Оффтоп Daria Khokhlova
4 463

Михаил Акулов, Hobby World: В кризис спрос на настольные игры растет

Михаил Акулов, генеральный директор российского издательства настольных игр Hobby World, специально для ЦП рассказал о становлении культуры настольных игр в России, знакомстве отечественной аудитории с «Манчкином», сложностях производства деревянных деталей, создании Kickstarter-кампаний для новых тайтлов и выводе собственной игры на рынок.

Hobby World — крупнейшее российское издательство настольных игр, прошедшее путь от маленького фанатского игрового клуба до компании, которая входит в топ-10 мировых производителей настольных игр.

В нашей стране, которая изобилует шахматными гениями, как ни странно, никакой культуры настольных игр не существовало. Все сходилось к классическим настольным играм шахматно-шашечных типов или к играм механики «Менеджера» и «кинь-двинь».

К началу 2000-х мои друзья, путешествуя за рубежом, постепенно начали привозить в качестве подарков настольные игры, которые к тому времени уже были легендами — «Каркассон», «Властелин колец» и, в том числе, сложные, то есть «хардкорные» игры типа коллекционной карточной игры Magic: The Gathering или многочасовой военной стратегии с миниатюрами Warhammer. 

Однако игры, подобные МТG и Warhammer, требуют коллекционирования, а еще компании таких же увлеченных людей. Но аудитория в России, на которую они могли быть рассчитаны, по объективным причинам была сильно ограничена. B то же время эта аудитория была единственной динамо-машиной в российском настольном мире, делая МТG И Warhammer самыми ходовыми настольными играми, помимо наших традиционно любимых «ходилок фишкой по полю».

Обрадовавшись существованию такого комьюнити, мы открыли игровой клуб «Лабиринт», для которого закупали эти игры. В клуб мог прийти любой желающий. Если говорить доступнее — это было нечто похожее на антикафе, с множеством попыток монетизации: от платы за вход до открытия бара внутри клуба. Мы верили в светлое будущее настольных игр в России и надеялись на успех за его пределами.

Вдохновившись успехом «Лабиринта», мы отправились на крупнейшую индустриальную выставку в Германии, где подписали контракт с западным издателем о производстве игры в России. Фактически, свершилась история. Мы были первой российском компанией, разработавшее алгоритм работы с зарубежными производителями, которым сейчас пользуется любое порядочное отечественное издательство.

Локализовав «Колонизаторов» в 2002 году и познакомив с этим воплощением идеальной классической настольной игры европейского типа широкую аудиторию, мы, фактически, разорвали шаблон у российского потребителя. С момента издания «Колонизаторов» мы знакомим все больше людей с культурой настольных игр. После продолжительного застоя в индустрии, который продолжался вплоть до начала XXI века, первостепенная сложность в популяризации — борьба со стереотипами. 

Неджентельменский набор мнений о настольных играх — «это скучно», «это Монополия», «это для детей».

И самый простой способ популяризации как «тогда», так и «сейчас» — посадить человека за игру. Прямая реклама в нашем случае не работает.

Первый производственный опыт

Первый же опыт общения с подрядчиками сразу заставил задуматься об инвестициях в собственное производство. Буду тысяча первым человеком, который посетует на производственные сложности в начале пути: в России, к величайшему удивлению, невозможно производить деревянные компоненты. Вообще никак. А в первом тираже «Манчкина», к нашему стыду, покупателям пришлось вынимать игровые карты из цельных листов.

Как здравомыслящие люди, мы попытались решить эту проблему при помощи западных партнеров. Всё бы здорово, за исключением жестких нарушений дедлайнов и огрехи в контроле всех циклов производства. А дело в том, что, в большинстве своем, только российские издатели имеют собственные типографии. На западе команда, занимающаяся разработкой игр и производством разделены, то есть работы по печати и производству компонентов игр ведутся через подрядчиков.

Итого, чтобы в конечном итоге получить отменный продукт, мы, по возможности, стараемся максимально перенести производство на наши собственные заводы в Россию.

Разработка игры

Гениальную игру для локализации найти в России гораздо сложнее, чем на западе, так как на западный рынок новые игры выходят в бешеном количестве. И не потому что у нас талантов нет — их просто еще не воспитали. Культура настольных игр на нашей родине находится в пубертатном состоянии.

Обратный процесс издания не сильно проще. Как только ты находишь шедевральную настольную игру, встает вопрос адаптации под российский менталитет из-за большого количества текста, смысловой нагрузки и разницы культур. Мы посмеемся не над каждой американской шуткой. И наоборот.

Самый наглядный пример — вышеупомянутая пародийная игра «Манчкин».

Выводить собственные настолки на западный рынок ещё одно хлопотное, но занимательное занятие. Не будучи носителями языка и культуры, мы проделываем титаническую работу по локализации игр на английский язык. Из-за огромного желания взорвать рынок и нежелания облажаться. И, конечно же, не забывая о качестве.

Чтобы оценить ожидания атакуемого нами рынка, мы провели кампании на Kickstarter, и затраты на них примерно равнялись сумме, которую мы ожидали собрать. Проекты «Берсерк» и «Голливуд» оказались суперуспешными, каждый из которых собрал свыше 300% от ожидаемых сумм. Краудфандинг — отличный способ привлечь внимание дистрибьюторов (в нашем случае это иностранные издательства), которые придут к тебе сами. Если ты классный.

При идеальном раскладе маркетингом продуктов на Западе займутся сами дистрибьюторы, что избавляет компанию от затрат на рекламу.

Как выйти на рынок с собственным продуктом

Если у вас есть идея отличной игры, и вы хотите её реализовать — есть два варианта развития событий. Первый путь — прийти в издательство, которое выкупит у вас лицензию на издание игры, доработает и сделает её коммерчески успешной, займётся маркетингом и дистрибуцией, а в последующем вы будете получать от 5 до 10 процентов с продаж.

Если же есть уверенность в неотразимости своего проекта, то можете пойти по пути, аналогичному Hobby World (по моей личной оценке, вывод продукта на рынок обойдется порядка полутора миллиона рублей): напечатать стартовый тираж, запустить рекламную кампанию и найти каналы сбыта.

В кризис спрос на «многоразовые» развлечения растет — люди меньше тратят и больше времени проводят дома. Даже в такое нелегкое время настольные игры остаются ходовым продуктом. Я убежден, что рынок настольных игр — один из самых привлекательных в России.

#Рынок_игр #рынок_игр #рынок_игр_в_России #мир_хобби #настольные_игры #михаил_акулов #hobby_world #манчкин

{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u044b\u043d\u043e\u043a_\u0438\u0433\u0440_\u0432_\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438","\u0440\u044b\u043d\u043e\u043a_\u0438\u0433\u0440","\u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435_\u0438\u0433\u0440\u044b","\u043c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b_\u0430\u043a\u0443\u043b\u043e\u0432","\u043c\u0438\u0440_\u0445\u043e\u0431\u0431\u0438","\u043c\u0430\u043d\u0447\u043a\u0438\u043d","hobby_world","gamedev"], "comments": 14, "likes": 13, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 6056, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 6056, "author_id": 5723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/6056\/get","add":"\/comments\/6056\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/6056"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

14 комментариев 14 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Все отложат свои ipad`ы с Hearthstone и начнут играть в монополию... как-то сомнительно :) В наше то время.

Ответить
2

Здесь речь скорее о том, что когда друзья позовут собраться где-то (в баре, кафе, ресторане), многие с радостью примут приглашение поиграть дома за настольными ламповыми играми.

Hearthstone — это про поиграть одному по сети с друзьями.

Ответить
1

давно в кафе рядом с молодыми пользователями смартфонов/планшетов сидели? какие монополии, какие офлайн игры? все сидят и тупят в экраны - игры, соцсети, инстаграмчик... печально конечно всё это :( но ничего не поделаешь, такова реальность.

Ответить
1

В чайхоне, кстати, часто вижу людей, которые играю в классику типа шахмат и нард)

Ответить
4

Это очень хорошие люди! :) Жаль что таких всё меньше и меньше :(

Ответить
0

Мы играем в настолки, сидя в баре.
Мы играем в настолки в антикафе.
Куча моих знакомых дарят настолки друг другу. Это дико развитое сейчас направление.

Ответить
1

Богдан внимательно прочитал про монополию ))) :

Неджентельменский набор мнений о настольных играх — «это скучно», «это Монополия», «это для детей».

Ответить
1

И самый простой способ популяризации как «тогда», так и «сейчас» — посадить человека за игру. Прямая реклама в нашем случае не работает.

Было бы интересно узнать что пробовали из "прямой" рекламы и почему не получилось.

Ответить
2

попробуем опросить Михаила о продвижении подробнее, раз интересно

Ответить
0

По-моему все логично. Речь идет о совершенно новых для человека ощущениях, и он вряд ли заинтересуется покупкой большой дорогой коробки, просто увидев рекламу.

Ответить
0

но ведь цель рекламы - заставлять вас и нас покупать большие дорогие коробки.

Ответить
0

Да, любителей настольных игр очень много, есть нормальные любители которые играют в несложные игры, а есть задроты которые умудряются играть в войнушку с эльфами и магией при помощи карточек)) Эта категория людей мне совершенно непонятна) Или у них фантазия как у Джобса или они наркоманы :)

ЗЫ. С настольно-игровым бизнесом знаком есличо. Как раз одной настолкой занимаюсь, правда экономической типа монополии но приближенной к реальности)

Ответить
0

знаю человека, который настольный Warhammer 40.000 коллекционировал (ну и играл активно разумеется), учась в Лондоне, потом при возвращению в Россию - аккуратно перевозил все сюда. К слову, не все смог перевезти, чем был огорчен)

Ответить

Комментарий удален

0

Хобби, огромное вам спасибо за вашу деятельность, особенно за сотрудничество с ФФГ - вы дарите нам невероятные повторяющиеся приключения за смешные деньги.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления