25 лет рунету: как он взрослел

В этом году рунету исполняется четверть века. Это хороший повод предаться ностальгии, а заодно пройтись по самым знаменательным событиям и посмотреть, как менялся русскоязычный сегмент сети.

Что бы ни делали российские интернет-пользователи, — вводили поисковые запросы, слушали музыку, проверяли почту, переписывались в соцсетях, — делают они это преимущественно на российских сайтах. Западным технологическим гигантам вроде Google и Facebook приходится тесниться, вопреки сложившейся в ходе мировой экспансии привычки. Это делает Рунет феноменом Всемирной Паутины, за что мы его очень любим.

Лихие девяностые

Вести отсчет истории Рунета принято с 7 апреля 1994 года, когда официально зарегистрировали национальный домен ru.

Аудитория глобального интернета меньше 6 миллионов пользователей, а большая часть населения России толком не знает о его существовании.

В 1995 году выходит одноименная версия Windows, в которой впервые появились знакомые всем элементы интерфейса — рабочий стол с иконками, панель задач и меню «Пуск».

Вместе с запуском операционной системы в России, Microsoft принимает в качестве стандарта кодировку Windows-1251 — с этого момента русскоязычные страницы отображаются нормально, без всяких ЌÞÅI<ØЗЯδ®.

С 1996 года в пакете с Windows начинает идти Internet Explorer. Поддерживая технологии Microsoft, он по факту задает вектор развития всем веб-технологиям. Ведь если сайт не работает под IE, им не воспользуется большинство пользователей.

В России браузер называют осликом, а все потому, что аббревиатура названия (IE) напоминает звук «Иа», издаваемый животным.

Понаблюдать за исторической гонкой браузеров можно здесь.

В 1996 году запускается первая российская поисковая система — Rambler, которая спустя год публикует первый рейтинг самых посещаемых сайтов.

Вскоре у Rambler появляется серьезный соперник — Яндекс, который понимает пользовательские запросы независимо от падежей и спряжений слов.

Общались друг с другом пользователи Рунета в чате Кроватка, который делился на сообщества по интересам.

C 1998 года можно бесплатно завести себе почтовый ящик на Mail.ru Служба стремительно становится лидером по количеству пользователей.

Сервис Webmoney первым в Рунете позволяет совершать электронные платежи.

В этом же году открывается интернет‑магазин Озон. — аналог американского Amazon.com.

Компьютеры еще продолжают быть редкостью — везунчики соприкасаются с новейшими технологиями в офисах у родителей, где играют в DOOM и Warcraft. Интернет все еще кажется чем-то недоступным.

Как выглядели сайты того времени?

Достаточно взглянуть на ровесницу Рунета, которая практически не изменилась — Библиотеку Максима Мошкова. Пропускная способность интернета того времени не позволяла что-то круче табличной html-верстки с вариациями одного шрифта. Пользователи отключали в настройках браузера загрузку картинок для экономии трафика.

Далеко не у всех крупнейших российских компаний были собственные сайты. Еще не все понимали, чем становится Интернет, и не осознавали потребность быть онлайн.

Но те, кто ощущали дух времени тогда, сейчас стали гигантами — без Rambler, Яndex, Mail. ru, OZON. ru представить современный Рунет невозможно.

Бунтарские нулевые

Новое тысячелетие начинается с того, что слово «Рунет» становится полноценным понятием и попадает в орфографический словарь РАН. При этом уровень проникновения интернета в стране низок — 20% россиян не знают, что такое интернет; 37,3% что-то о нем слышали; и только 3,6% населения регулярно выходят в сеть.

У последних появляется возможность самостоятельно сделать свой сайт и бесплатно разместить его на хостинговом сервисе. Лидером быстро становится Narod.ru. Именно на нем чуть ли не каждый интернет-пользователь считает своим долгом завести хомяка (homepage). Обычно на такой странице содержится краткая биография автора, список его увлечений и какие-нибудь картинки. О вырвиглазном дизайне этих страниц уже ходят легенды. Впрочем, если вы разводите волнистых попугаев, то все не так страшно.

Дурной вкус присутствует не только в визуальном оформлении, но и в речи — огромную популярность набирает жаргон падонкафф (олбанский йезыг), суть которого в нарочно неправильном написании слов. Помните «превед» и «ржунимагу»? Впрочем, многие слова, которыми мы пользуемся каждый день, остались с тех времен — «каменты», «жесть» и пр.

В 2001 появляется русская «Википедия» — всего на четыре месяца позже «Википедии» на английском языке. Отставание Рунета от глобального веба стремительно сокращается.

В 2002 году с легкой подачи группы Ленинград вся страна узнает, что адрес — это не только дом и улица, но и домен в интернете.

