Офтоп
Редакция vc.ru

Как интернет-проекту получить согласие клиентов на SMS-рассылку

Сотрудники агентства мобильного маркетинга Devino Telecom написали для ЦП колонку, в которой продолжили начатую ранее тему правовых тонкостей подписки абонента на SMS-рассылку и рассказали, как получить согласие через интернет. 

Поправки в закон «О связи», вступившие в силу в октябре нынешнего года, в корне изменили функционирование правила мобильных коммуникаций с клиентами. Теперь закон не разграничивает разные виды SMS-рассылок — получать согласие абонента нужно в любом случае, даже если собираешься отправлять сервисное или транзакционное сообщение. По закону, без согласия нельзя даже отправить код с подтверждением регистрации на сайте. Другой вопрос, что мало кто будет жаловаться на такие сообщения.

Для начала разберемся в типах SMS. 

  • Транзакционные. На эти сообщения приходится большая часть рынка SMS-информирования. Это сообщения от банков или платежных систем о передвижении денежных средств. 

  • Сервисные. Второй по распространенности и популярности тип сообщений. К нему относятся сообщения, вызванные какими-либо действиями получателя. Заказ такси или авиабилета — сообщение о подаче машины или изменении в бронировании, покупка в онлайн-магазине — SMS c информацией о статусе заказа (собран, отправлен, доставлен). 

  • Рекламные. Сообщения, рекламирующие товар или услугу. Именно такие SMS чаще всего называют спамом.

На транзакционные и сервисные сообщения получатели жалуются реже всего. Но, в любом случае, доказывать наличие согласий придется заказчику рассылки. Как собрать эти согласия, если компания имеет дело с клиентом в удаленном режиме? Например, если проинформировать покупателей хочет интернет-магазин?

Есть два варианта легального получения согласия на SMS-рассылку. Например, при оформлении покупки можно сделать чекбокс с подтверждением согласия на получение рассылки и принятием условий оферты. В оферте нужно обязательно предусмотреть пункт о согласии на обработку персональных данных. Также важно, чтобы галочка на получение согласия не была автоматической, а проставлялась клиентом вручную, в противном случае согласие считается нелегальным, а абонент имеет право подать жалобу в ФАС. Результат — штраф до 500 тысяч рублей.

Многие боятся, что после прохождения SMS-аутентификации, например, когда интернет-магазин просит подтвердить заказ вводом пароля из сообщения, могут приходить платные сообщения. Такие, как, например, персональный гороскоп, который будет каждый день методично поедать ваш баланс. Клиенту в такой ситуации можно только посоветовать внимательно ознакомиться с условиями осуществления рассылки. Компания же, в свою очередь, должна максимально полно прописать все условия информирования.

Второй вариант получения согласия клиента — заполнение анкеты на сайте. Такое согласие будет принято и антимонопольной службой, и мобильными операторами в том случае, если можно однозначно идентифицировать абонента по его персональным данным. Как минимум, необходимо указывать фамилию, имя, отчество и дату рождения — такие сведения минимизируют риски, связанные с идентификацией. Конечно, чем больше данных абонента, тем лучше, но нужно трезво оценивать ситуацию и понимать, что далеко не каждый поспешит указывать паспортные данные или адрес.

Еще один важный нюанс — передача клиентского согласия внешним ресурсам. Однозначно незаконно «делиться» полученным согласием с третьими лицами: например, человек разрешил компании «А» присылать ему рекламные SMS-сообщения, но эта фирма передала его согласие компании «Б». Человек жалуется в ФАС на обе компании. В итоге «А» получает штраф за нарушение законодательства о персональных данных, а «Б» — за нарушение закона «О связи», потому что у нее нет легального согласия клиента. Строчка «даю согласие на обработку персональных данных и информирование посредством SMS-сообщений компании «Рога и копыта» и ее партнерам» — незаконна. 

Совсем другой случай, если «Б» является партнером «А», они действуют под единым брендом, и в оферте указано, что согласие дается на получение SMS-рассылки и от «А», и от «Б».

0
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Pavel Sharonov

Нет. Независимо от содержания и полезности смс-ки должно быть получено согласие абонента!

Ответить
4
Развернуть ветку
Дэн

Полностью поддерживаю!

Ответить
0
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Всё просто—предоставлять в рассылке то, что нужно клиенту. А не всякую хуйню о скидках.

Ответить
3
Развернуть ветку
Виктор Маскин

Пока у всех граждан ЭЦП не будет, можно любого за рассылку, без подписи в письменном виде оштрафовать. Тема не раскрыта!

Ответить
2
Развернуть ветку
Dima Tez

Интересно, а почему мне продолжает приходить спам со всякими кредитами? Они плевали на поправки?

