Офтоп Konstantin Panphilov
1 290

Письмо в редакцию: Как подружить покупателя и продавца при помощи шаблонных лицензий

Создатель планировщика финансов Nyze Андрей Селин написал в редакцию письмо, в котором рассмотрел сложности юридического регулирования деятельности онлайн-сервисов и предложил способ для упрощения жизни пользователей и поставщиков услуг при помощи набора заранее прописанных базовых договорённостей.

В нашу жизнь незаметно входит понятие пользовательского соглашения. Наверное, уже совсем редкий человек не читал условия использования сайтов-купонаторов или условий покупки бриллиантов в игре для планшета. 

Появились и такие, кто читал Конституцию, и кто с уверенностью цитирует регламент общения с дорожными полицейскими. Юридические аспекты предпринимательства становятся все более актуальными, а ситуации — более массовыми. Практика регулирования прав и обязанностей — прекрасная новость, однако однажды столкнувшиеся с ней вам скажут, что сколь бы четко сформулированным ни было ваше пользовательское соглашение, стресс гарантирован. Его можно лишь приуменьшить.

Я бы хотел познакомить вас с разными примерами такого стресса и кардинально новым подходом к его снижению.

Пример 1

Однажды я стоял в очереди в отделении одного из банков новой волны, позиционирующих себя как быстрых и более клиентоориентированных. Причиной задержки был парень, который уже, как минимум, полчаса занимал все внимание одной из операционисток — и делал это без особого удовольствия. 

Из его периодических нервных выкриков постепенно складывалась прозаическая картина: однажды он взял кредитную карту и использовал её в соответствующих целях, потом не без труда погасил кредит и забыл на время. Но, в соответствии с условиями, описанными где-то внутри пятисотстраничного договора, ему следовало бы попросить заверенное уведомление об успешном окончании расчетов, так как без этого документа возможные издержки несовершенной банковской отчетности ложились на него — что и произошло.

Достаточно сложно уже написать один абзац, описывающий ситуацию из этой области, чтобы не спровоцировать у читателя порыв побыстрее перейти дальше, отдалиться от этой трясины. От всего, подстерегающего нас за фасадом красивых объявлений на высококонкурентных рынках, где все средства хороши и истинное лицо клиентоориентированности, как бы громко это ни звучало, обнаруживается уже постфактум.

Пример 2

Одним из толчков к написанию этого текста выступило, вероятно, обновление пользовательского соглашения Facebook, весть о котором не обошла ни одну живую душу и которое, при этом, уверен, не открывал никто. Возможно, в силу пролетарской инертности и доверчивости мы не считаем возможные изменения достаточно принципиальными и думаем, что вряд ли кто-то (а тем более, Facebook) решит обусловить в договоре прямое по отношению к нам бесстыдство. Возможно, в силу опыта множества установок нелицензионных Windows и других нелицензионных программных продуктов, подарившего нам понимание о словоохотливости американцев по части написания договоров и соглашений, мы просто оптимизируем свое время по этой части.

Сколько сайтов мы посещаем ежедневно? Если мы — разработчик или маркетолог, наш ареал ёмок и невелик, мы редко выходим за его пределы. Но метко — так, что месяцами терпим установленный вкупе с чем-то мистически возобновляемый с каждым включением плагин поиска, прекрасно адаптированный для раздражения во всех браузерах. 

И ведь мы с чем-то согласились, установив его — иначе на второй же день его AdSense-аккаунт был бы закрыт. В итоге в своих мучениях приходим к тому, что проще переустановить систему со всеми настройками, чем одолеть этот прекрасный «клиентоориентированный» продукт. А если мы — мама разработчика или маркетолога, что тогда? Со сколькими тысячами оферт мы успели согласиться своим неуходом с сайта? Сколько кнопок и ссылок на них понажимали? Сколько негативного опыта и издержек по времени понесли по вине ловкой манипуляции словами?