Благодаря флеш-технологиям интернет перестает быть исключительно текстовым и становится более живым.

Яркий пример — интернет-мультик «Масяня», который резко набрав популярность, переходит из интернета на телевидение, где рекламирует модемы ZyXel.

Назревает новый конфликт отцов и детей — домочадцы ссорятся из-за занятой телефонной линии, которая нужна для выхода в интернет, и не позволяет в это время пользоваться телефоном.

В Союзпечатях можно купить интернет-карточку и ночами напролет сидеть в аське (ICQ), чтобы не злить старшее поколение.

Это — золотые годы ICQ. Из-за небольших требований к скорости интернета и мощности компьютера, общение в сети становится более доступным.

Бизнес начинает переходить в интернет, что способствует коммерческому успеху универсальных решений по управлению контентом вроде Bitrix, NetCat, UMI и прочих.

Правительство тоже посматривает в сторону интернета и в 2003 году обязывает все госучреждения обзавестись сайтами. Их внешний вид и функционал оставляет желать лучшего, да и от бюрократии и долгих очередей еще не спасает.

С 2004 года начинается массовое распространение пиринговых сервисов. Самым популярным становится RuTracker, откуда можно бесплатно и не совсем законно скачать новенький блокбастер, о котором вы узнали на недавно появившемся Кинопоиске.

Благодаря развитию CSS графический дизайн начинает подражать материальным объектам — появляются выпуклые кнопки с тенями и бликами, флэш-анимации, перегруженность графическими элементами. На сайтах начала нулевых часто встречается фоновая музыка, нагромождение gif-анимаций, массивные боковые меню, уведомления с рекомендацией о версии IE и гостевые книги.

Вторая половина десятилетия проходит под знаменем социальных сетей: с разницей в полгода появляются «Одноклассники» и «Вконтакте». Последняя быстро становится не просто самой популярной социальной сетью в России, но и самым часто посещаемым сайтом Рунета. К концу десятилетия аудитория выростает до 60 млн пользователей.

С этого момента недолгая эпоха домашних страничек уходит в закат, а вместе с ней и сайты вроде Narod. Мгновенное общение теперь тоже ведется в социальных сетях, что способствуют уходу пользователей из ICQ. Широкополосное соединение постепенно приходит на смену удаленному доступу, поэтому от мессенджеров хотят уже не только мгновенной переписки, но и видеочатов.

К середине десятилетия пропускная способность интернет-соединения увеличивается — больше не нужно экономить трафик, сайты начинают активно использовать и графические элементы и слайдеры-карусели с большими фото.

С появлением социальных сетей на сайтах появляются кнопки шеринга, ссылки на корпоративные профили и блоки с подписчиками из социальных сетей.

На первый план ставится удобство для пользователей, инструментарий для создания и публикации контента. Наступает эпоха Web 2.0, когда сами пользователи улучшают проекты и сервисы: блоги, вики-страницы, социальные сети.

Патриархальные десятые

Только в этом десятилетии государство всерьез берется за интернет, в котором видит как угрозу, так и источник прибыли.

С 2010 года многие госуслуги предоставляются в электронном виде. Теперь отправить все документы на оформление загранпаспорта можно за считанные минуты, не выходя при этом из дома.

Одновременно усиливается и контроль со стороны властей — сначала Роскомнадзор создает единый реестр запрещённых сайтов, затем принимается антипиратский закон, из-за чего некоторые популярные ресурсы перестают быть доступными, как например Рутрекер, заблокированный за распространение книг Дарьи Донцовой.

В 2014 году государство предпринимает попытку приравнять блогеров к СМИ.

На этом фоне происходит курьезная ситуация с «Лентой. ру» — бывшие сотрудники интернет-издания передают официальную страницу во «Вконтакте» не новой редакции, а сообществу подписчиков. Таким образом, отделяя его от СМИ и превращая в самостоятельный медиапроект.

В 2015 году вступает в силу закону о переносе персональных данных россиян на территорию РФ, из-за чего вскоре блокируется LinkedIn.

Спустя еще три года государство предпримет попытку полностью заблокировать Telegram из-за отказа предоставить ФСБ ключи для дешифровки переписки пользователей.

Впрочем, пока успехи Роскомнадзора спорные. Закон о блогерах оказывается бессильным в новых реалиях, когда 3000 подписчиков может набрать любой школьник. Аудитория Telegram после блокировки продолжает расти. И только число пользователей RuTracker действительно сократилось, но связывать это напрямую с блокировкой было бы неверно — за несколько лет в корне изменилось то, как пользователи потребляют медиаконтент.

Несмотря на то, что с помощью телефонов уже давно можно серфить интернет, именно с появлением iPhone и распространением LTE кардинально меняется пользовательская активность в сети — происходит поворот в сторону мобильных приложений, которые экономят трафик и просты в использовании.

Медиабизнес повально отказывается от рекламной модели монетизации в пользу подписок — пользователям проще платить раз в месяц, чтобы спокойно стримить музыку и фильмы в любом удобном для них формате — в транспорте с телефона или дома с телевизора, принося деньги онлайн-кинотеатрам вроде ivi и okko.

Общение уходит в мобильные мессенджеры — Whatsapp, Viber, Telegram, которые быстро становятся основным цифровым средством коммуникации.

Навигационные системы и карты объединяются в мобильных приложениях, что позволяет строить новые бизнес-модели для разных целевых аудиторий. Начинается убер-лихорадка — во всех сферах пытаются придумать свой on-demand сервис.

Происходит двусторонний процесс слияния онлайна с офлайном: игроки реального сектора экономики наращивают присутствие в интернете, а устоявшиеся интернет-компании открывают магазины в торговых центрах. К 2018 году доля ecommerce составляет 2,5% ВВП, а Wildberries становится компанией-«единорогом» с оценкой выше $1 млрд.

Российские интернет-компании диверсифицируют свой бизнес и разрастаются в крупные экосистемы, состоящие из множества сервисов — сегодня мы ездим на Яндекс. Такси, заказываем Яндекс. Еду, слушаем Яндекс. Музыку, покупаем билеты на Яндекс. Афише.

В Рунете не прекращаются попытки повторить успех иностранных Amazon и Alibaba — запускаются новые маркетплейсы, к примеру, «Беру», созданный «Яндексом» совместно с «Сбербанком».

Как мы видим, мобильные устройства становятся знаковым явлением этого периода. Вовлечение россиян в интернет подходит к завершению — рост пользователей достигает предельного значения, выйти в сеть теперь не проблема даже в сельской глубинке.

Разрешающая способность мониторов растет, увеличивается количество возможных экранов и разрешений. Сайту стыдно не иметь адаптивную верстку.

Популярность набирают интуитивные конструкторы, которые не требуют навыков программирования. Перетаскивая блоки, можно с нуля создать сайт по своему вкусу. Такие сайты начинают побеждать на разных премиях —к примеру, на церемонии «Золотой сайт 2015» статуэтку забрал сайт, сделанный на Tilda.

В графическом дизайне быстро вспыхивают и угасают тренды, например, параллакс-эффект, мода на который продержалась всего несколько лет.

Пользовательский опыт становится важным фактором в веб-разработке. Дизайнеры теперь думают о том, что будет ощущать конечный потребитель. Существует набор техник и приемов, которые способствуют погружению — анимации, переходы, интерактивные нарративы — мы не заполняем скучные анкеты с чекбоксами, а общаемся с чатботами, чтобы быстрее заполнить информацию о себе.

За 25 лет существования Рунет повзрослел. Интернет перестает быть эксклюзивным, низкий порог входа приводит к тому, что Рунет постепенно лишается бунтарского духа — это проявляется как в более сдержанном графическом дизайне, так и в пользовательских привычках.

Бизнес стремится максимально автоматизировать процессы и оптимизировать расходы, а также учится использовать большие данные для персонализации продаж.

Могущество отдельных компаний усиливается, в Рунете есть свои «олигархи» — к примеру, Яндекс, по словам собственных создателей, сегодня сопоставим со всей Силиконовой Долиной, а не отдельно взятым поисковиком.

Экскурс в прошлое наглядно показывает, что Рунет постоянно меняется и чутко реагирует на любые изменения, происходящие в реальном мире. В подобных условиях делать прогнозы о его будущем трудно, но можно сказать лишь одно — еще через десять лет его снова будет не узнать.

0
89 комментариев
Написать комментарий...
Sam Beckett

Эх, помню интернет 2002 года, когда впервые попал в него. Вот это был интернет! Чувствовал себя причастным к чему-то элитарному и недоступному большинству. )

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Это был некий самообман. Хотя в 2002 реально он был другим. Дух свободы ещё царил, а школоты ещё не было. :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Народ изначально был тем же. Популярность же сделала своё дело.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Вы, видимо, меня не поняли. Раньше были ITшники в основном в интернете. Теперь есть все. Общество не изменилось. Просто сеть стала доступнее и из-за этого популярнее. Закрытое сообщество для избранных стало открытым, но от этого не более понятным как оно работает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Ахаха... пришёл тестировщиком в контору. Потом попросили сервер принять и настроить, потом сеть отдельную сделать...

Ответить
Развернуть ветку
86 комментариев
Раскрывать всегда