

Команда Bre-X на Борнео, около 1997 года, слева направо: менеджер участка Джером Альто, старший вице-президент Джон Фельдерхоф, менеджер по разведке Майкл де Гузман и геолог Сезар Пуспос Сalgary Herald
Авито возглавила три рейтинга App Annie
Кнопка 112 — приложение с определением адреса и большой кнопкой вызова
null