Пример 3

Заканчивая рисовать картину процветающей энтропии в сферах, важность которых мы не в состоянии оценить до поры до времени, обратимся к более понятным и осязаемым примерам. Допустим, вы задержались в гостях и вызываете такси в три часа ночи. Предполагается, что вы с таксистом имеете общее мнение о том что такое поездка на такси, но на деле эти мнения часто расходятся. Как выглядит ваша идеальная поездка, чего вы ожидаете от неё:

  1. Я ожидаю, что это будет чья-то вишневая девятка с засаленными сиденьями; 
  2. Чтобы от дверей дуло, а с потолка капало; 
  3. Ожидаю вони в салоне; 
  4. Песню про человека в телогрейке; 
  5. Скорости и маневров; 
  6. Опасности и острых ощущений; 
  7. Нравоучений; 
  8. Политики; 
  9. Каких-нибудь людей на подсадку; 
  10. Богатого на образы монолога о нелегком бытии водителя;
  11. Планирую отдать побольше денег в виду внезапно выяснившихся условий ночных поездок; 
  12. Отдать побольше денег по причине внезапно выяснившихся условий выезда за МКАД; 
  13. Отдать побольше денег, потому что у водителя нет сдачи, а вы уже сдались и просто хотите побыстрее от него отделаться.

И так далее. Вот тот составленный на скорую руку список того, от чего не застрахован ни один из нас. Водитель не замечает, что всё это — не услуга, а настоящее испытание. Для него услуга — это:

  1. Перевозка из пункта А в пункт В. 
  2. Profit.

Обсуждать, сколько мы готовы заплатить за поездку в прокуренной машине, и уточнять, куда везет водитель своего уже имеющегося пассажира — несподручно, да и всего не упомнишь, и мы опять оптимизируем, соглашаемся — это ведь не смертельно. И, таким образом, плохое качество и обман находят себе дорогу в нашу ежедневную практику.

Теперь самое время перейти к тому, о чем на самом деле эта статья. Представьте себе, что вы вызываете такси и при обсуждении условий перевозки говорите вместо оглашения полного списка условий, по которым вы хотите ехать, одну фразу: «Лицензия Такси 100500». Водитель или диспетчер говорит вам: «Хорошо», вы садитесь и дальше всё (с пониманием обеими сторонами) происходит следующим образом, описанным в этой лицензии, а именно:

  1. Вы не платите никаких надбавок связанных с выездом или въездом в город, на другие территории. 
  2. Надбавка за ночное время (при посадке с полуночи до 5 утра) — 10% к общей стоимости посадки и поездки. 
  3. В случае отсутствия сдачи у водителя стоимость поездки округляется в меньшую сторону. 
  4. Возраст автомобиля — до 10 лет. 
  5. В нем: 
    1. Чисто; 
    2. Не дует; 
    3. Не накурено; 
    4. Нет запаха перегара; 
    5. Нет запаха недавно забитого мелкого рогатого скота; 
    6. Нет иных запахов; 
    7. Не капает; 
    8. Не лежит; 
    9. Ничего не гремит; 
    10. Все колеса — одинаковые; 
    11. Есть POS-терминал 
    12. Никакого русского и узбекского шансона, водитель по просьбе пассажира обязуется поставить желаемую радиостанцию. 
    13. Водитель молчит и не инициирует беседу после односложных вопросов 
  6. Скорость передвижения — до 90 километров в час. 
  7. В поездке водитель не останавливается ни по одному отличающемуся от требуемых правилами дорожного движения случаю. 
  8. Стоимость посадки — такая, километра — такая, минимальной поездки — такая. Длина минимальной поездки — 5 километров. 
  9. Расчет производится по наглядному километражу, измеренному независимым приложением. 
  10. Отклонения от маршрута (например, по незнанию) не оплачиваются. 
  11. За каждое несоответствие этому списку — скидка 10%.

Остановимся на десяти пунктах, хотя их может набраться порядка 25 — включая интересы водителя. Достаточно много, чтобы заставить себя прочитать, но есть один огромный плюс: это надо сделать один раз, и согласиться с этим или не согласиться.

Теперь подробнее о том, что я имею в виду, употребляя слово «лицензия». Это — общие правила и принципы взаимодействия физических и юридических лиц, объединяющие best practices в той или иной области. Идея взята из практики лицензий использования программных продуктов — и ее простоты. Мы все знаем, что GNU — это нечто безболезненное. Хоть и её мало кто читал, пользователи знают, чего ждать от нее. Пользователи знают, чего ждать от Inapp-purchases. А вот чего именно ждать от сайтов-файлообменников, например, пользователи не знают.

Так почему бы тогда не сформировать в области интернета несколько базовых лицензий, на основании которых будут действовать тысячи сайтов и бизнесов. И миллионы людей будут знать, чего ждать от этой мерцающей массы. Они могут составлять базовую часть договоров и обретать юридическую силу через это, и могут быть самостоятельными документами, не имеющими прямой юридической силы, но при этом приводить покупателя и продавца под один знаменатель и снимать все известные недопонимания.