Ответить
0
Развернуть ветку
No Name

Убедитесь что в договоре вашего кредита не было пункта на соглашение смс рассылок от банка, если же внимательно читать договор таким вопросом Вы задаваться не будите!

Ответить
1
Развернуть ветку
Dima Tez

Нет у меня кредита и договор ни с кем не подписывал.

Ответить
0
Развернуть ветку
No Name

Тогда все вопросы к оператору вашей сотовой сети.

Ответить
0
Развернуть ветку
Dima Tez

У них один ответ на это: «Спасибо, Ваша заявка принята к рассмотрению»

Ответить
1
Развернуть ветку
Veronika Michailova

Dima, значит жалуйтесь в ФАС.

Ответить
1
Развернуть ветку
Дмитрий Кирьянов

По сути все 2 варианта про которые вы написали одинаковы. Везде заполняется анкета. Либо при заказе, либо просто отдельно, но суть одна.
Есть вопрос по поводу передачи права компании А в компанию Б. К примеру мы собираем данные о клиентах, затем с помощью сторонних сервисов делаем рассылки.
По сути получается мы передаем персональные данные третьему лицу, они конечно слать ничего своего не будут, но хранить и обрабатывать персональные данные, а так же делать рассылки по нашему запросу будут.
Как быть в этом случае, если строка про партнеров в оферте не законна?

Ответить
0
Развернуть ветку
Veronika Michailova

Дмитрий, поставщику услуг вы передаете номера телефонов (базу) для осуществления рассылки от Вашего имени. Это не персональные данные.

Ответить
0
Развернуть ветку
Виктор Маскин

Вероника, можно пруф что моб. телефон не является персональными данными?

Ответить
0
Развернуть ветку
Veronika Michailova

Виктор, согласно ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» п. 1 статьи 3: персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Мобильного телефона для идентификации абонента, давшего согласие на рассылку, недостаточно.

Ответить
0
Развернуть ветку
Дмитрий Кирьянов

Вероника, передается не только телефон, так же передается ФИО.

А если допустим мы работаем в облачной CRM, то опять же все данные клиента хранятся там и оттуда же выполняется рассылка, опять же партнер.

Ответить
0
Развернуть ветку
Veronika Michailova

Дмитрий, незаконно передавать согласие на получение информации (проще говоря на рекламную или информационную рассылку), но передавать персональные данные на обработку третьим лицам закон не запрещает при соблюдении некоторых условий:

Статья 6 ФЗ "О персональных данных":
4. В случае, если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных
1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Пользуясь услугами добросовестного подрядчика, вы будете обязаны заключить с ним договор, содержащий все эти пункты и обеспечивающий конфиденциальность данных ваших клиентов (которые дали вам свое согласие).

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Читать все 16 комментариев
Британский разработчик беспилотных технологий Wayve привлёк $200 млн Статьи редакции

Стартап разрабатывает систему беспилотного вождения, которая использует камеры вместо лидаров.

Как составить цели на год так, чтобы выполнять их
Искусственная жизнь и метавселенная: рост патентной активности в сфере ИИ

Крупнейший агрегатор патентных данных IFI Claims проанализировал, какие страны и компании наиболее активно регистрируют права на изобретения в области компьютерных систем, основанных на биологических моделях, иными словами – нейросетях.

5 шагов для спасения бизнеса с помощью контекстной рекламы в Google Ads
«Яндекс» запустит доставку роботами-курьерами в Сеуле Статьи редакции

Сейчас роверы возят заказы в России и США, компания готовится к запуску в Дубае.

Будущее доставки продуктов — за регионами

Опыт сети «Магнит».

Минцифры предложило Lenovo, HP и Acer выпустить ноутбуки с российскими процессорами Статьи редакции

По словам источников, в устройствах используют процессоры «Байкал».

Acer выпустила первый ноутбук из переработанного пластика

Теперь он продаётся в России.

Сбермегамаркет не возвращает поддельный товар. Ни одного сообщения от компании по открытому обращению уже больше месяца
Как чат-боты помогают МФО: скоринг, оформление займов и проверка документов в боте

Идея с оформлением микрозаймов через чат-бота в мессенджере упрощает взаимодействие заемщика и МФО и позволяет эффективнее оценивать кредитоспособность клиентов. Стоит ли интегрировать чат-ботов в свои внутренние процессы? Насколько они полезны для владельцев бизнеса? Какие обязанности можно и нужно делегировать чат-ботам для выдачи кредитов? В…

«Яндекс» договорился о мировом соглашении с Avito, Profi.ru и другими по делу о «колдунщиках» — «Интерфакс» Статьи редакции

Компания должна выплатить 1,5 млрд рублей «Российскому фонду развития информационных технологий», сообщают источники издания.

null