ERP — разбираемся с ценностями и мифами

Материал статьи создан из нашего личного опыта работы со средним бизнесом и Enterprise компаниями.

Первое, что важно осознавать при планировании перехода на ERP платформу - это какую ценность эта платформа для вас конкретно в себе несет.

Суть в том, что ERP системы позиционируются как инструменты автоматизации процессов (производственных, закупочных, процессов финансового планирования, кадровые, зарплатные и т.д.), то есть это системы, которые в себе несут ноу-хау этих процессов. Поэтому нужно ответить себе на вопрос: вам нужны процессы, которые заложены в эту систему, или вам нужна автоматизация ваших собственных процессов? Считаете ли вы неэффективными ваши собственные процессы и их надо оптимизировать? Или процессы у вас нормальные работающие, а учет этих процессов, прозрачность в виде консолидированной финансовой отчетности - это то, чего у вас нет?

По большему счету, что такое платформа? Когда-то её не было. Когда-то был какой-то процесс и программисты описали этот процесс в виде некой системы учета, создали под неё структуру данных и некие обработчики, которые с этими данными что-то делают - дополняют, обогащают, структурируют в жизненный цикл и выводят в виде какой-то отчетности, а потом завернули его в упаковку, назвали платформой, и стали продавать всем.

Хороший пример - SAP - в их продуктах очень зрелые качественные процессы.

В частности, SAP провел автоматизацию логистических процессов для PepsiCo (а они были одними из лучших на тот момент), затем обезличил эти процессы и начал продавать как модуль логистики.

Если в вашем бизнесе много логистических процессов, то этот модуль будет для вас самым дешевым решением. Но здесь надо понимать, что беря готовый модуль с ноу-хау логистических процессов и не дорабатывая его, вы предполагаете корректировку своих логистических процессов под структуру ERP.

Такой подход в России используется мало, а в основном на западе, когда речь идет об инвестировании. Если инвестор, разбираясь в какой-то предметной области, покупает стрессовые активы, то дальше он эти активы быстро оптимизирует путем установки ERP системы с качественным процессом и жестким выстраиванием фактических процессов по структуре ERP. То есть платформа не дорабатывается, а наполняется данными, ролями и там начинается рабочий процесс.

Поэтому самый большой миф на рынке, который не осознается бизнесменами, что покупая платформу, они покупают автоматизацию чьего-то процесса.

Что в результате получается, когда вы принимаете решение интегрировать готовую платформу в свой бизнес?

  • управленческая отчетность, витрина данных - хороши для исходного процесса. А для ваших процессов - надо дорабатывать;
  • бизнес-процессы - вроде выглядят хорошо, но если присмотреться - немного по другому - надо дорабатывать;
  • ролевые модели в процессе, то есть распределение функций между участниками - в платформе так, а у вас по другому - надо дорабатывать;
  • какие-то внешние системы, например система первичного учета, где появляются документы по вашим бизнес-процессам - опять не совпадает - надо дорабатывать.

В результате если посмотреть, практически все процессы требуют доработки. Возникает вопрос - за что вы платите, покупая платформу? Вы платите за внешний конструктор, который требует серьезной модификации.

Второй миф о платформах - это миф о монолитности. Существует устоявшееся мнение, что платформа - это единая сущность. Если же посмотреть на платформу технологически, то там много разных компонентов и модулей, обеспечивающих работу с разными разными типами данных, разными процессами и видами отчетностей. То есть разработчик видит там “зоопарк модулей”, которые между собой как-то взаимодействуют, а для человека, далекого от IT, это продукт, завернутый в единую оболочку, установленный на одной железке, то есть воспринимается как монолит.

На самом деле с технологической точки зрения что “монолит”, что “зоопарк систем” - это все равно “зоопарк” и с точки зрения сопровождения и кастомизации одинаково сложные системы. Зачастую даже “зоопарк систем” поддерживать проще”, потому что монолит настолько интегрирован, что изменение в одном месте влечет за собой множество изменений, не всегда явных. Поэтому при работе с большими комплексными монолитными платформами возникает дополнительная неочевидная нагрузка - так называемое регрессионное тестирование, когда внося изменения в один модуль надо проверять все остальные процессы, показатели качества данных и результаты во всех остальных модулях.

Поэтому покупая монолит нужно осознавать, что вы зависите от технологии, которую выбрала конкретная компания-разработчик, от понимания этой компанией процессов и как с ними надо работать и от того, какие инструменты автоматизации, среды, языки были выбраны для реализации.

Классический пример с той же 1С, что тот технологический инструментарий, который был выбран для разработки их ERP платформы, делает достаточно сложным создание быстрых визуализаций для мобильных устройств.

Сейчас все переходит к тому, что модульность монолитов превращается в концепцию создания отдельных специализированных систем, которые называются микро-сервисы, которые решают одну понятную задачу, и изменение отдельного сервиса не требует регрессионного тестирования всего ландшафта и позволяет менять технологии.

О самих микросервисах, сравнении с ERP системами, напишем на следующей неделе.

77 показов
884884 открытия
4 комментария

Я вот не понимаю почему компании до сих пор готовы отвалить кучу денег за SAP, а потом еще кучку на ее поддержку, когда там 90% всего можно через веб-интерфейс сделать с привычными языками программироавния общего назначения.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Традиция такая

Ответить