Лицензии могут дробиться на составляющие, отображающие коротко и ясно в виде иконок в футере страницы политику сайта в отношении тех или иных сторон пользования. Это может быть, например, градация политик хранения пользовательской личной информации и обмена этой информацией с третьими сторонами и государством. Таким образом, свидетельство канарейки, например, может иметь более ясный канал выражения, чем ежегодная отчетность.

Предлагаю обсудить то, что вы хотели бы конкретизировать во взаимоотношениях с посетителем и что могло бы сделать их более прозрачными и простыми и скомпилировать из всего этого первую версию лицензии «Суперсайт 3000». Начать можно с неких общих принципов и ограничений. Например, мне видится разумным принцип отказа от обогащения за счет неочевидных сопутствующих трат и спрятанных в договоре нюансов.

Важные области помимо этого — это безопасность, приватность, рекламная политика, мера спама, установка хлама вместе с желаемым приложением или плагином, удобство отказа от сервиса или его составляющей и многое, многое другое, что нужно, наконец, разложить по полочкам.

Составленная по итогам обсуждения лицензия будет мною помещена на специальном сайте и изо всех сил выталкиваема в массы. Ожидается, что однажды она станет одним из основных стандартов интернет-проектов. Пользуясь сайтами и приложениями, отмеченными ей, посетитель будет уверен в совершении тех или иных действий без неприятных последствий.

#как_написать_пользовательское_соглашение #лицензия #юридические_аспекты_работы_стартапов

Статьи по теме
Как написать пользовательское соглашение для проекта
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "editor", "tags": ["\u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435_\u0430\u0441\u043f\u0435\u043a\u0442\u044b_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u043b\u0438\u0446\u0435\u043d\u0437\u0438\u044f","\u043a\u0430\u043a_\u043d\u0430\u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u044c_\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u043e\u0435_\u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435"], "comments": 15, "likes": 10, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 6253, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 29 Dec 2014 10:57:55 +0300" }
{ "id": 6253, "author_id": 3, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/6253\/get","add":"\/comments\/6253\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/6253"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

15 комментариев 15 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Самое главное чтобы это было не в бумажном, а в автоматическом программируемом виде. Принимая "лицензию 100500" мы соглашаемся на определенный набор условий, которые автоматически отслеживаются датчиками и на основе этих данных происходит автоматический расчет и списание средств с кошелка (на примере такси). Подобная система поможет исключить маркетинговые манипуляции вида "миллионы выбирают Tide", так как всегда можно посмотреть количество транзакций совершенных с использованием данной лицензии.

Ответить

3

Как минимум один представитель подобной системы представлен на сайте CreativeCommons: http://creativecommons.org/choose/

Авторы добились очень кратких, но ёмких по смыслу описаний лицензий с по-пунктным объяснением что лицензия разрешает и запрещает делать. Всё очень удобно и по полочкам. Забыл, что означает то или иное сокращение или иконка - тыкай по миниатюрному баннеру и читай полную версию размером с пару абзацев. Красота да и только.

Как по мне, идея представленная в этой статье хорошая, но может возникнуть проблема, когда фраза "лицензия 100500" из, допустим, 300000 видов будет только давить на пользователя/покупателя грузом "ну вот, опять надо искать и перечитывать текст, чтобы вспомнить, что там за условия". Поэтому надо как можно усерднее объединить схожие условия и привести их к читаемому и понятному виду. Но это уже ИМХО.

Ответить
1

Разумеется, количество лицензий в одной сфере должно быть минимальным. Потолок - 5 вариаций, допустим.

Ответить
2

Наоборот - никаких ограничений быть не должно. Каждая лицензия сродни приложению, если люди ее выбирают - создателю лицензии идет процент с транзакции. Можно будет выбирать лицензии наборами, как тарифный план, и переходить с одной лицензии на другую с каждой новой транзакцией.

Ответить
2

Не все лицензии требуют монетизации, подумайте и о благотворительных организациях, бесплатных сайтах и альтруистах, среди которых я имею честь присутствовать.

У меня есть маленький сайт, который "грабит" tumblr-посты (с помощью API последнего) с определённым содержимым. И вот хочу я прикрутить к нему лицензию, которая бы поясняла его правомерное использование (без денег, естественно) и содержала в себе пункт вроде "движок автоматический, но может иногда косячить, выдавая что-то совсем нехорошее. В таком случае никакие претензии к автору/держателю движка не принимаются".

Как тут быть?

Ответить
0

Тут речь о двух лицензиях: лицензии по которой тумблер раздает контент и лицензии по которой уже вы договариваетесь с вашим посетителем.
В первом случае это решение сугубо tumblr. Если такой большой сайт примет практику лицензий, это будет большой шаг вперед.
Во втором - вам надо конкретизировать что такое совсем нехорошее - порнография / вирусы / безопасность личных данных либо просто недотестированный до конца фронтэнд с косяками. И включим )

Ответить
0

Вам палец в рот не клади)
Направление возможной монетизации понятно, но необходимо продавать что-то конкретное и удобное. Если в этом не будет достаточного удобства, оно просто станет новой ветвью бюрократизации и профанации и не даст многого ни человечеству, ни конкретному покупателю. Поэтому самый главный вопрос - соблюсти баланс между гибкостью и удобством. Однако, модульность - это наиболее удобная реализация, конечно.

Ответить
3

Тоже пофантазирую. Чтобы не было 5 000 версий стандартных лицензий надо в документе устанавливать общие принципы, которые подойдут большинству участников. А нюансы дописывать уже под каждый сайт.
Если этих нюансов будет на полстранички, то пользователь безусловно сможет их осилить.

Кстати, готов финальный вариант лицензии посмотреть на предмет соответствия законодательству :)

Ответить
0

Павел, раз уж вы сведущи - расскажите пожалуйста, какое место нынче занимают принципы в нем. Я вот слышал, что в ныне разрабатываемой новой международной системе бухучета и налогообложения основополагающим понятием является принцип. И полеты разбирать собираются уже исходя из принципов - какой принцип лицо преследовало - обогащения за счет обмана или принцип стремления ко всеобщему благоденствию? Какое место в правоприменения на сегодняшний момент у принципа у нас в стране и вообще?

Ответить
0

Андрей, вопрос ну оооочень абстрактный) У нас есть в законодательстве принципы, например в арбитражном кодексе это равноправие сторон, независимость судей, состязательность сторон и пр. Но какое отношения принципы имеют к обсуждаемой теме я не очень понимаю)

Ответить
0

Там говорилось о том что действия обуславливаются принципами, подходами. Действие может быть одно, а намерения могут быть разные - и наоборот. И они хотят регулировать и рассматривать ситуации исходя не из проявлений, а из общего направления деятельности, которое вырисовывается из этих проявлений, они это назвали принципом. Получается, что следуя определенному принципу ведения дел, компания никогда не будет делать определенных действий или их комбинаций. Вот таким макаром примерно.

Ответить
2

Разве не выгодны сложные и разнообразные пользовательские соглашения тем, кто их создает? Прозрачные и короткие лицензии выгодны скорее тем, кто их подписывает. Этот конфликт продавцов и покупателей мирно не разрешить, только на уровне законов.

Ответить
0

Выгодны, но этот подход нездоров, не смотря на то что мы с ним свыклись. Это же обман другими, более сложными словами.
Между тем, более прозрачные условия - это конкурентное преимущество.

Ответить
0

Согласен, лицензионное соглашение ПО эта та область которую государство должно урегулировать!

Можно провести аналогию! Вспомните те времена, когда ещё государства не регулировало отношения между работодателем и рабочим! Сейчас всё на много проще - трудовой кодекс!

Ответить

0

Проблема понятна и близка. И решение интуитивно понятно: предлагается сделать стандартные иконки под некие стандартные условия.

Но статья из разряда благих намерений - автор лишь фантазирует, как было бы здорово, если так получилось. И готов бесплатно выложить на специальный сайт. А формулировать предлагается читателям ЦП.

Вместо того, чтобы самому проанализировать потребности пользователей, владельцев сайтов и пользовательские соглашения, для начала, хотя бы десятка сайтов. Вытащить общее, обдумать, нарисовать хотя бы примерные значки. А это время...

А потом выясниться, что это мало кому нужно - из владельцев сайтов, самое главное. И что значки эти ни в коей мере юридической силы не имеют. Не зря же СС пишут "Мол, это наше краткое описание ни в коем случае не лицензия" и т.п.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }